Мастер-класс «Формирование и закрепление навыка согласования имен существительных с именами прилагательными, изменяя по падежам, с использованием схем-пиктограмм»

4
0
Материал опубликован 17 March 2018 в группе

Формирование и закрепление навыка согласования имен существительных с именами прилагательными, изменяя по падежам,  с использованием схем-пиктограмм.


 

Грамматическим строем языка дети овладевают очень рано. Дети четвертого года жизни уже пользуются в своей речи такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляют простые и даже сложные предложения. На данном возрастном этапе речь уже становится для ребенка основным средством общения. Но средство это пока еще далеко от совершенства. Малышу еще предстоит полностью освоить богатство родного языка. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием -ом, -ем: мячиком, камнем (творительный падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом», не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания.

Число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения (предложения, включающие в себя не только подлежащее и сказуемое, но и другие члены предложения) у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Ребенок не всегда успевает запомнить некоторые грамматические формы новых для себя слов, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.

На протяжении всего дошкольного возраста речи ребенка свойственны различные морфологические и синтаксические ошибки. Полное овладение грамматическим строем речи наступает как правило лишь к восьми годам. Данный факт подтверждается многочисленными исследованиями в области педагогики.

В работе над формированием грамматического строя речи стоит особо выделить следующие направления: предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективное исправление ошибок, выявляемых в речи детей, совершенствование синтаксиса, развитие «чувства языка», содействие грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.


 

Обучение изменению слов по падежам, согласованию имен существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях. Данное пособие предназначено для формирования и закрепления навыка согласования имен существительных с именами прилагательными, изменяя по падежам с использованием схем-пиктограмм.


 

Данное пособие также направлено на развитие внимания, мелкой моторики, ориентации в двухмерном пространстве (на плоскости). Оно может быть применено в работе по закреплению поставленных звуков и в рамках любой лексической темы.


 

Алгоритм применения пособия.


 

На свободное поле в центре выкладывается картинка с изображением того о чем пойдет речь, например - шапка (лексическая тема "Головные уборы", звук Ш).

У меня нет шапки.

Я мечтаю о шапке.


 

 

  В магазине продается шапка.


 


 

Я увидел шапку в магазине.


 

Я подошел к шапке и купил ее.


 

Я очень доволен шапкой.


 


 

Ребенку можно помогать, задавая соответствующие вопросы. Таким же образом рассказываем о чем-либо, согласовывая с прилагательными (цвет, форма, и т.д.)


 

 


 

 


 


 

 


 

 


 

                                                 

                                                             ЦВЕТ (ФОРМА)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации