Урок русского языка в 1 классе «Согласование имени прилагательного с именем существительным»

1
0
Материал опубликован 18 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным

Тип урока: комбинированный

Цели урока: - формирование умений и навыков определения имен прилагательных в тексте, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными; совершенствование каллиграфии письма, обогащение словарного запаса;

- коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, коррекция внимания и восприятия;

- воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Повторение пройденного материала. (7 мин.)

(слайд № 2)

1.Вступительное слово:

«Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи – именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».

Вот в этом красивом доме живёт красивая художница-волшебница Имя прилагательное. Она будет нас сопровождать во время урока. Позвольте вам представить её:

(слайд № 3)

Я слово замечательное, -

Говорит нам прилагательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Прилагательным меня называют

И по падежам меня склоняют.

Признаки обозначаю,

Все предметы украшаю,

Разукрашу, опишу,

Какой есть предмет скажу

(слайд № 4)

Что представить наглядно как выглядит Имя прилагательное в тексте предлагаю вам следующее стихотворение:

Эта страница зелёного цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

III. Воспроизведение и коррекция знаний (7 мин.)

(слайд № 4)

«Игра разведка». Вот вам небольшой текст, в котором жудожница- волшебница Имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых она это сделала:

Снег белый. Но бывает голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий.

Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным. Посмотрите, что у нас получилось:

Снег. Но бывает, , , на закате даже, а по форме – , . Его можно потрогать – он, ,.

(слайд № 5)

2. А сейчас попробуем определить предметы по признакам, которые обнаружим в загадках:

Загадки

Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб)

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка. (вишня).

(слайд № 6)

«Отгадай, кто это?». А теперь мы проверим, как вы знаете сказочных героев из мультфильмов:

Ответьте, про кого мы можем так сказать:
- крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
- глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
- длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
- красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
- серый, голодный, злой- Серый Волк.
- рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
- толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
- зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
- лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
- дикий, отважный, ловкий – Маугли.
(слайд № 7)

4. Как художница Имя прилагательное украшает слова, вы можете увидеть на следующих примерах:

(слайд № 8) Дерево- зелёное, ветвистое..

(слайд № 9) Кошка – рыжая, усатая, домашняя.

Гриб – большой, несъедобный, ядовитый.

(слайд № 11) ТОРТ.

5. А теперь скажите, какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

IV. (слайд № 12) Физминутка для глаз. (4 мин.)

V. Актуализация знаний к новой теме. Сообщение темы урока.

1. (слайд № 13) Кластер «Имя прилагательное»

Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

VI. Сообщение новых знаний

1. (слайд № 14) Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным и «надевает ту же одежду, что и имя существительное», т.е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

«Прилагательное + существительное».

2. (слайд № 15) Вот какое нарядное платье у нашей художницы. Это различные окончания украсили его.

3. (слайд № 16). Имя прилагательное отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

4. Словарь: (слайд № 17).

5. (слайд № 18).Измените прилагательные по родам и числам.

6. . (слайд № 19).Исправьте ошибки: (письменно)

роза садовое,

чистый пруды,

белая пароход,

красивая платье,

хорошей друга,

у синих забора,

у высокой столба,

трудный задача,

кислая яблоко,

7. . (слайд № 20). Алгоритм работы с именем прилагательным.

8. (слайд № 21). Согласуйте имя прилагательное с существительным

родн... (краем, отечества, городом).

VIII. (слайд № 22). Физминутка.

IX. Закрепление знаний

1. (слайд № 23). Дописать окончания.

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

2.(слайд № 24). Подобрать имена прилагательные к именам существительным .

Вечер, ночь, утро (сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная).

3. (слайд № 25). Антонимы (устно).

Большой –маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой

4. (слайд № 26). Самостоятельная работа.

За грибами

Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой.

5. (слайд № 27).

Знаешь ли ты, что… (опрятный)

. (слайд № 28). (красный)

6. (слайд № 28). Игра «Ласковые слова)

Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди.

А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

VII. Повторение и обобщение. (3 мин.)

(слайд № 29).Имя прилагательное.

(слайд № 30). «Верные–неверные утверждения»

(слайд № 31). Синквейн

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Прилагательное

Какое, какая, второстепенные

Согласуется, склоняется, изменяется

Обозначает признак предмета

Часть речи

VIII. Подведение итогов. (3 мин.)

IX. Домашнее задание. (2 мин) (Упр. 141)

Предварительный просмотр презентации

Согласование имени прилагательного с именем существительным Учитель русского языка и чтения Долганина Мария Михайловна

Имя прилагательное Я слово замечательное, - Говорит нам прилагательное, Я равного себе не знаю: Я признаки обозначаю. Без признаков предмета нет- Об этом знает целый свет. Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь. Прилагательным меня называют И по падежам меня склоняют. Признаки обозначаю, Все предметы украшаю, Разукрашу, опишу, Какой есть предмет скажу

Прилагательные Эта страница зелёного цвета, Значит, на ней постоянное лето. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолёт, стрекоза. Вот тёмно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам.

Игра «Разведка» Снег белый. Но бывает голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий. белый голубой синий серебристый красный пушистый рассыпчатый холодный свежий колючий Снег. Но бывает, , , на закате даже, а по форме – , . Его можно потрогать – он, ,.

Загадки Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка.

Отгадай, кто это? крошечная, заботливая, добрая глупый, непоседливый, любопытный длинноносый, деревянный, озорной. серый, голодный, злой рыжая, хитрая, коварная толстый, подвижный, смешной зеленый, большой, добрый лопоухий, неуклюжий, коричневый. дикий, отважный, ловкий

Было, например, дерево. Прикоснулась к нему художница кисточкой. КАКОЕ стало дерево? Зелёное, ветвистое, …

Была просто кошка. Ничего особенного: кошка как кошка. Художница Имя Прилагательное разрисовала её. КАКАЯ стала кошка? Рыжая, усатая, домашняя

А это что? КАКОЙ стал мухомор? Яркий, ядовитый, … Всё это – признаки мухомора. По этим приметам – признакам мы «признаем» этот гриб и не положим его в корзинку..

Игра «Торт КАКОЙ?» Какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным! сладкий кислый красивый глупый восхитительный резиновый бисквитный вкусный противный мягкий клетчатый праздничный кривой чудесный

Кластер Имя прилагательное Часть речи Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы: какой?, какая? какое? какие? В предложении является второстепенным членом Изменяется по родам, числам и падежам

Имя прилагательное связано с именем существительным Снеговик пушистый какой?

Окончания прилагательных ый ой ий ая яя ее ое ие ые АЯ ЯЯ ж.р. ИЙ ОЙ ЫЙ м.р. ОЕ ЕЕ ср.р. ИЕ ЫЕ мн.ч.

Имена прилагательные отвечают на вопросы: м.р. КАКОЙ? ср.р. КАКОЕ? ж.р. КАКАЯ? мн.ч. КАКИЕ? ИЙ ОЙ ЫЙ ОЕ ЕЕ АЯ ЯЯ ИЕ ЫЕ

Измени прилагательное по родам Измени прилагательное по родам яркий... умный... большой... Докажите, что прилагательные изменяются по числам. Измени их. яркая, яркое умная, умное большая, большое яркие, умные, большие

Согласование имени прилагательного с именем существительным Словарь: опрятный

Знаешь ли ты, что... Опрятный Слово «опрятный», как ни странно, происходит от глагола прятать. Глагол прятать (опрятывать) некогда (да и сейчас в отдельных говорах) означал «приводить в порядок, убирать, наводить чистоту». Отсюда опрятный — чистый, аккуратный.

Исправьте ошибки роза садовое, чистый пруды, белая пароход, красивая платье, хорошей друга, у синих забора, у высокой столба, трудный задача, кислая яблоко, роза садовая, чистые пруды, белый пароход, красивое платье, хорошего друга, у синего забора, у высокого столба, трудная задача, кислое яблоко.

найти существительное, связанное с именем прилагательным Шаг 1 Алгоритм работы: Шаг 2 определить падеж у имени существительного. Шаг 3 по падежу существительного определить падеж прилагательного. Прохладный ветер дул с севера. ветер какой? Прохладный ветер Прохладный И.п. И.п.

Согласуйте имя прилагательное с существительным Согласуйте имя прилагательное с существительным родн... (краем, отечества, городом). краем каким? родным отечества какого? родного городом каким? родным Т.п. Т.п. Р.п. Р.п. Т.п. Т.п.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Дописать окончания Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка. ая ая ые ая ая ая

Подобрать имена прилагательные к именам существительным (упр. 140) Вечер Ночь Утро сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная.

Антонимы: скажите наоборот Большой –…… Толстый – …… Голодный – …… Тупой – …… Твердый – ….. Широкий – ….. Короткий – …... Веселый – …… Легкий – …… Чистый – …… Добрый – ……

За грибами За грибами Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой. Самостоятельная работа

Красный Прилагательное красный обозначало в старину то, что сейчас обозначается словом красивый. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Красная площадь в Москве называлась так много столетий назад потому, что это означало красивая площадь.

Игра «Ласковые слова» Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди. А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ОЙ КАКАЯ? АЯ КАКОЕ? ОЕ КАКИЕ? ИЕ

1.Имя прилагательное – это часть речи. 2.Имена прилагательные обозначают признаки предметов. 3. Имена прилагательные связаны с именами прилагательными. 4.Синонимы – это слова противоположного значения. 5. Имена прилагательные бывают одушевленные и неодушевлённые. 6. Имена прилагательные связаны с именами существительными в роде, числе, падеже. 7. Прилагательные обогащают речь, украшают, делают её ярче, выразительнее, описывают свойства и качества предмета. «Верные–неверные утверждения»

Синквейн Прилагательное Какое, какая, второстепенный Согласуется, склоняется, изменяется Обозначает признак предмета Часть речи

У меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать Я многое не понял На уроке мне было все понятно

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации