Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Валентность химических элементов» 1/11 | |||
Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о валентности, дать представление о бинарных соединениях; 2) развития – сформировать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать изучаемые факты и понятия, устанавливать причинно-следственные связи явлений; 3) воспитания – содействовать формированию мировоззренческих идей: причинно-следственные и другие связи между явлениями; воспитывать ответственное отношение к приобретению знаний. | |||
Термины и понятия: валентность, бинарные соединения, постоянная валентность, переменная валентность, графическая формула, правило чётности-нечётности | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, ПСХЭ Д.И.Менделеева, плакат «Валентность» | |||
Межпредметные связи: математика (наименьшее общее кратное) | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определения изученных понятий: «валентность», «бинарные соединения» Уметь: определять валентности элементов по формуле бинарного соединения, определять валентность по положению элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева | Познавательные – использовать знаковое и физическое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; получать информацию из различных источников. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация обучающихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественно-научной картины мира. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. | Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок | |
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала | Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль: - Сформулируйте периодический закон Д.И.Менделеева. - Что называется периодом? (Периодом называется такой ряд элементов, в котором атомная масса постепенно возрастает, а свойства элементов изменяются от металлических к неметаллическим.) - Почему Д.И.Менделеев назвал открытый им закон периодическим? Ответ подтвердите анализом свойств химических элементов. - Химический элемент расположен во II группе, главной подгруппе, в 6 периоде. Назовите этот химический элемент. (Ba). Акцентирует внимание на важных моментах, необходимых для изучения темы. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. Участвуют в коллективной беседе | |
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: - Какую информацию содержит формула химического соединения? - Веществ много, и если бы нужно было заучивать их формулы, то изучение химии оказалось бы очень трудным. - Что нужно знать, чтобы составить формулы веществ? Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. - Оказывается, можно судить о составе вещества и написать его формулу, зная закономерности соединения атомов. Для этого необходимо ознакомится с новым свойством атомов – валентностью. | Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают предположения. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. Записывают тему урока | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Выполните задание на с.55 учебника. - Возникает вопрос-проблема: почему атомы разных элементов удерживают неодинаковое число атомов водорода? Видимо атомы обладают разной способностью в этом отношении. Вводит понятие валентности, как способности атомов присоединять определённое число атомов других элементов. - Найдите в тексте определение валентности на с.56 учебника. - За единицу валентности принята валентность атома водорода, т.к. атом водорода не присоединяет более одного атома других элементов. Валентность же других элементов в бинарных соединениях можно выразить числом, показывающим, сколько атомов водорода может присоединить к себе атом данного элемента. - Давайте попробуем определить валентность элементов, связанных с водородом в формулах. (В молекуле хлороводорода атом хлора присоединяет один атом водорода, следовательно, хлор одновалентен. Валентность кислорода равна двум, ибо его атом присоединяет два атома водорода. Азот в молекуле аммиака трехвалентен, а углерод четырехвалентен). Это можно записать следующим образом: I I I II III I IV I HCl H2O NH3 CH4 Численное значение валентности принято обозначать римскими цифрами, которые ставятся над знаками химических элементов. - Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента. - Валентность элементов определяют также по кислороду, который обычно двухвалентен. - Определите валентность меди и ртути в следующих бинарных соединениях: HgO, CuO. (Т.к. кислород двухвалентен и в этих соединениях на один атом элемента приходится по одному атому кислорода, то ртуть и медь в этих соединениях двухвалентны.) - Запишите правило на с.56 в тетрадь. - Одни химические элементы проявляют во всех своих соединениях одну и ту же постоянную валентность, другие – разную, переменную валентность. Атомы с переменной валентностью проявляют то одну, то другую валентность в зависимости от того, с атомами каких элементов они соединяются. Организует работу с рис.29. на с.57 учебника и таблицей 7, на с.58 учебника.. Организует выполнение задания 1 на с.59 учебника. Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания. - Валентность можно определять на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Демонстрирует плакат «Валентность». Организует рассмотрение алгоритма определения валентности элемента по формуле его соединения. (с.59 учебника) - Единицу валентности условно можно изобразить в виде валентной черты, соединяющей символы атомов элементов. Такой вид представления молекул называется графической формулой. H – Cl | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради Находят в тексте определение валентности, записывают его в тетрадь Выдвигают свои версии Определяют валентность Записывают правило в тетрадь Находят в тексте учебника нужную информацию, проговаривают по цепочке вслух. Выполняют задание Работают с ПСХЭ, сравнивают Изучают плакат, отвечают на вопросы учителя Работают с текстом учебника, изучают алгоритм определения валентности элемента по формуле его соединения | |
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что атомы химических элементов обладают свойством присоединять определённое число атомов других химических элементов, и это свойство называется валентностью. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Организует закрепление материала (упр.3,5 с.60) - Какую валентность проявляет: а) медь в оксидах Cu2O и CuO; б) железо в оксидах FeO и Fe2O3? Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Составляют схему. Составляют формулы | |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при работе с таблицей? - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. | Осуществляют самоанализ деятельности | |
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §13, упр.2,4,5, с.60. | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |