Технологическая карта по теме «Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда»
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района «Отрадненская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока по теме
«Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Автор: Смолина О.А., учитель математики
Технологическая карта по теме «Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда»
Описание урока | ||||
Предмет | Математика | Дата проведения | | |
Класс | 5 | |||
Тема урока | Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда (1-й урок по теме) | |||
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | |||
Время реализации урока | 45 минут | |||
Цели урока (деятельностная, содержательная) | Деятельностная: создать условия для закрепления понятия прямоугольный параллелепипед и нахождения объема. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. | |||
Задачи урока | - обеспечить в ходе урока усвоение новых и закрепление ранее усвоенных понятий; - способствовать совершенствованию полученных знаний по применению формул; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками, воспитывать ответственность и уважение. | |||
Вид мультимедиа компонента | Canva – онлайн веб-сервис для создания графического дизайна; Google Формы – онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. | |||
Ресурсы, оборудование и материалы | Проектор, компьютер, задания, разработанные в Canva. | |||
Список учебной и дополнительной литературы | Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с. | |||
Ссылки на использование Интернет-ресурсов | ||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | педтехнологии: ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая технология; методы: метод эвристической беседы, частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный; приемы: «Математический опрос», «Обсуждаем домашнее задание», «Ресторан». | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
-1- | -2- | -3- | ||
Личностные Мотивируют свои действия. Выражают | Метапредметные Регулятивные: составляют план выполнения заданий совместно с учителем; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой | Предметные Знать определение прямоугольного прямоугольника, куба. | ||
Продолжение таблицы А.2 -1- | -2- | -3- | |||
готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения. Осознают важность хорошо исполненного дела. Умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. | ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения умение определять цель, проблему в учебной деятельности и в жизненно-практической; умение планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень достижения цели (в учебных ситуациях и жизненных), выбранные способы решения жизненных задач. Познавательные: строить рассуждения; умение анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; передают содержание в сжатом или развернутом виде; делают предположение об информации, которая нужна для решения учебной задачи; записывают выводы в виде правил «если ..., то ...». Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; умеют уважительно относиться к позиции другого; умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции; умение излагать своё мнение, аргументы, слушать и понимать речь других. | Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда, куба. | |||
Основные понятия | Прямоугольный параллелепипед, объем. | ||||
Организационная структура урока | |||||
Этапы урока Цель, формы и методы (приемы) работы на этапе | Деятельность учителя, задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся | Развиваемые УУД | ||
-1- | -2- | -3- | -4- | ||
| Мотивационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой; выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных | Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовности учащихся к уроку. Психологический настрой. Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили...? | Приветствуют учителя и слушают его. Проверяют наличие необходимых принадлежностей, порядок на рабочем месте. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Учащиеся: Прямоугольный параллелепипед. | Р: прогнозирование своей деятельности. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение слушать. Л: умение выделять нравственный аспект поведения, самоопределение к деятельности. П: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы; умение строить речевые высказывания в устной форме, | ||
Продолжение таблицы А.2 -1- | -2- | -3- | -4- |
требований учебной деятельности. Формы работы: фронтальная Методы (приёмы): словесный, наглядный. | Учитель: Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда? Учитель: Сколько граней? | Учащиеся: 8 вершин. Учащиеся: 6 граней. | соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно, анализ объекта с целью выделения признаков, актуализация мыслительных операций. |
| Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель: подготовка мышления обучающихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии Формы работы: фронтальная Методы (приемы): приемы критического мышления, наглядный. | Учитель: Давайте решим следующую задачу. Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда? У Рисунок А.4 | Смотрят на экран. Читают задачи. Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся: Нужно найти площадь каждой грани и сложить их. Появляется затруднение. | Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; умение формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение структурировать знания; логическое выдвижение, построение логической цепи рассуждений; умение создавать обобщения. К: умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопроса; умение слушать и понимать речь других; умение устанавливать аналогии; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Л: самоопределение, мотивация учения. |

Продолжение таблицы А.2
-1- | -2- | -3- | -4- |
| Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Формы работы: фронтальная Методы (приемы): частично-поисковой, наглядный. | Учитель: Площадь – это...? Учитель: А как вы думаете, что такое объем? Учитель: Предположите, как его можно найти? | Отвечают на вопросы. Учащиеся: Площадь – это пространство грани. Учащиеся: Объем – это то, что находится внутри прямоугольного параллелепипеда. Высказывают свои мнения. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению умение соотносить свои действия с планируемыми; результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. П: умение давать определения понятиям; умение строить логические рассуждения, делать выводы, смысловое чтение. К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Л: уметь применять полученные знания в практической деятельности; умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Формы работы: фронтальная Методы (приёмы): | Учитель: Перед ваши изображен прямоугольный параллелепипед. Давайте найдем его объем, но для начала запишем формулу для нахождения объема. Учитель: В каких единицах измеряется площадь? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Записывают формулу. Учащиеся: В квадратных единицах. Учащиеся: В кубических единицах. | Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; работа по алгоритму; прогнозирование своей деятельности, умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л: умение слушать и вступать в диалог; |
-1- | -2- | -3- | -4- |
частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный | У Рисунок А.5 | | уметь делать выводы по полученным практическим результатам; применять поученные знания для решения задач. |
5. Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Формы работы: фронтальная, индивидуальная Методы (приёмы): частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный | У Рисунок А.6 | Выполняют задания, задают вопросы. | Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; прогнозирование своей деятельности, целеполагание; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л: умение слушать и вступать в диалог. К: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда, куба. |

Продолжение таблицы А.2
-1- | -2- | -3- | -4- |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, Методы (приёмы): частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный | Учитель: Решим следующие задачи. Учитель: Что нужно найти? | Выполняют задания, отвечают и задают вопросы. Учащиеся: Найти объем полученного куба. После выполнения заданий, делают проверку. | Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; работа по алгоритму; прогнозирование своей деятельности, целеполагание; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л: умение слушать и вступать в диалог. К: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда, куба. |
7. Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода | Прием «Обсуждаем домашнее задание» Выполнить следующие номера № 846(а-в), 848(а, б). Прием «Ресторан». | Записывают домашнее задание. | Р: оценивание собственной деятельности на уроке; умение определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи. П: умение создавать обобщения. |

Продолжение таблицы А.2


