Технологическая карта по теме "Основные виды словарей"

0
0
Материал опубликован 14 October

10 класс

Урок 18. Основные виды словарей.

Учебник: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Русский язык. 10 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений ( базовый и профильный уровни)

Название раздела: Лексика. Фразеология. Лексикография

Тема мероприятия: Словари русского языка

Цель урока: умение работать со словарями русского языка

Планируемые результаты:

Предметные: знать словари русского языка; уметь работать со словарями; уметь выбирать из словарной статьи необходимое.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в словарях русского языка; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; умение работать в группе, оценивать усваиваемое содержание.

Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; определять и формулировать цель деятельности на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Наглядно – демонстрационный материал: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, словари

Методы и технологии обучения: метод проблемного обучения, коллективная система обучения; информационно-коммуникационные технологии; технология сотрудничества; технология личностно – ориентированного обучения

Основные понятия: словарь, лексикография, словарная статья



Технологическая карта

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организация начала урока

Словесный

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.



Актуализация опорных знаний и умений

Индивидуальная работа

регулятивные: прогнозирование темы урока

Слайд 1

Сегодня я хочу начать свой урок с цитаты: «Словарь — это вселенная в алфавитном порядке» писал Анатоль Франс. Согласны ли вы с французским писателем?

Учащиеся поясняют, рассуждают

Постановка учебной проблемы

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД:

подведение под понятие

коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; учёт разных мнений.



Проблемный вопрос:

зачем нам нужны словари?



Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

В словарях собрана вся информация по тому или иному вопросу, проблеме. Для увеличения словарного запаса каждого из нас. Грамотного написания слов и успешной сдачи экзаменов.

Сообщение темы урока.

Постановка учебных задач














Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

-Попробуйте сформулировать тему урока.


Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 2

-Итак, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

-Как мы будем работать?

-К какому результату мы должны прийти?


Отвечают на вопросы и формулируют тему урока


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.


Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок




Открытие нового знания

Работа с учебником.


познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД:

ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.



Как называется наука, которая занимается составлением словарей?

Запишите. Слайд 3

В русском языке существует множество словарей, но их разделяют на два основных типа, а каких – попробуйте проанализировать.

Даю несколько словарных статей о словаре (приложение. карточка №1)

Дети называют различные словари. Приходят к выводу, что есть словари, в которых объясняются предметы, явления, относящиеся к определенной теме и словари, которые толкуют значение слов.

Слайд 4

Таким образом, существует два основных типа словарей: энциклопедические и филологические. Последние, в свою очередь, делятся на двуязычные и одноязычные.

Лексикография


Работа в парах.

Работа с текстом.




Ответы обучающихся.











Учащиеся составляют опорную схему

Первичная проверка понимания

Работа в парах

Слайд 5

Перед вами две словарные статьи. Определите, какая статья относится к энциклопедическому словарю, а какая к филологическому? Чем отличается?

Ребята обнаруживают, что в одной статье написано о акустике более подробно, чем в другой, в которой даны конкретные ответы на это слово.



Применение новых знаний


Развитие критического мышления















Индивидуальная работа















Работа со словарной статьей

личностные УУД:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; умение работать в коллективе и грамотно оценивать одноклассников.

коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные УУД:

осуществлять анализ учебного материала;


Ребята, какими словарями вы пользуетесь чаще на уроках русского языка?

Напишите названия словарей в столбик каждый в тетради



Поскольку нам предстоит сдавать ЕГЭ, в котором есть задание по орфоэпии, то нам необходимо проверить, насколько вы владеете орфоэпическим словарем и грамотно умеете ставить ударение.


1. Слайд 6

Задание по орфоэпическому словарю. «Кто быстрее?» (приложение)

Даю детям ряд слов, в которых необходимо расставить ударение. После того, как они выполнили задание, предлагаю каждому взять словарь и проверить по словарю правильность постановки ударения, поменявшись листочками. Выставить оценку.

Тем, кто быстрее всех проверил по словарю, даём звание «Знаток словаря»


2. Слайд 7

Ещё одно задание в ЕГЭ, которое непосредственно связано со словарем – словарная статья.

Слайд 8

Работа со словарной статьей.

Прежде чем работать со словарной статьей нам необходимо сказать из каких компонентов она состоит.

В какой словарь мы должны обратиться?

Дети берут Толковые словари и анализируют несколько слов, которые им понравятся.

Делают вывод.


3. Слайд 9

Я предлагаю детям текст, в котором необходимо определить значение слова в данном контексте.

Записать нужное значение в тетрадь



Примерные ответы учащихся:

Орфоэпический словарь, словообразовательный, толковый, словарь паронимов, синонимов, омонимов, антонимов, словарь иноязычных слов, орфографический и фразеологический словари.










Выполнение задания учащимися и проверка работ одноклассников



Работа с Орфоэпическим словарем









Работа с Толковым словарём

Дети обнаруживают, что словарная статья состоит из следующих компонентов:

1. заглавное слово в начальной форме

2. грамматическая характеристика слова

3. толкование лексического значения

4. пример, иллюстрирующий значение слова

5. фразеологизмы, в которых употребляется данное слово

6. случаи возможных образований одной части речи от другой





Работа с Толковым словарем

Рефлексия учебной деятельности




личностные УУД:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?


Проверьте себя. Слайд 10



Ответы учащихся






Записывают в тетрадь





Взаимопроверка

Оценивание

Домашнее задание


Личностные УУД:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Как вы читаете, какое задание более всего соответствует приобретённым на уроке знаниям?


Задание на дом:

написать словарную статью на слово СОЧИНЕНИЕ








Приложение

Карточка № 1


1. 

СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Однотомный, многотомный с. Иллюстрированный с. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С.-тезаурус. С. морфем (толкующий значимые части слов). || уменьш. слова'рик, -а, м. Школьный с. || прил.слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (отдельная главка словаря, посвящённая слову, словосочетанию, толкуемому понятию).


2.

СЛОВА'РЬ, -я', м1. Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. Французско-русский словарь. Толковые словари русского языка. Словарь языка Пушкина. Энциклопедический словарь
2только ед. ч. Совокупность слов, используемых кем-л. или где-л. Воробейцев уже сносно говорил по-немецки — во всяком случае, располагал словарем из каких-нибудь ста пятидесяти слов, при помощи которых можно было вполне объясняться. Казакевич, Дом на площади. Я не люблю пустого словаря Любовных слов и жалких выражений: "Ты мой". "Твоя". "Люблю". Блок, В дюнах.


3.

СЛОВА'РЬ, -я', м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык.Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С. морфем(толкующий значимые части слов). 2. ед. Совокупность слов какого-н. языка, а также слов, употреблённых в каком-н. одном произведении, в произведениях какого-н. писателя или вообще употребляемых кем-н. Богатство русского словаря. Поэтический с. Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его с. очень беден. || уменьш. слова'рик, -а, м. (к 1 знач.). || прил. слова'рный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.


Задание по орфоэпии


_______________________________________ (Ф.И.)



Кашлянуть, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, августовский, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)



Новорожденный, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, апостроф, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, кашлянуть,

_______________________________________ (Ф.И.)



Начался, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, баловать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)



Обеспечение, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, включат, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)



Оптовый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, жалюзи.

_______________________________________ (Ф.И.)



Завидно, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, диспансер, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)



Закупорить, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота, пломбировать.

_______________________________________ (Ф.И.)



Зубчатый, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.

_______________________________________ (Ф.И.)



Каучук, мозаичный, тортов, нефтепровод, дозвонишься, сливовый, невролог, кралась, красивейший, некролог, кремень, добралась, пломбировать, нормировать, ободрала, приручённый, немота, донельзя, включён, загнутый, насорит, углубить, кровоточащий, ломота.









10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.