Технологическая карта занятия по географии «Особо охраняемые природные территории России»

1
0
Материал опубликован 15 May 2023

8 класс

Технологическая карта

«Особо охраняемые природные территории России»

Учебные этапы

Содержание учебного материала с указанием заданий

УЭ-1

8-10 мин

Работа с терминами и понятиями.

Задание:

1. используя текст учебника и дополнительный источник информации, запишите пояснения к понятиям заповедник, ООПТ, заказник, национальный парк, памятники природы.

УЭ-2

8-10 мин

Работа с блок-схемой.

Задание: используя текст учебника, заполните блок-схему.

Виды ООПТ

t1684153906aa.gift1684153906aa.gift1684153906aa.gift1684153906aa.gift1684153906aa.gift1684153906aa.gift1684153906aa.gift1684153906aa.gif

УЭ-3

10 мин







Работа с дополнительным текстом.

Историческая справка развития заповедного дела в России.

Задание: прочитать текст,  ответить на вопрос: как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?


Уже на самых ранних этапах своего развития племена, населявшие территорию нашей страны, обращали внимание на необычные явления природы — водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.

Позднее, в VI–VII вв., возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т.е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.

Со времен княгини Ольги летописи упоминают о наличии таких угодий на всей территории Киевского княжества, т.е. существовала сеть заповедно-заказных территорий, богатых по видовому и количественному составу, которые послужили основой для создания заповедных территорий в наше время.

Заповедниками в полном смысле сегодняшнего понимания этого термина служили в России XVI–XVIII вв. «засечные полосы» — пограничные леса. По указу 1638 г. следовало «учинить заказ крепкий, чтобы в заповедный засечный лес никакой человек для бортных ухожий (лесное пчеловодство) и для рыбных ловель, и бобровых, и выдряных гонов... не ходил». А нарушителям грозило «быть в смертной казни без всякой пощады».

Несомненный вклад в дальнейшее формирование идей заповедности внес Петр I указом от 19 ноября 1703 г. об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. И уже тогда были предприняты первые шаги по инвентаризации отдельных биологических объектов этих площадей: учет дичи, описание и картирование заповедных деревьев, дубовых насаждений. Петр I указал «заботиться о сохранении лесов и во всех местах, где возможно, добрые и притом другие потребные веши насаждать и возвращать».

Понятие заповедности в XIX в. главным образом связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира. Указ Сената от 10 ноября 1832 г. повелевал выделять в неприкосновенный запас из лесов казенных крестьян «заказные рощи», получившие название «заповедные». Их охрана возлагалась на волостные правления. Такая практика надежно обеспечивала сохранение лесов для будущих поколений.

Основы современного отечественного заповедного дела были заложены в конце XIX — начале XX вв. идеями выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: В.В. Докучаева, И.П. Бородина, Г.Ф. Морозова, Г.А. Кожевникова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, А.Н. Формозова и др.

Первый общегосударственный акт «Об установлении правил об охотничьих заповедниках» принят в октябре 1916 г. царским правительством. В декабре того же года «распоряжением, объявленным Правительствующему Сенату Министром Земледелия», на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.), Астраханский и Ильменский (1920г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).

В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га. Заповедники могут быть специальными и комплексными


УЭ-4

7 мин

Работа с таблицей.

Задание:

Используя текст учебника, дополнительную информацию, карту атласа заполните таблицу.

Особо охраняемые территории

Название

Местоположение

Особенности






Критерии оценивания:

10-13 баллов оценка «3»

14-17 баллов оценка «4»

18 и более оценка «5»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации