12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабалонова Галина Валерьевна86
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
4

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по теме: «Виды ИЗО» для 6 класса

Цели деятельности учителя

Дать представление об основных видах изобразительного искусства. Познакомить с творчеством мастеров мирового, русского и национального искусства.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: научить ориентироваться со всем многообразии видов ИЗО, уметь различать и охарактеризовывать любой вид изобразительного искусства.

Метапредметные: научить определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение вдов искусства в жизни людей), излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; воспитывать эстетическую отзывчивость, понимание прекрасного в процессе знакомства с шедеврами мирового искусства.

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Образовательные

ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://krasotyrossii.ru/dostoprimechatelnosti-severnoy-osetii/

http://smotra.ru/users/goodman/blog/83419/

peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_kaskad

Оборудование

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Наглядно –

демонстрационный материал

Репродукции: с изображением памятников мировой архитектуры, не представленных в презентации (обзорное ознакомление); основные художественные промыслы России (проверка знаний), народов Кавказа

Основные понятия

и термины

Искусство, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.


 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развиваю-щие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаи-модей-ствия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный кон-троль

1

2

3

4

5

6

7

I. Органи-зацонный момент

Беседа

Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей (тетрадь, ручки с синей и красной пастой).

- Здравствуйте. Садитесь. Ознакомьтесь с темой нашего занятия (слайд 1).

- Ребята, как вы думаете, когда появилось искусство?

- Объясните своими словами, что такое искусство.

- На доске дано определение искусства (слайд 2). Вам нужно выписать его в свои тетради.

Проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Фрон-

таль-ная

рабо-та

Регулятивные:

определяют тему урока.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала

 

II. Изуче-ние нового материала

Объясни-тельно –иллюстра-тивный, частично-поисковый

- Сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, пространственные, визуальные. Они воспринимаются зрением, существуют в пространстве, не изменяются во времени, говорят на своём языке.

- С какими видами изобразительного искусства вы уже знакомы?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Очень хорошо. Обратите внимание на доску (слайд 3). Итак, существует пять видов ИЗО. Какие?

- Совершенно верно. Давайте подробнее рассмотрим, изучим и повторим каждый из них.

- Попробуйте объяснить мне своими словами – как вы понимаете слово «архитектура».

- Рассмотрим слайд (слайд 4). На нем дано определение архитектуры. Перепишите его в свои тетради. Архитектура (слайд 5) делится на: градостроительную (теория и практика планировки и застройки городов), садово-парковую (одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду) и интерьер (внутренний вид помещения).

- Но перед тем, как мы с вами изучим каждый из видов архитектуры, давайте немного поговорим о том, как зарождалась архитектура (слайд 6).

- К первым архитектурным сооружениям можно отнести менгиры (слайд 7) – вертикально поставленные столбы. Их высота колеблется от 1 до 21 метра. В Армении есть менгиры в виде рыбьего тела. Иногда они украшались орнаментом. По одной версии менгиры служили местом для поклонения, по второй – были загонами для скота. К более поздним архитектурным памятникам причислены дольмены (слайд 8) – два или несколько камней, перекрытых другими камнями. Дольмены были связаны с захоронениями. Внутренняя часть вертикально поставленных камней покрывалась рельефом или росписью. Далее следует кромлех (слайд 9) – это каменные столбы и плиты, расположенные по кругу. Самый известный кромлех – Стоунхендж (IV-II тыс. до н.э., Англия) – ровесник древнеегипетских пирамид. Есть ирландская легенда, в которой говорится, что камни были живыми. Они «ходили» или «танцевали» по ночам, а иногда спускались к ближайшим рекам «попить воды». Над ними порой видели странные блуждающие огоньки – души умерших. Кто соорудил Стоунхендж неизвестно. По одной из версий это был Мерлин – волшебник и маг при дворе короля Артура. Смысл и назначение Стоунхенджа по сей день остаются загадкой. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных.

Вероятность когда-либо разгадать тайну Стоунхенджа ничтожна, но для тех, кого раз и навсегда приворожила красота этого исторического памятника и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет никакого значения. Внутри Стоунхенджа есть так называемые «голубые камни». Эти голубые камни породили великое множество догадок и недоумений. Есть версия, что их занесло в окрестности Стоунхенджа ледниками из разных мест.

Расположение камней в Стоунхендже недвусмысленно обнаруживает понимание законов перспективы. В этой связи неоднократно высказывалась мысль, что строители Стоунхенджа обладали незаурядными познаниями в математике, а все сооружение являлось, вероятно, астрономической обсерваторией и служило для предсказания лунных затмений. В наше время Стоунхендж превратился в объект массового паломничества туристов в пору летнего солнцестояния, поскольку главная ось всего сооружения указывает на северо-восток, точно туда, где в самые длинные дни встает солнце, и этот факт как бы укрепляет догадки о мистическом значении памятника.

- Итак, как назывались древнейшие каменные сооружения?

- Следующий рассказ о Великой пирамиде Хеопса (слайд 10). В долине Нила развивалась одна из величайших культур древности. Следы ее сохранялись в течение долгих столетий. Особое благоговение вызывают невероятных размеров строительные сооружения и монументы. Одно из таких сооружений – пирамида Хеопса.

- Может кто-то из вас слышал об этом сооружении? Расскажите, что вы знаете.

- Пирамида Хеопса входит в комплекс, состоящий из трех пирамид: Хеопса – Хефрена – Микерина. Им около 4600 лет. Она стоит на краю пустыни к западу от Нила. Пирамиду Хеопса построил Хемиун – племянник самого фараона. Высота пирамиды – 146,6 м. Раньше она была выше на 9 метров – ее вершина была облицована листовым золотом. Стремящаяся вверх конструкция должна была символизировать вознесение усопшего фараона к его отцу, богу Солнца. Сторона основания пирамиды равна 233 м. Пирамиду строили 20 лет, а дорогу к ней – 10. Она построена из блоков разного веса, настолько плотно пригнанных друг к другу, что зазор между некоторыми не превышает 1 мм. Вес блоков колеблется от 2 до 7 тонн. Всего - 2300 блоков. Блоки держаться без единой капли раствора, только за счет собственной тяжести. Пирамида – это гробница фараона. Это, возможно, соответствует действительности. Странно только, что ни в этой, ни в других пирамидах не были обнаружены мертвые тела. Когда в IX веке н.э. официальная экспедиция проникла в пирамиду Хеопса и с большими сложностями исследовала царский склеп, большой каменный саркофаг, как оказалось, был пуст, но не было и никаких признаков предшествовавшего разорения. На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена, высота которой 136,6 м. На ее вершине еще видна часть изначальной облицовки. Пирамида Микерина, которая еще меньше, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра.

Но самый знаменитый после пирамиды Хеопса египетский монумент – это фигура сфинкса (существо с лицом человека и туловищем льва), неусыпно стерегущего город мертвых (слайд 11). Двое из египетских сфинксов находятся в Санкт-Петербурге перед зданием Академии художеств. Им около 2,5 тысяч лет (слайд 12).

- Колизей (от латинского colosseus – громадный) (слайд 13). Он состоял из арены эллиптической формы, окруженной выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке. В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту – 48,5 метра. Отличительная особенность этого сооружения – большое число ярусов. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. И это при том, что трибуны амфитеатра вмещали около 50000 зрителей. Вся эта публика заполняла Колизей не более чем за 10 минут. В непогоду над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне.

- Завершить рассказ о древней архитектуре мне бы хотелось рассказом о Великой Китайской Стене (слайд 14). Это одно из

самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. Ее строили примерно 10 лет при императоре Цинь Шихуанди. Этот правитель считается одним из величайших деспотов в истории. Около 300000 человек трудились в поте лица над возведением этой стены. Легенда рассказывает, будто один маг предсказал Цинь Шихуанди, что стена только тогда может быть завершена, когда в ней будет погребен «Ван» или 10000 человек. В конце концов император нашел человека по имени Ван, приказал убить его и захоронить в стене. По всей вероятности, было так, что многие тысячи людей, умерших во время строительных работ, были замурованы в стене. Стену называли также Самым длинным кладбищем мира или Стеной слез. Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина – 5,5 метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Еще сегодня ее высота в среднем составляет 9 метров, а высота дозорных башен – 12 метров.

- Какие из архитектурных памятников древности вам запомнились? Чем и почему? Что вас тронуло в рассказе о том или ином сооружении?

- Но мне бы хотелось, чтобы вы не забывали о том, что наша республика тоже внесла весомый вклад в мировое искусство (слайд 15).

- Обратите внимание на доску (слайд 16-17). Какие из архитектурных сооружений нашей республики вам знакомы? Что вы можете о них рассказать?

- На следующем слайде (слайд 18) вы можете рассмотреть архитектурные ансамбли известного испанского зодчего Антонио Гауди, большинство проектов которого возведено в Барселоне.

Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке.

- На доске представлены репродукции памятников мировой архитектуры, которые мы не осветили в презентации. Какие из них вы узнали? Где они находятся?

- Наша большая Родина Россия тоже по праву может гордится своим архитектурным наследием. Я предлагаю вам рассмотреть садово-парковую архитектуру на примере музея-заповедника «Петергоф» (Петродворец) (слайды 19-21). Петродворец был основан в 1710 году и задумывался как главная и красивейшая летняя императорская резиденция. К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк, построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз. В 1799—1806 свинцовые статуи были заменены золочёными бронзовыми. В Петергофе работали скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.

- Для знакомства с таким видом архитектуры как интерьер, я предлагаю вам мысленно перенестись в знаменитое Царское Село и рассмотреть помещения Екатерининского дворца и знаменитую Янтарную комнату (слайды 22-23).

- Поделитесь своими впечатлениями от увиденного.

- На доске представлены репродукции памятников мировой архитектуры, которые мы не осветили в презентации. Какие из них вы узнали? Где они находятся?

- Итак, давайте обобщим пройденный материал. Что же такое архитектура и для чего она нужна?

- Теперь мы можем познакомиться со вторым видом ИЗО. Я говорю о скульптуре. Что такое скульптура? Объясните мне это понятие своими словами.

- Посмотрите на доску (слайд 24). На слайде дано определение скульптуры. Зафиксируйте его в тетрадях.

- Существует два вида скульптуры – круглая (такую скульптуру можно рассмотреть со всех сторон) и рельеф (эту скульптуру можно рассмотреть только с одной стороны) (слайд 25).

- Скульптура очень древний вид изобразительного искусства. Внимательно изучите слайд (слайд 26), на котором представлена скульптура Древнего Египта. Что вы заметили необычного или особенного?

- Запомните репродукции. Давайте сравним скульптурное искусство Египта и Греции (слайды 27-28). В чем сходство, отличие?

- Древнеримская скульптура более реалистична. В основном это имело отношение к изображению портретов современников (слайд 29). Однако, скульптурные изваяния императоров все еще идеализированы. Рассмотрим это на примере статуи Октавиана Августа (слайд 30).

- Мне хотелось бы, чтобы вы обратили особое внимание на следующий слайд (слайд 31). Ведь мало понимать мировое искусство, надо знать и свою культуру. Вы видите памятники скульптуры Северной Осетии. Я думаю, что они вам знакомы. Тем не менее, зная название того или иного памятника, не всегда мы можем назвать автора. Перепишите названия и авторов в свои тетради. У вас есть несколько минут для закрепления написанного. А теперь закройте тетради и назовите три наиболее запомнившихся вам памятника и авторов этих работ.

- Для закрепления материала устроим небольшую проверку. Сейчас я вам продемонстрирую два слайда (слайды 32-33). Ваше задание заключается в следующем: назовите какой вид скульптуры – круглый или рельеф – представлен на слайде? Почему вы сделали такой вывод?

- Молодцы. С двумя другими видами изобразительного искусства мы с вами уже знакомы. Для одного из них основным средством выразительности является цвет, для другого – линия, штрих и пятно. Назовите их.

- Откройте тетради. Параллельно с повторением мы будем записывать основные определения (работа со слайдами 34-39).

- Перечислите те виды изобразительного искусства, с которыми мы уже познакомились.

- Что такое ДПИ? Расшифруйте.

- ДПИ –это декоративно-прикладное искусство. Определение этого вида ИЗО дано на слайде (слайд 40). Запишите его.

- Подумайте и скажите, для чего нужно декоративно-прикладное искусство? Какие предметы могут стать произведениями ДПИ?

- К декоративно-прикладному искусству относятся (слайды41-45): резьба по дереву, металлу, камню; роспись по ткани (батик); вышивка; гобелен; набойка; вязание, макраме и бисероплетение; ювелирное ремесло, чеканки и художественное литье; керамика, пирография.

К этому виду искусства несомненно относятся и народные промыслы (художественные ремесла).

- На слайде (слайд 46) представлены народные промыслы России. Дайте краткую характеристику каждому из них: название, материал, особенности.

- Осетинское декоративно-прикладное искусство относится к числу древнейших, берет свое начало от полной символизма кобанской культуры, через филигранное ювелирное мастерство скифов и сарматов, невероятной красоты вышивки золотом и серебром аланских мастериц (лучших на Кавказе) к собственно говоря осетинской культуре (XIV-XV вв.), носившей ярко выраженный национальный колорит (слайд 47).

- Какие предметы представлены на слайде?

- И конечно же наше знакомство с ДПИ было бы не полным без ознакомления с искусством наших соседей по Кавказу. Как вы думаете, о ком идет речь? Перечислите, какие республики окружают нашу Осетию? (слайд 48).

- Внимательно рассмотрите репродукции и ответьте на вопрос: есть ли что-то общее между произведениями декоративно-прикладного искусства Северной Осетии и других республик Кавказа? Чем обусловлено это сходство?

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Работают в тетрадях

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Работают в тетрадях

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя. Работают в тетрадях

Закрепляют пройденный материал

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Обобщают пройденное

Отвечают на вопросы

Работают в тетрадях

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях

Работают в тетрадях

Закрепляют пройденное

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях.

Повторяют пройденное

Закрепляют пройденный материал

Слушают учител

Отвечают на вопросы

Фрон-таль-ная и инди-виду-альная рабо-та

Познавательные:

анализируют, повто-

ряют, закрепляют, фиксируют (пись- менно) основные определения

Отвеча-ют на воп-росы в про-цессе объяс-нения нового мате-риала

III. Твор-ческая практичес-кая дея-тельность

 

- Подготовьте небольшое сообщение (эссе) или презентацию по теме

о наиболее полюбившимся виде изобразительного искусства.

При выполнении домашнего задания постарайтесь использовать в своей работе произведения мирового, русского и национального искусства (слайд 49).

Записывают домашнее задание

Инди-виду-альная

(или в парах)

Познавательные:

структурируют полученные знания, анализируют, обобщают

Регулятивные: планируют необходимые действия для выполнения задания, выбирают материал для работы

Личностные:

формирование

художественного

вкуса как

способности

чувствовать и

воспринимать искусство во

всем разнообразии

 

IV. Итоги урока. Рефлексия

Вопросы к уроку

- Внимательно прочитайте вопросы нашего блиц-опроса. Обдумайте свои ответы (слайд 50).

1. Умение строить и возводить здания – это…

2. Назовите виды архитектуры.

3. Перечислите наиболее известные памятники архитектуры нашей республики.

4. Пластический вид искусства называется …

5. Какие виды скульптуры вы знаете?

6. Перечислите памятники скульптуры в своем городе.

7. Какие из этих памятников вам запомнились (понравились) больше всего? Обоснуйте свой ответ.

8. Умение воспроизводить мир в цвете – это…

9. С какими видами живописи вы уже знакомы? Перечислите их. Какой из них вам ближе всего? Почему?

10. Что такое графика? Дайте определение.

11. Перечислите основные виды графики.

12. Декоративно-прикладное искусство – это…

13. С какими видами ДПИ вы познакомились?

Отвечают на вопросы после просмотра презентации.

Делятся впечатлениями.

Высказывают свое мнение

Фрон-таль-ная

Познавательные:

анализируют пройденное, обобщают, выделяют главное, работают с информацией

Регулятивные:

наблюдают,

анализируют,

осуществляют

сравнение

Личностные: применяют знания, полученные на уроке, в процессе работы, слушают и выделяют главное, запоминают, высказывают свое мнение

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.