Технологическая карта по теме "Основные виды словарей"
10 класс
Урок 18. Основные виды словарей.
Учебник: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Русский язык. 10 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений ( базовый и профильный уровни)
Название раздела: Лексика. Фразеология. Лексикография
Тема мероприятия: Словари русского языка
Цель урока: умение работать со словарями русского языка
Планируемые результаты:
Предметные: знать словари русского языка; уметь работать со словарями; уметь выбирать из словарной статьи необходимое.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в словарях русского языка; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; умение работать в группе, оценивать усваиваемое содержание.
Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Наглядно – демонстрационный материал: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, словари
Методы и технологии обучения: метод проблемного обучения, коллективная система обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология сотрудничества; технология личностно – ориентированного обучения
Основные понятия: словарь, лексикография, словарная статья
Технологическая карта
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||||
Организация начала урока | Словесный | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
| ||||
Актуализация опорных знаний и умений | Индивидуальная работа | регулятивные: прогнозирование темы урока | Слайд 1 Сегодня я хочу начать свой урок с цитаты: «Словарь — это вселенная в алфавитном порядке» писал Анатоль Франс. Согласны ли вы с французским писателем? | Учащиеся поясняют, рассуждают |
Постановка учебной проблемы | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: подведение под понятие коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений. | Проблемный вопрос: зачем нам нужны словари? | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. В словарях собрана вся информация по тому или иному вопросу, проблеме. Для увеличения словарного запаса каждого из нас. Грамотного написания слов и успешной сдачи экзаменов. |
Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | -Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 2 -Итак, над чем мы сегодня будем работать на уроке? -Как мы будем работать? -К какому результату мы должны прийти? | Отвечают на вопросы и формулируют тему урока Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
| ||||
Открытие нового знания | Работа с учебником. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Как называется наука, которая занимается составлением словарей? Запишите. Слайд 3 В русском языке существует множество словарей, но их разделяют на два основных типа, а каких – попробуйте проанализировать. Даю несколько словарных статей о словаре (приложение. карточка №1) Дети называют различные словари. Приходят к выводу, что есть словари, в которых объясняются предметы, явления, относящиеся к определенной теме и словари, которые толкуют значение слов. Слайд 4 Таким образом, существует два основных типа словарей: энциклопедические и филологические. Последние, в свою очередь, делятся на двуязычные и одноязычные. | Лексикография Работа в парах. Работа с текстом. Ответы обучающихся. Учащиеся составляют опорную схему |
Первичная проверка понимания | Работа в парах | Слайд 5 Перед вами две словарные статьи. Определите, какая статья относится к энциклопедическому словарю, а какая к филологическому? Чем отличается? | Ребята обнаруживают, что в одной статье написано о акустике более подробно, чем в другой, в которой даны конкретные ответы на это слово. | |
Применение новых знаний | Развитие критического мышления Индивидуальная работа Работа со словарной статьей | личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; умение работать в коллективе и грамотно оценивать одноклассников. коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли познавательные УУД: осуществлять анализ учебного материала; | Ребята, какими словарями вы пользуетесь чаще на уроках русского языка? Напишите названия словарей в столбик каждый в тетради Поскольку нам предстоит сдавать ЕГЭ, в котором есть задание по орфоэпии, то нам необходимо проверить, насколько вы владеете орфоэпическим словарем и грамотно умеете ставить ударение. 1. Слайд 6 Задание по орфоэпическому словарю. «Кто быстрее?» (приложение) Даю детям ряд слов, в которых необходимо расставить ударение. После того, как они выполнили задание, предлагаю каждому взять словарь и проверить по словарю правильность постановки ударения, поменявшись листочками. Выставить оценку. Тем, кто быстрее всех проверил по словарю, даём звание «Знаток словаря» 2. Слайд 7 Ещё одно задание в ЕГЭ, которое непосредственно связано со словарем – словарная статья. Слайд 8 Работа со словарной статьей. Прежде чем работать со словарной статьей нам необходимо сказать из каких компонентов она состоит. В какой словарь мы должны обратиться? Дети берут Толковые словари и анализируют несколько слов, которые им понравятся. Делают вывод. 3. Слайд 9 Я предлагаю детям текст, в котором необходимо определить значение слова в данном контексте. Записать нужное значение в тетрадь | Примерные ответы учащихся: Орфоэпический словарь, словообразовательный, толковый, словарь паронимов, синонимов, омонимов, антонимов, словарь иноязычных слов, орфографический и фразеологический словари. Выполнение задания учащимися и проверка работ одноклассников Работа с Орфоэпическим словарем Работа с Толковым словарём Дети обнаруживают, что словарная статья состоит из следующих компонентов: 1. заглавное слово в начальной форме 2. грамматическая характеристика слова 3. толкование лексического значения 4. пример, иллюстрирующий значение слова 5. фразеологизмы, в которых употребляется данное слово 6. случаи возможных образований одной части речи от другой Работа с Толковым словарем |
Рефлексия учебной деятельности | | личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Слайд 10 | Ответы учащихся Записывают в тетрадь Взаимопроверка Оценивание |
Домашнее задание | | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; | Как вы читаете, какое задание более всего соответствует приобретённым на уроке знаниям? Задание на дом: написать словарную статью на слово СОЧИНЕНИЕ | |
Приложение
Карточка № 1
1.
СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Однотомный, многотомный с. Иллюстрированный с. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С.-тезаурус. С. морфем (толкующий значимые части слов). || уменьш. слова'рик, -а, м. Школьный с. || прил.слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (отдельная главка словаря, посвящённая слову, словосочетанию, толкуемому понятию).
2.
СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. Французско-русский словарь. Толковые словари русского языка. Словарь языка Пушкина. Энциклопедический словарь.
2. только ед. ч. Совокупность слов, используемых кем-л. или где-л. Воробейцев уже сносно говорил по-немецки — во всяком случае, располагал словарем из каких-нибудь ста пятидесяти слов, при помощи которых можно было вполне объясняться. Казакевич, Дом на площади. Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений: "Ты мой". "Твоя". "Люблю". Блок, В дюнах.
3.
СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С. морфем(толкующий значимые части слов). 2. ед. Совокупность слов какого-н. языка, а также слов, употреблённых в каком-н. одном произведении, в произведениях какого-н. писателя или вообще употребляемых кем-н. Богатство русского словаря. Поэтический с. Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его с. очень беден. || уменьш. слова'рик, -а, м. (к 1 знач.). || прил. слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.
Задание по орфоэпии
_______________________________________ (Ф.И.)
Кашлянуть, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, августовский, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Новорожденный, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, апостроф, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, кашлянуть,
_______________________________________ (Ф.И.)
Начался, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, баловать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Обеспечение, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, включат, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Оптовый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, жалюзи.
_______________________________________ (Ф.И.)
Завидно, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, диспансер, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Закупорить, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, пломбировать.
_______________________________________ (Ф.И.)
Зубчатый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
_______________________________________ (Ф.И.)
Каучук, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, пломбировать, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.
10