Технологическая карта по предмету «В красном углу сесть — великая честь» (3 класс)
Выполняла: Штина Мария Юрьевна
Технологическая карта по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: |
«В красном углу сесть – великая честь» 3 класс |
|||||
Цели урока: |
Создать условия для формирования понятия о «красном» углу, как об объединяющем центре старинного дома. Сформировать представление о там, как выглядел «красный» угол и почему он так назван, кто занимает место в «красном» углу. |
|||||
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты личностные метапредметные предметные |
||
1.Организационный момент |
Проверка готовности детей к уроку, настрой на работу |
-Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. -Что должно лежать у вас на парте? -верно. -А скажите ребята, с каким настроением нужно приходить на занятие, чтобы всё удалось, всё получилось в процессе урока? -давайте узнаем, какое у вас настроение сегодня. На вашей парте лежат смайлики, поднимите смайлик со своим настроением. |
-Здравствуйте! -Учебник «Окружающий мир», тетрадь, дневник, пенал. -с хорошим, отличным, весёлым -поднимают Хорошее усталое, сонное (мне урок интересен) (хочу спать, не важно, что будем изучать) |
Выражение положит. Отношения к процессу познания, желание узнавать что – то новое. |
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные: Умение слушать и слышать учителя |
|
2.Мотивация к учебной деятельности |
Мотивировать детей на изучение данной темы |
Хорошо, а сейчас, отгадайте загадку, чтобы поднять себе настроение: Есть в нём печь и есть порог, Мама там печёт пирог. Там и лавка и кровать, мы ложимся там поспать. Назовите без труда, где живём мы, господа? -верно, вы молодцы |
-слушают внимательно. -отгадывают : 1)изба 2)дом |
Проявление интереса к изученной теме. |
||
3.Актуализация знаний |
Актуализировать знания по прошлой теме |
-скажите, как эта загадка связана с прошлой темой нашего урока? -а скажите, чем ещё вы занимались на прошлом уроке? -достаньте перед собой опорные конспекты, (учитель выбирает одного ученика, кто пойдёт рассказывать опорный конспект, 5 человек получают карточку -доп.задание, остальные внимательно слушают рассказчика) |
-на прошлом уроке мы вели разговор о доме, о том, что в нём находится. Говорили о старинном доме. -составляли опорный конспект. -рассказ по опорному конспекту (Приложение 1) -5 человек выполняют задания на карточках (Приложение 2) , -остальные слушают того, кто рассказывает. При рассказе опорного конспекта объясняются слова: Чин, опечек, матица |
Познавательные: Общеучебн.уд 1)Поиск и выделение необходимой информации 2)осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Логические синтез информации по конспекту (опорному) коммуникативные умение с достаточной точностью выражать свою мысль. |
1)знание о доме, о избе, о том, что находилось раньше в доме. 2)знание что такое: Печь, опечек, полати, матица. 3)Знание того, почему именно из дерева делают дома и избы (делали) |
|
4.Пробное действие, выявление места и причины затруднений
|
Постановка детьми цели урока и темы урока |
Учитель ставит отметку, за рассказ по опорному конспекту. -ребята, а скажите, Что ещё может находиться в доме (старинном)? -хорошо, а теперь рассмотрите картинки, скажите, что вы заметили? -хорошо А что общего на этих иллюстрациях? -а ещё? -а как называется такое место? -как вы думаете, почему возникло затруднение? -верно, значит отправимся за новыми знаниями! Ребята, а где находится икона? -а этот угол красивый? -а почему? -а вот смотрите, в слове красивый есть непроверяемая гласная. Каким словом можно её проверить? -верно, значит, этот угол как можно назвать? -а красный цвет только ли символ красоты? -верно, скажите, кто может сидеть в красном углу? Ребята, вы говорите всё верно, а сейчас чтобы узнать какая будет тема урока, вам нужно дополнить слова: В _______углу сесть – великая ______. Хорошо, это и будет темой урока. Запишите её в тетрадь. А как вы думаете, что будет целью урока? |
-карточки сдаются (кто писал) -ухват…..(перечисляют) -смотрят -в каждой избе есть стол, стул. Дом сделан из дерева…. (то что изучали, что увидели на иллюстрации) -думают, предполагают: Стол, из дерева сделаны… -на стене висит икона или картина -затрудняются ответить -потому что этого мы ещё не изучали -в углу -да -он чистый, светлый, на нём полотенце красивое, с цветами -словом «красный» (раньше говорили «красна девица – красивая девица») -красным -нет, это символ храбрости, защиты, почёта, уважения -гость, хороший человек, уважаемый человек. В красном углу сесть – великая честь. -узнать, кто может находиться в этом углу? Чьё изображение будет в нём? (предполагают) |
Смыслообразование (связь цели и мотива) |
Регулятивные: Целеполагание (постановка цели и темы урока) Познавательные: Общеучебные уд 1)выделение и формул.уч.цели 2)структурирование знаний Логические уд 1)умение анализировать информацию |
знание: 1)что такое красный угол 2)почему он называется именно так 3)какой он? |
5.Построение проекта выхода из затруднения – планируемая деятельность |
-умение организовывать свою деятельность, строить план её реализации |
-а теперь попробуйте составить в тетради план работы по данной теме. -верно |
1)Что такое красный угол (работа с понятием) 2)Работа с учебником, что мы можем узнать о том, чьи изображения находятся в красном углу. 3)Составление опорного конспекта по теме ( с обсуждением) 4)Обобщение изученного, что узнали, что показалось интересным |
Регулятивные: Прогнозирование Планирование своей деятельности |
||
6.Реализация построенного проекта |
-умение реализовать то, что запланировано, проверяется умение работать с планом |
-напишите в своей тетради определение «красный угол» - это….(выпишите из учебника это определение) -прочитайте -а теперь, поработаем с учебником -учитель вместе с детьми изображает на доске опорный конспект (подводит к нужному слову с помощью наводящих вопросов, ответы на которые дети находят в учебнике) -хорошо |
«Красный угол» - это центр дома -читают -дети отвечают на вопросы (изображая ответы в опорный конспект) (Приложение 3) -сделали конспект |
Регулятивные: -умение реализовать план Коммуникативные: -умение грамотно выражать свои мысли |
Знание: 1)что такое опорный конспект и как он составляется 2)для чего нужен красный угол (его значение) |
|
7.Закрепление полученных знаний |
-закрепить и обобщить полученные знания, структурировать их |
-про себя повторите конспект -перескажите его своему соседу |
-повторили -пересказывают |
Познавательные уд: Структурирование знаний |
Знание: По изученному материалу |
|
8.Самостоятельная работа |
-проверить уровень понимания того, что изучается |
А теперь, выполните работу на листочках (Приложение 4) -давайте проверим, что вы написали. О ош.- «5» 1 ош. –«4» 2 ош. –«3» |
-выполняют (рисуют лик святых, полотенце; пишут что «красный угол» - это центр дома; пишут , что сидеть там – почёт и уважение, что он нужен для того, чтобы помнить о святых и о родственниках умерших, раньше без молитвы не начинали есть) -дети сами проверяют свои работы (комментируют, проговаривают верные ответы, сами ставят себе отметки) |
Регулятивные: -контроль (сравнение с результатом) -коррекция своей деятельности -оценка (оценивают свою работу) |
Знание: 1)Что такое «красный угол» 2)Что изображено в красном углу 3)Для чего нужен красный угол |
|
9.Включение в систему знаний |
Обобщить изученное и актуализировать прошлые знания, связать новые полученные знания с имеющимися |
-хорошо, а теперь вам такое задание: (на 5 минут) Нарисуйте: Дом, в котором есть красный угол, в этом доме есть 2 объекта живой природы и 2 субъекта – сделанные умом и руками человека. -хорошо, посмотрим (учитель организовывает небольшую выставку) -по хлопаем |
-рисуют (работа на скорость) -рассказывают (доказывают почему именно того или этого нарисовали) -дети смотрят, обсуждают, несколько человек высказываются о том, что изображено на картинке, которую они рисовали. -хлопают |
Регулятивные: -Коррекция своей деятельности Познавательные: Структурирование знаний |
Знание: 1)что такое живая природа 2)признаки живого 3)что сделано умом и руками человека |
|
10.Рефлексия |
-подвести итог урока, узнать о том, достигли своей цели урок, связать полученные знания с жизнью. |
-ребята, скажите, достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока? -а выполнили план, который составляли? -а скажите, что нового вы узнали сегодня? -хорошо, а что такое «красный угол» -а скажите, где вам могут пригодиться эти знания? -хорошо, а что показалось интересным? -а были ли трудности на уроке? -есть ли вопросы по данной теме? |
-да Да -что такое красный угол, как люди оформляли дома – убранство дома, какое было. -это центр дома, это главное место в доме (объясняют) -рассказать кому-то, в загадках, ребусах, кроссвордах …(в обычной жизни) -что угол с образами называется красным -нет -нет |
Познавательные уд: Логические Выделение следствия (где пригодятся знания) -умение анализировать свою деятельность на уроке -рефлексия деятельности |
||
11.Д/З |
Закрепление полученных знаний через практическую деятельность (выполнение домашнего задания) |
-рассказать о своём доме, есть ли в нём красный угол? Что ещё есть в вашем доме? Какое убранство у вас в доме? -учить конспект |
-записывают в дневник |
Коммуникативные: Умение правильно и точно выражать свои мысли |
Знание: что такое красный угол, что такое убранство |