Технологическая карта по окружающему миру
Технологическая карта урока
Автор урока: Паутова Светлана Сергеевна
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
Автор УМК: Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2011
Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
- систематизация и расширение знаний об овощах и фруктах;
- знакомство с различными группами витаминов и их значением для человека;
- научиться соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Задачи урока:
– систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
– дать понятие о витаминах, раскрыть их значение для человека;
– актуализировать сведения о правилах гигиены, правильного питания при употреблении овощей и фруктов;
– развитие логического мышления, интереса познания окружающего мира, самостоятельности, навыков работы с информацией;
– продолжить работу по воспитанию у учащихся стремления к здоровому образу жизни;
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
иметь представление о разнообразии овощей и фруктов;
называть значение овощей и фруктов в питании человека;
называть пользу витаминов для здоровья человека;
соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Метапредметные:
регулятивные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
планировать учебную деятельность;
удерживать учебную задачу в течение урока;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
познавательные:
группировать (классифицировать) овощи и фрукты на основе выделения главных признаков каждой группы;
выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;
находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием;
различать значение витаминов А, В, С в жизнедеятельности человека.
коммуникативные:
строить монологические высказывания;
работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимать значение пользы овощей и фруктов, витаминов, содержащихся в них;
понимать необходимость соблюдения правил гигиены при употреблении овощей и фруктов;
понимать пользу витаминов для здоровья человека.
Образовательные ресурсы и средства обучения:
- Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- Видеофрагмент;
- Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 2-ая часть;
- Рабочая тетрадь Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс, 2-ая часть;
- Предметные картинки;
- Изображение «Муравьишка»;
- Конверт, карточки с заданиями;
- Корзина с фруктами;
- Плакат «Правила работы в группе»;
- Плакат с изображением дерева, изображения яблок (красные, желтые, зеленые)
Методы и формы:
Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Организационная структура урока
Этап | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | УУД |
I. Организационный момент | - Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! | Приветствуют друг друга. Настраиваются на урок. | фронтальная | Личностные: - мотивация к изучению нового учебного материала |
II. Актуализация знаний | Организует проверку д/з, задает вопросы по предыдущей теме. - Зачем нам нужно ночью спать? - Ребята, а как нужно правильно готовиться ко сну? - Мы с вами знаем очень много разных профессий. Люди каких профессий ночью не спят? | Отвечают на вопросы педагога. | фронтальная | Личностные Коммуникативные: - высказывания детей |
III. Самоопределение к деятельности. | (На доске висит изображение Муравьишки, рядом стоит корзина с овощами и фруктами) - Ребята, к нам в гости опять заглянул наш друг Муравьишка. Он нам приготовил задание. Вот только я не пойму, что в этой корзинке. - Давайте с вами попробуем разобраться, где здесь овощи, а где фрукты? - Ребята, а как вы считаете зачем Муравьишка принес так много овощей и фруктов? - Ребята, как вы считаете о чем на уроке сегодня пойдет речь. | Отвечают, что в корзине лежат овощи и фрукты. Помогают педагогу поделить все на 2 группы (овощи и фрукты) Пытаются ответить на вопросы учителя. Делают предположение, что они полезны для человека. Делают предположение о чем пойдет речь. Читают тему урока на доске («Почему нужно есть много овощей и фруктов?») | фронтальная | Познавательные - общеучебные: умение выдвигать гипотезы Коммуникативные (высказывания детей) Регулятивные ( целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно) |
IV. Работа по теме урока | - Ребята, у нас легко получилось определить, что нам принес Муравьишка. Но на этом задания не заканчиваются. Оказывается Муравьишка приготовил для нас еще загадки (учитель вытаскивает из сумки Муравьишки конверт). -Давайте попробуем их отгадать. (По мере отгадывания, вывешиваются картинки на доску, с соответствующим изображением) Далее педагог показывает таблички с надписью «ОВОЩИ» , «ФРУКТЫ». - Ребята, помогите мне правильно расположить эти надписи. - Ребята, вы большие молодцы. А как мы можем отличить фрукты от овощей? Далее идет работа с учебником стр. 54 | Учащиеся по очереди достают из конверта открытки с загадками и читают их (Приложение 1). Подсказывают учителю, как правильно расположить таблички. Учащиеся высказывают свои предположения. | Фронтальная индивидуальная | Коммуникативные: - речевые высказывания Познавательные (информационные) Познавательные: - группировать (классифицировать) овощи и фрукты на основе выделения главных признаков каждой группы; |
V. Физминутка. | Учитель читает текст , показывает упражнения. Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте) Овощи Ослик ходит выбирает, (Обвести глазами круг.) | Выполняют упражнения. | Личностные: - понимать необходимость соблюдения правил по соблюдению здорового образа жизни. | |
VI. Продолжение работы по теме урока | - Ребята, мы продолжаем наш урок. Муравьишка в руке держит карточку с каким-то словом (на карточке написано «ВИТАМИНЫ»). - Ребята, кто знает, что такое витамины? (Витамины - органические соединения, которые необходимы организму человека для его нормальной каждодневной деятельности.) - Для этого я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы (педагог обращает внимание детей на доску, где висит памятка). Каждой группе выдается карточка с заданием (дети должны подготовить сообщение об определенном витамине, узнать в каких овощах и фруктах этот витамин содержится, оформить рисунок). Работа с учебником стр. 54-55. - Ребята, Муравьишка очень внимательно слушал ваши выступления. У него возник вопрос: какой витамин важнее? - Какой мы можем сделать вывод? (У каждого витамина своя роль, они все очень нужны нашему организму, мы должны употреблять в пищу все фрукты и овощи, так как они содержат разные витамины). - Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. - Все ли верно сделали герои нашего ролика? - Молодцы, ребята! Фрукты и овощи нужно обязательно перед употреблением в пищу мыть! Давайте прочитаем правило на стр. 55 и запомним его. - А какие последствия могут быть, если мы не будем соблюдать правила? - Ребята, сейчас предлагаю поработать немножко в парах. (Рабочая тетрадь стр. 36-37 № 1,2) | Читают, что написано на карточке. Отвечают на вопрос учителя. Дают определение слову «ВИТАМИНЫ». Вспоминают правила работы в группах, работают в группах, работают с текстом, выбирают нужную информацию, рассуждают, аргументируют свои ответы Ответы детей. Совместный вывод учителя и учащихся. Просмотр видеофрагмента. Ответы детей. Читают правило на стр. 55 Отвечают на вопрос. Работа в парах. | Фронтальная Групповая Фронталья Парная | Познавательные: (поиск и выделение нужной информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач) Коммуникативные (договариваться о распределении функций в совместной деятельности; аргументировать и выражать с точностью свои мысли) Личностные: понимать необходимость соблюдения правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. Предметные: иметь представление о разнообразии овощей и фруктов; |
VII. Рефлексия. Подведение итогов. | - Наш урок подходит к концу. Давайте поиграем. Первая игра «Угадай овощ или фрукт» (ученик с закрытыми глазами пробует то, что ему дает учитель и называет что это) - Следующая игра «Кто быстрее» (Учеников делят на 2 команды. Каждой команда выдается корзина с муляжами фруктов и овощей, одна команда вытаскивает только овощи, другая только фрукты. Выигрывают те, кто быстрее выполнят задание). - Ребята, вы научились различать овощи и фрукты? - Что такое витамины? - Почему нужно есть много овощей и фруктов? - Что нужно сделать , прежде чем есть овощи и фрукты? На этом этапе ребятам можно выдать тест для проверки знаний (приложение 2) - Вы молодцы. Очень активно все работали. Сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. У меня на доске яблоня, но на ней нет яблочек. У вас на столах лежит по 3 яблочка. Я предлагаю каждому выбрать яблочко и повесить на нашу яблоньку. Красное яблочко – не понял тему урока; желтое – остались еще вопросы; зеленое – все было на уроке легко, все понял, вопросов нет. | Угадывают по вкусу овощи и фрукты. По очереди определяют к какой группе относится, вытащенный из корзины предмет. Ответы детей. Дети вешают плоды на яблоньку, объясняя почему выбрали плод именно этого цвета. | Индивидуальная Фронтальная индивидуальная | Личностные (установка на здоровый образ жизни) Регулятивные (оценка- выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать себя, находить границы знания и незнания) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
VIII. Рекомендации для дополнительных занятий дома (работа творческого характера). | - Ребята, я предлагаю вам дома с родителями , по желанию выполнить следующее задание: сочинить сказку про овощи или фрукты. - На этом наш урок закончен. Ешьте овощи и фрукты, чтобы быть здоровыми! | Слушают учителя, фиксируют задание. |
Приложение 1
Взяли мы ее одежку, Соль добавили немножко. В кадочках теперь не пусто— В них заквасится…(Капуста) | Под землею подрастала, Круглой и бордовой стала. Под дождем на грядке мокла И попала в борщ к нам…(Свекла) | Любит воду и тенёк, Носит жёлтенький цветок, Усы зелёные растит, И на зубах всегда хрустит! (Огурец) |
В домике одноэтажном Созревает овощ важный. За стеклом сидит синьор, Толстый, красный… (Помидор) | В огороде созревала, Чтоб зимой на дне подвала Для «пюре» большой запас Под руками был у нас! (Картошка) | Жёлтый, а внутри он бел. Даст пучок зелёных стрел. Лишь порежь его, тотчас слёзы выступят из глаз. (лук) |
Висит на ветке колобок, Блестит его румяный бок. (Яблоко) | Очень любят есть ребятки | В форме лампочки она, |
Этот вкусный желтый плод К нам из Африки плывет, Обезьянам в зоопарке Пищу круглый год дает. (Банан) | «Шишка» та растёт на юге, Не на пальме — на земле. Сласть свою хранит в «кольчуге»: Кто её подскажет мне? (Ананас) | Этот жёлтый кислый плод. В странах солнечных растёт. Много пользы найдёшь в нём, А, зовётся он …(лимон) |
Приложение 2 Фамилия, имя __________________________________________
Тест на тему: «ПОЧЕМУ НУЖНО ЕСТЬ МНОГО ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ?»
1. Подчеркни одной чертой названия фруктов, двумя чертами – названия овощей.
яблоко лук виноград апельсин
свекла груша банан лимон
помидор огурец чеснок морковь
2. Как отличить овощи? Почеркни нужную букву.
а) они растут на деревьях, в саду; б) они растут на грядках, в огороде.
3. Допиши предложение.
_________________ это вещества, которые содержаться в овощах и фруктах.
4. Проведи стрелочку от витамина к нужному продукту .
Витамин А
яблоко
Витамин В
Витамин С
капуста
свёкла
лимон
морковь
чёрная смородина
5. Почему надо есть овощи и фрукты? Подчеркни нужную букву.
а) они вкусные и сладкие;
б) они красивые разноцветные;
в) они полезные и в них много витаминов.