Технологическая карта по познавательному развитию «Домик для лисы»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по познавательному развитию
«Домик для лисы»
Разработала: Мешкова М.В.,
воспитатель I квалификационной категории,
МБДОУ детский сад № 4 «Звездочка»
Шушенское
2021 г.
ТЕМА: «Домик для лисы».
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средняя группа.
Образовательная (ые) область (и): познавательное развитие.
Цель: формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства их со свойствами камня и бумаги.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о свойствах бумаги и камня;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения эксперимента;
- развивать умение сравнивать свойства камней и бумаги, результат сравнения обозначить словами (тяжелый-легкая, промокает – не промокает) при помощи мнемотехники;
- развивать умение детей делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь.
Планируемые результаты: Дети продолжают знакомиться, со свойством воды.
Подготовительная работа:
- чтение сказок «Заюшкина избушка», «Три поросенка»;
- дидактические игры на классификацию свойства предметов «Легкий-тяжелый» и т.п.;
- рассматривание камней и видов бумаги в центре опытно-экспериментальной деятельности;
- соотношение качеств и свойств предметов со схематичным изображением.
Материалы и оборудование: халаты на каждого ребенка; игрушка лиса; мнемотаблица «Правила поведения в лаборатории»; карточки с обозначением свойств камней и бумаги; кусочки бумаги, камни, емкости с водой, ложки; аудиозаписи звуков ветра, дождя.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап. | Заинтересовать детей предстоящей деятельности. | Дети играют. Раздается плач. Воспитатель: Ой, ребята, кто это плачет? Давайте посмотрим? Да это же лисичка плачет. Здравствуй, лисонька. Поздоровайтесь, ребята. Лисичка, почему ты такая грустная, что у тебя случилось? Лиса: как же мне не плакать, была у меня избушка ледяная, пришла весна, избушка-то и растаяла. Теперь мне негде жить. | Словесный: беседа. | Дети входят в лабораторию. Стоят полукругом возле воспитателя. Внимательно слушают воспитателя. | Психологическая готовность детей к деятельности. Проявляют интерес для дальнейшей деятельности. |
2 | Основной этап | | | | | |
2.1 | Этап постановки проблемы. | Поставить перед детьми проблему для дальнейшего решения. | Зайчик, мой друг, обещал помочь мне в строительстве нового, красивого дома. Но я не знаю, какой материал использовать. Может мне построить дом из бумаги, или из камня? Зайчик говорит, что лучше из камня, а я думаю, что лучше из бумаги? А вы как думаете? Помогите мне ребята. Воспитатель: Лисичка, ты правильно сделала, что к нам обратилась. Мы обязательно тебе поможем. Правда, ребята? Ребята, а какой должен быть дом? Как можно узнать, какой материал самый прочный? Как вы думаете, что нужно сделать? Правильно, с помощью опытов мы можем многое узнать, то, что нам известно. Отправляемся в лабораторию. | Словесный: беседа, объяснение. | Дети стоят в полукруге возле воспитателя; решают помочь лисе; отвечают на вопросы; высказывают свои предположения. | Дети испытывают желание помочь лисе. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом. | Закрепление правил безопасного поведения в лаборатории. | Ребята, повернитесь и в ученых превратитесь. Теперь мы ученые. Ученые, а как нужно себя вести в лаборатории? Напомните, мне, пожалуйста. Молодцы. Правила мы вспомнили. Учёные, надевайте халаты. Теперь можем в лаборатории проводить опыты. | Словесный: рассказ; Наглядный: рассматривание. | Дети вспоминают правила поведения в лаборатории с помощью мнемотехники). | Вспоминают правила безопасности при проведении опытов. Проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности. |
2.3 | Этап практического решения проблемы. | Закрепление и расширение определенного объема знаний о свойствах бумаги и камня. | Опыт 1 «Прочность» Ребята, как вы считаете какой материал самый прочный? Давайте это проверим. Сейчас проведем опыт и выясним, какой материал самый прочный: бумага или камень. Возьмите в руки бумагу. Давайте ее попробуем ее сжать. Она мнется? Почему? Попробуйте ее разорвать. Рвется? Бумага прочный материл? Почему? Теперь давайте возьмем в руки камень. Ребята, попробуйте камень сжать? Получается? Какой камень на ощупь? Попробуйте его сломать. Мы можем его сломать? А может его можно порвать? Давайте попробуем. Получается? А почему не получается? Камень прочный материал? Давайте, чтобы лисичке было все понятно, в таблицу поместим карточки, которые обозначают свойства материалов. Как вы думаете, какая картинка будет обозначать прочность? Какую карточку поместим над картинкой с камнем, а какую под бумагой? Почему вы так считаете? Лиса: ребята, из какого материала будет самый прочный дом: из бумаги или из камня? Почему? Опыт 2 «Защита от ветра» Воспитатель: Ребята, слышите, ветер начался? Он гонит по небу облака, ветки на деревьях качает. Ребята, давайте покажем, как ветер качает деревья. Физминутка Ветер тихо клен качает, Влево-вправо наклоняет. Раз – наклон и два – наклон, Зашумел листвою клен. Лиса: Ребята, я вот что подумала, а если начнется сильный ветер, вдруг улетит мой домик? Воспитатель: Не расстраивайся лисичка. Ребята, как вы думаете, какой материал лучше защищает от ветра? Лисичка, мы сейчас с ребятами проведем опыт, и определим, какой материал лучше защищает от ветра. Ребята, возьмите бумагу, положите ее на ладошку. Наберите носиком воздух. Давайте подуем на бумагу потихоньку. Что случилось с бумагой? А давайте теперь изобразим сильный ветер. Подуйте на бумагу сильнее. Что случилось с бумагой? Почему? Бумага улетела, потому что она легкая. А теперь возьмите камень, положите его на ладушку. Наберите носиком воздух и подуйте на камень потихоньку. Улетел камень? Наберите побольше воздуха и подуйте сильнее. Улетел? А может, если мы будем на камень часто-часто дуть, удастся сдвинуть камень с места? Улетел? Значит камень какой? Как вы думаете, какая картинка будет обозначать защиту от ветра? Какую карточку поместим под картинкой с камнем, а какую под бумагой? Почему вы так думаете? Расскажите нашей лисичке, какой материал самый тяжелый (камень тяжелый, а бумага – легкая). Если подует ветер, что будет с домиком из бумаги? (Улетит). А из камня? (Будет прочно стоять на месте). Опыт 3 «Защита от дождя» Лиса: Ребята, слышите, начался дождик? А что случится с моим домиком, если начнется дождь? Воспитатель: Не переживай, лиса, сейчас мы это узнаем. Ребята, давайте посмотрим, что же будет с домиком из камня и с домиком из бумаги, если пойдет дождь. Давайте положим камушек в тарелочку. Возьмите ложку, наберите в нее воды и полейте на камень. Что произошло с камнем? Он впитал в себя водичку? Водичка растеклась по камню. Он стал мокрый сверху, но воду не впитал, не промок насквозь. А теперь положите в тарелочку бумагу. Теперь польем водой на бумагу. Что с ней происходит? Посмотрите, бумага впитала в себя воду? Если дождик пойдет, посмотрите, что произойдет с домиком? Да такой домик не годиться. Что мы теперь узнали? Какую карточку мы поместим под картинкой с камнем, а какую под бумагой? Лиса: Ребята, расскажите, что будет, если построить домик из бумаги, что с ним произойдет, если пойдет дождь? А из камня? | Словесный: объяснение, указание, пояснение Двигательный: проведение физминутки. | Дети проходят к столу, проводят опыты с камнями и бумагой; выполняют движения физминутки; высказывают свои предположения; помещают в мнемосхему карточки с обозначением свойств камня и бумаги; формируют выводы. | Дети умеют сравнивать свойства бумаги и камня, результат сравнения обозначать с помощью схем; у детей развивается познавательная активность в процессе выполнения опыта. |
3 | Заключительный этап. | Обобщение полученного детьми опыта опытно-экспериментальной деятельности. | Воспитатель: Да, ребята, мы славно потрудились и узнали ответ на вопрос, из какого материала лучше построить дом? Из какого лучше? Посмотрите на наши картинки, и расскажите, какой материал не годиться для строительства дома и почему? А теперь расскажите лисичке, какой материал годится для строительства дома и почему? Лиса: Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что лучше построить дом из камня. Я побегу в лес строить домик, а зайчик мне обязательно поможет. Воспитатель хвалит детей, просит детей убрать раздаточный материал с рабочего места. | Словесный: рассказы детей. | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы: рассказывают о свойствах камня и бумаги; помогают убрать раздаточный материал; уходят в группу. | У детей сформировано представление о свойствах бумаги и камня; умеют приводить рабочее место в порядок. |