Технологическая карта по теме «Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда»

0
0
Материал опубликован 4 November

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района «Отрадненская средняя общеобразовательная школа»










Технологическая карта урока по теме

«Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда»







Автор: Смолина О.А., учитель математики















с. Отрадненское, 2025 г

Технологическая карта по теме «Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда»

Описание урока

Предмет

Математика

Дата проведения


Класс

5

Тема урока

Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда (1-й урок по теме)

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Время реализации урока

45 минут

Цели урока (деятельностная, содержательная)

Деятельностная: создать условия для закрепления понятия прямоугольный параллелепипед и нахождения объема.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока

- обеспечить в ходе урока усвоение новых и закрепление ранее усвоенных понятий;

- способствовать совершенствованию полученных знаний по применению формул;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие между сверстниками, воспитывать ответственность и уважение.

Вид мультимедиа компонента

Canva – онлайн веб-сервис для создания графического дизайна; Google Формы – онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов.

Ресурсы, оборудование и материалы

Проектор, компьютер, задания, разработанные в Canva.

Список учебной и дополнительной литературы

Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.

Ссылки на использование Интернет-ресурсов

https://www.canva.com, https://www.google.ru/forms/

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

педтехнологии: ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая технология;

методы: метод эвристической беседы, частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный;

приемы: «Математический опрос», «Обсуждаем домашнее задание», «Ресторан».

Планируемые образовательные результаты

-1-

-2-

-3-

Личностные

Мотивируют свои действия. Выражают

Метапредметные

Регулятивные: составляют план выполнения заданий совместно с учителем; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой

Предметные

Знать определение прямоугольного прямоугольника, куба.


t1762250182aa.gif

Продолжение таблицы А.2

-1-

-2-

-3-

готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения.

Осознают важность хорошо исполненного дела.

Умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения умение определять цель, проблему в учебной деятельности и в жизненно-практической; умение планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень достижения цели (в учебных ситуациях и жизненных), выбранные способы решения жизненных задач.

Познавательные: строить рассуждения; умение анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; передают содержание в сжатом или развернутом виде; делают предположение об информации, которая нужна для решения учебной задачи; записывают выводы в виде правил «если ..., то ...».

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; умеют уважительно относиться к позиции другого; умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции; умение излагать своё мнение, аргументы, слушать и понимать речь других.

Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

Основные понятия

Прямоугольный параллелепипед, объем.

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель, формы и методы (приемы) работы на этапе


Деятельность учителя,

задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Развиваемые УУД

-1-

-2-

-3-

-4-

Мотивационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой; выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных

Учитель приветствует обучающихся. Проверяет готовности учащихся к уроку. Психологический настрой.





Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили...?

Приветствуют учителя и слушают его.

Проверяют наличие необходимых принадлежностей, порядок на рабочем месте.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся: Прямоугольный параллелепипед.

Р: прогнозирование своей деятельности.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение слушать.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения, самоопределение к деятельности.

П: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы; умение строить речевые высказывания в устной форме,


t1762250182aa.gif

Продолжение таблицы А.2

-1-

-2-

-3-

-4-

требований учебной деятельности.

Формы работы: фронтальная

Методы (приёмы): словесный, наглядный.

Учитель: Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?

Учитель: Сколько граней?


Учащиеся: 8 вершин.


Учащиеся: 6 граней.


соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно, анализ объекта с целью выделения признаков, актуализация мыслительных операций.

Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления обучающихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Формы работы: фронтальная

Методы (приемы): приемы критического мышления, наглядный.




Учитель: Давайте решим следующую задачу. Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда?

Уt1762250182ab.png
читель:
А как можно найти объем?

Рисунок А.4


Смотрят на экран. Читают задачи. Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся: Нужно найти площадь каждой грани и сложить их.


Появляется затруднение.

Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; умение формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в своей системе знаний; умение структурировать знания; логическое выдвижение, построение логической цепи рассуждений; умение создавать обобщения.

К: умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопроса; умение слушать и понимать речь других; умение устанавливать аналогии; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Л: самоопределение, мотивация учения.




t1762250182aa.gif

Продолжение таблицы А.2


-1-

-2-

-3-

-4-

Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Формы работы: фронтальная

Методы (приемы): частично-поисковой, наглядный.


Учитель: Площадь – это...?


Учитель: А как вы думаете, что такое объем?



Учитель: Предположите, как его можно найти?


Отвечают на вопросы.

Учащиеся: Площадь – это пространство грани. Учащиеся: Объем – это то, что находится внутри прямоугольного параллелепипеда.

Высказывают свои мнения.


Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению умение соотносить свои действия с планируемыми; результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

П: умение давать определения понятиям; умение строить логические рассуждения, делать выводы, смысловое чтение.

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Л: уметь применять полученные знания в практической деятельности; умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Формы работы: фронтальная

Методы (приёмы):

Учитель: Перед ваши изображен прямоугольный параллелепипед.

Давайте найдем его объем, но для начала запишем формулу для нахождения объема.

Учитель: В каких единицах измеряется площадь?



Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение.


Записывают формулу.


Учащиеся: В квадратных единицах.

Учащиеся: В кубических единицах.


Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; работа по алгоритму; прогнозирование своей деятельности, умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Л: умение слушать и вступать в диалог;








-1-

-2-

-3-

-4-

частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный

Уt1762250182ac.png
читель:
Как вы думаете, в каких единицах будет измеряться объем, если он равен произведению трех величин?

Рисунок А.5


уметь делать выводы по полученным практическим результатам; применять поученные знания для решения задач.

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы (приёмы): частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный

Уt1762250182ad.png
читель:
Давайте теперь найдем объем следующей фигуры.

Рисунок А.6


Выполняют задания, задают вопросы.


Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; прогнозирование своей деятельности, целеполагание; умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Л: умение слушать и вступать в диалог.

К: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда, куба.





t1762250182aa.gif

Продолжение таблицы А.2


-1-

-2-

-3-

-4-

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,

Методы (приёмы): частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный

Учитель: Решим следующие задачи.

https://www.canva.com/design/DAEfWyXuJEU/0TFt9AVIMjO-PPiQJVjO2g/view?utm_content=DAEfWyXuJEU&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton

Учитель: Что нужно найти?

Выполняют задания, отвечают и задают вопросы.





Учащиеся: Найти объем полученного куба.

После выполнения заданий, делают проверку.


Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; работа по алгоритму; прогнозирование своей деятельности, целеполагание;

умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Л: умение слушать и вступать в диалог.

К: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

7. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода

Прием «Обсуждаем домашнее задание»

Выполнить следующие номера № 846(а-в), 848(а, б).

Прием «Ресторан».



Записывают домашнее задание.


Р: оценивание собственной деятельности на уроке; умение определять способы действий в рамках предложенных условий, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

П: умение создавать обобщения.

t1762250182aa.gif

Продолжение таблицы А.2



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации