Технологическая карта по теме:" Валентность химических элементов"

4
0
Материал опубликован 17 June в группе

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Валентность химических элементов» 1/11

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о валентности, дать представление о бинарных соединениях; 2) развития – сформировать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать изучаемые факты и понятия, устанавливать причинно-следственные связи явлений; 3) воспитания – содействовать формированию мировоззренческих идей: причинно-следственные и другие связи между явлениями; воспитывать ответственное отношение к приобретению знаний.

Термины и понятия: валентность, бинарные соединения, постоянная валентность, переменная валентность, графическая формула, правило чётности-нечётности

Ресурсы: Учебник «Химия»; Н.Е. Кузнецова, ПСХЭ Д.И.Менделеева, плакат «Валентность»

Межпредметные связи: математика (наименьшее общее кратное)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «валентность», «бинарные соединения»

Уметь: определять валентности элементов по формуле бинарного соединения, определять валентность по положению элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Познавательные – использовать знаковое и физическое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; получать информацию из различных источников.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация обучающихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание значимости фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественно-научной картины мира.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль:

- Сформулируйте периодический закон Д.И.Менделеева.

- Что называется периодом? (Периодом называется такой ряд элементов, в котором атомная масса постепенно возрастает, а свойства элементов изменяются от металлических к неметаллическим.)

- Почему Д.И.Менделеев назвал открытый им закон периодическим? Ответ подтвердите анализом свойств химических элементов.

- Химический элемент расположен во II группе, главной подгруппе, в 6 периоде. Назовите этот химический элемент. (Ba).

Акцентирует внимание на важных моментах, необходимых для изучения темы.



Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.





Участвуют в коллективной беседе

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

- Какую информацию содержит формула химического соединения?

- Веществ много, и если бы нужно было заучивать их формулы, то изучение химии оказалось бы очень трудным.

- Что нужно знать, чтобы составить формулы веществ?

Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

- Оказывается, можно судить о составе вещества и написать его формулу, зная закономерности соединения атомов. Для этого необходимо ознакомится с новым свойством атомов – валентностью.


Понимают на слух рассказ учителя.


Выдвигают предположения.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.




Записывают тему урока

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом:

- Выполните задание на с.55 учебника.

- Возникает вопрос-проблема: почему атомы разных элементов удерживают неодинаковое число атомов водорода? Видимо атомы обладают разной способностью в этом отношении.

Вводит понятие валентности, как способности атомов присоединять определённое число атомов других элементов.

- Найдите в тексте определение валентности на с.56 учебника.

- За единицу валентности принята валентность атома водорода, т.к. атом водорода не присоединяет более одного атома других элементов. Валентность же других элементов в бинарных соединениях можно выразить числом, показывающим, сколько атомов водорода может присоединить к себе атом данного элемента.

- Давайте попробуем определить валентность элементов, связанных с водородом в формулах. (В молекуле хлороводорода атом хлора присоединяет один атом водорода, следовательно, хлор одновалентен. Валентность кислорода равна двум, ибо его атом присоединяет два атома водорода. Азот в молекуле аммиака трехвалентен, а углерод четырехвалентен). Это можно записать следующим образом:

I I I II III I IV I

HCl H2O NH3 CH4

Численное значение валентности принято обозначать римскими цифрами, которые ставятся над знаками химических элементов.

- Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.

- Валентность элементов определяют также по кислороду, который обычно двухвалентен.

- Определите валентность меди и ртути в следующих бинарных соединениях: HgO, CuO. (Т.к. кислород двухвалентен и в этих соединениях на один атом элемента приходится по одному атому кислорода, то ртуть и медь в этих соединениях двухвалентны.)

- Запишите правило на с.56 в тетрадь.

- Одни химические элементы проявляют во всех своих соединениях одну и ту же постоянную валентность, другие – разную, переменную валентность. Атомы с переменной валентностью проявляют то одну, то другую валентность в зависимости от того, с атомами каких элементов они соединяются.

Организует работу с рис.29. на с.57 учебника и таблицей 7, на с.58 учебника.. Организует выполнение задания 1 на с.59 учебника. Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания.

- Валентность можно определять на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Демонстрирует плакат «Валентность».

Организует рассмотрение алгоритма определения валентности элемента по формуле его соединения. (с.59 учебника)

- Единицу валентности условно можно изобразить в виде валентной черты, соединяющей символы атомов элементов. Такой вид представления молекул называется графической формулой. HCl

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.


Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради


Находят в тексте определение валентности, записывают его в тетрадь








Выдвигают свои версии













Определяют валентность




Записывают правило в тетрадь






Находят в тексте учебника нужную информацию, проговаривают по цепочке вслух. Выполняют задание

Работают с ПСХЭ, сравнивают



Изучают плакат, отвечают на вопросы учителя

Работают с текстом учебника, изучают алгоритм определения валентности элемента по формуле его соединения


5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, что атомы химических элементов обладают свойством присоединять определённое число атомов других химических элементов, и это свойство называется валентностью. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Организует закрепление материала (упр.3,5 с.60)

- Какую валентность проявляет: а) медь в оксидах Cu2O и CuO; б) железо в оксидах FeO и Fe2O3?

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.


Составляют схему.


Составляют формулы


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при работе с таблицей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§13, упр.2,4,5, с.60.

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей