12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леонтьева Нина Александровна310
педагог-библиотекарь
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

Технологическая карта «Словарь персонажей»

Вид задания: Словарь персонажей

Виды деятельности и результаты: поиск в тексте слов, обозначающих сказочных (фольклорных) либо фантастических персонажей, и их толкование.

Результатом станет развитие соответствующих умений, а также компетенций, связанных с функциональной грамотностью чтения.

Предметы, с которыми может быть связано задание: русский язык, литературное чтение, литература.

Обеспечение: книга, рабочее место, канцелярские принадлежности на выбор (ручки, карандаши, ножницы).

Предметы книг, по которым может быть выполнено задание: народные сказки и детская художественная литература, в которой есть фольклорные или фантастические персонажи.

Описание готового продукта и требование к нему: должен быть составлен словарь персонажей книги.

Дополнительная активность: детям может быть предложено нарисовать иллюстрации и оформить словарь в виде книжки.

Словарь персонажей

Шаг 1. Найдите и выпишите из текста слова, обозначающие персонажей народных сказок_________________________________________________

Шаг.2. дайте краткое толкование выписанных слов (можно пользоваться словарями и интернетом).________________________________________

Шаг 3. Расположите слова в алфавитном порядке и составьте из них «словарь персонажей» прочитанной книги_________________________


Вариантов работы с этой технологической картой может быть много.

1. Сначала учитель дает учащимся план, по которому они заполняют паспорт, потом, научившись, они могут делать это сами. Ребята получают задание, определяются с главными характеристиками и порядком оформления информации, выполняют работу, делятся результатами. Работа может быть групповой или индивидуальной.

Для учащихся младших классов лучшим решением будет заполнение уже готового бланка паспорта, выданного учителем. В нем ребята просто заполняют пустые графы. Например, паспорт литературного героя на уроке литературного чтения может выглядеть так:

Можно оформить его как настоящий паспорт — написать на титульном листе: «Паспорт литературного героя».

В старших классах ученики сами продумывают ключевые вопросы и оформляют паспорт либо в тетрадях, либо на специальных бланках, сделанных самостоятельно.

2. Можно предложить ученикам современную версию иллюстрирования произведения. Так ученики 2 класса завели аккаунт в социальной сети для золотой рыбки. В этом аккаунте каждый ребенок рассказал историю о старике, старухе и разбитом корыте. Заранее учитель подготовил для учеников шаблон страницы с 9 окошками. На строчках под окошками мы вместе с учениками составили подписи к картинкам (Это и были пункты плана), а потом ребята самостоятельно сделали рисунки. Получился иллюстративный план сказки. Затем при помощи документ-камеры дети демонстрировали свои работы и, объясняя то, что они нарисовали, они пересказывали текст.

Ребятам понравился этот вариант работы, и они предложили поработать и с другой социальной сетью. Поэтому при изучении сказки «Два Мороза» у Морозов появились странички «В контакте», где дети нарисовали этих сказочных героев, в разделе «О себе» их характеризовали, придумали им друзей, а в ленте событий кратко  описали, что происходило с их героем в сказке.

Такую работу при помощи разнообразных шаблонов можно организовать не по всему произведению, а к выбранному эпизоду и даже можно составить чат (переписку) героев произведения.

3. При работе с произведением большое внимание уделяется характеристике литературного героя, нахождению в тексте слов и выражений, характеризующих героя или событие, их анализ, мотивы поступка персонажа. К сожалению, учащиеся часто ограничиваются размышлениями на уровне «Хороший – плохой», «добрый или злой». С развитием словарного запаса ученик постепенно научится описывать портрет, характер героя, выраженные через поступки или речь.

Проведя соответствующую работу по характеристике литературного героя ученик, обобщая работу на уроке, может составить паспорт литературного героя, где будет описан и его характер, и отношение автора к герою и нарисован его портрет.

Итог: Тематические словари персонажей - это ступенька к обучению ребенка умению слушать, правильно отвечать на вопросы, логически размышлять, фантазировать. Они помогут сформировать интерес к чтению, научат ребенка вдумчиво и осмысленно читать тексты.

t1687430245aa.png


t1687430245ab.png


t1687430245ac.png









4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.