Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Свердловский областной музыкально-эстетический
педагогический колледж»
Специальность 53.02.01. Музыкальное образование
Учитель музыки, музыкальный руководитель (базовой подготовки)
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
Технологическая карта зачетного занятия
«Путешествие в волшебную страну Цветляндию»
В старшей группе от 5 до 6 лет
(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка))
Автор – составитель:
Студентка 41 МО, Тарасова Кристина
Екатеринбург 2020
Дата проведения: 13.05.2020 года.
Место проведения: Музыкальный зал.
Время проведения: 25 минут
Количество детей: 10 человек.
Характеристика группы: В группе 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки). Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность, музыкальность, творческий позитив и эмоциональность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Уровень развития группы средний. Что позволяет ставить перед детьми задачи в разных сферах познавательных областях и закреплять полученный результат. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу.
Пояснительная записка
Тематическое занятие разработано в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой для детей группы общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет (старшая группа).
Занятие было направлено на развитие музыкальных способностей посредством певческой деятельности, на повторении музыкального репертуара, пройденного и изученного ранее на занятиях.
Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, музыкально – художественной.
При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»).
Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование детской деятельности, образное слово, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный метод, практический метод, объяснительно – иллюстративный) и приемы (беседа, пояснение, объяснение, рассказ муз. руководителя, рассказ детей) были направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.
Подобранный материал и техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.
Дети познакомились с понятием «Музыкальные способности».
Цель: Формировать у детей музыкальную культуру как часть общей духовной культуры.
Задачи:
1) Образовательные:
- создать условия для развития музыкальных способностей детей;
- вызвать эмоционально-эстетический отклик на музыку во время слушания, пения музыкальных произведений.
- побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности.
2) Развивающие:
- развивать у детей музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- упражнять детей в чистом интонировании интервалов.
- учить петь выразительно, весело, задорно, ритмично. Начинать петь самостоятельно после вступления, брать дыхание в начале фразы и удерживать его до конца музыкальной фразы. Четко произносить согласные звуки в словах распевок, песен;
- развивать координацию движений, умение петь и хлопать ритм одновременно.
3) Воспитательные:
- воспитывать слушательскую культуру детей, их эмоциональную отзывчивость на музыку.
Предварительная работа: подбор художественного и музыкального репертуара, разучивание его с детьми, слушание «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Используемый материал: портрет композитора - П.И. Чайковского, иллюстрации цветов, презентация, колокольчик, электронное фортепиано, ноутбук.
Музыкальный репертуар: «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, коммуникативная игра «Здравствуйте!» муз. и сл. М. Картушиной, музыкально-дидактическая игра «Кузнечик» муз. и сл. М. Картушиной, рнп «Василек», распевка «Колокольчик», дыхательное упражнение «Паровоз».
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Вводно – организационный. 2 мин. | Подготовка детей к музыкальной деятельности. | Музыкальное приветствие (коммуникатив- ная игра «Здравствуйте!») | Музыкальное приветствие «По дорожке мы шагаем и друзей своих встречаем. Здравствуй, белка, здравствуй стриж, здравствуй заинька-малыш. Здравствуйте, мои друзья! Как мы рады видеть вас».
| М.Р. поет «Здравствуйте, мои друзья, всех вас рада видеть я». Дети поют с МР. С друзьями нам веселее. | Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.
Голосовой аппарат подготовлен к пению. |
Актуализация. 4 минут Самостоятельно определяют настроение музыкального произведения, подбирают | Актуализация имеющихся знаний и представлений о музыке. | Показ упражнения «Паровоз». Исполнение песни. Задает вопросы.
Какое настроение у песни? | Дети отвечают на вопросы, повторяют слова «чух-чух», следят за движением диафрагмы
Веселое, радостное, оптимистичное. | М.Р. Ребята, к нам в гости пришла фея цветов. Фея: Я фея цветов, я прибыла из красивейшей страны – Цветляндии. Злая колдунья хочет погубить нашу страну: она заколдовала все цветы и они уснули. Ребята, вы поможете спасти нашу страну от злых чар колдуньи? Дети: да. М.Р. а отправимся в страну Цветляндию на паровозе. А по дороге мы будем петь песню. Послушайте ее, определите настроение и характер. Паровоз делает «чух-чух». Обратите внимание, ваш живот должен работать активно. Посмотрите на меня. Повторите. Друзья, занимайте места в вагонах паровоза. Исполнение упражнения: «Едет, едет паровоз – чух-чух, чух-чух! Раздается стук колес – чух-чух, чух-чух! Я колесами стучу - чух-чух, чух-чух! Весело я вас везу - чух-чух, чух-чух!» | Овладение умениями работать по правилам и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Закрепление навыка активной работы диафрагмы с помощью упражнения «Паровоз».
|
Расширение имеющихся представлений. 7 мин. | Расширение представления сказочности в музыкальных произведениях. Актуализация воображения детей, понимания выразительности музыки. Исполнение ритмического рисунка. Усвоение понятия «Ритм». |
Вопросы:
Какая музыка?
Показ распевания «Колокольчик»
Показ рнп «Василек» | Дети отвечают на вопросы: название пьесы,композитора. 1.Произведение называется «Подснежник» 2.Сочинил пьесу композитор П.И.Чайковский. 3.Настроение в музыке. Нежная, ласковая, мелодичная, спокойная.
Исполнение распевание и прохлопывание ритма.
Исполнение, транспонирование мелодии вниз | МР: Друзья, в какую страну мы прибыли? Дети: Цветландию. МР: Посмотрите, цветы, действительно, спят и они не радуются солнышку. Ребята, чтобы расколдовать злые чары, разбудить цветы, нужно выполнить задания. Первыми мы освободим колокольчики. Исполним распевку и прохлопаем ритм. Большой колокольчик – длинная нота, маленькие колокольчики – короткие ноты. Послушайте и посмотрите на ритм. Повторите со мной: «Динь-динь, динь-динь! Мы тихоченько звеним. Дон-дон, дон-дон! Всюду слышен перезвон». Ребята, вы справились с первым заданием! Колокольчики проснулись! Пойдемте дальше. Васильки оказались в канавке, чтобы к ним попасть, нужно спуститься по музыкальной лестнице. Посмотрите Послушайте первый высокий звук. Пропойте. Ребята. Вот мы и спустились к василькам, сейчас колокольчики нам помогут разбудить васильки. Волшебный звон музыкального колокольчика. | Внимательно слушают музыкальное произведение. Самостоятельно определяют настроение музыкального произведения, подбирают слова образы для характеристики пьесы. Самостоятельное пение детьми распевания, песни. Осознание необходимости подготовки певческого аппарата к пению. Самостоятельное выразительное исполнение песни. |
Динамическая пауза. 3 мин. | Смена вида деятельности. Активизация детей от утомляемости сидячего положения. | Беседа. Музыкально-дидактическая игра «Кузнечик», направленная на развитие ладового чувства.
| Дети прыгают как кузнечик в соответствии с ритмом.
| Ребята, посмотрите, кузнечик не может попасть домой. К своим деткам. Послушайте песню и посмотрите как кузнечик будет прыгать по цветкам. Теперь вы исполните песню, а на слова «скок», будете прыгать. «Посмотрите, как кузнечик скачетт по цветочка. Он спешит домой скорее к дочкам и сыночка. Скок-скок-скок…» Ребята, вы молодцы. Благодаря вам кузнечик попал домой, к своей семье. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Смена вида музыкальной деятельности. Проявление интереса детей к звучанию фрагмента музыкального произведения. |
Практическая работа. 7 мин. | Исполнение ритмического рисунка на музыкальных инструментах. | Загадывает загадки детям.
Как называется произведение, под которое вы кружились? Кто композитор? Родина П.И. Чайковского? | Дети отгадывают музыкальные загадки и имитируют игру на музыкальных инструментах.
«Вальс цветов»
П.И Чайковского
Россия | И у нас последнее задание, чтобы все цветы в волшебной стране Цветляндии проснулись. Отгадайте загадки и сыграйте: У меня два чуда есть Звонких, расписных. Чечетку даже без гармошки, Сыграют две чудесных…….(ложки) Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый...(барабан) Звенит струна, поет она, И песня всем ее слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовем... (гитарой) Звучит сигнал, на бой зовет! Вставай, солдат, она поет! Нас в поход зовет она, Очень звонкая…(труба) Богиня инструментов всех – звучит журчанье, шелест. По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат. (арфа) Ребята, вы справились со всеми заданиями и победили злые чары колдунью. Вы спасли волшебную страну Цветляндию! Теперь возьмите по цветку и покружитесь в танце. Вспомните название произведения и композитора. | Узнавание музыкального инструмента. Развитие музыкального восприятия. |
Рефлексия. 2 мин. | Подведение итогов НОД, обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков. | Подведение итогов НОД с точки зрения: качества усвоения новых знаний, выполненных видов музыкальной деятельности, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной деятельности. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненных видов музыкальной деятельности, воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.
| Обсуждение всей музыкальной деятельности и подведение итогов НОД: - Бывает музыка «цветной»…? - Что получилось, что нет? (ответы детей). - Что нового, вы сегодня узнали на нашем занятии? (ответы детей). - Что вам больше всего понравилось и запомнилось исполнять? (ответы детей). | Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса.
Сформированность элементарных знаний, умений, навыков.
|
Заключительный этап. Закрепление полученных и имеющихся знаний. | Направление внимания детей. Формирование интереса к содержанию НОД. | Задает вопрос детям.
| Отвечают на вопрос.
| Групповая оценка. М, Р, Ребята, скажите. Какое настроение передает «Вальс цветов»? (ответы детей). М. Р, Наше занятие закончилось. До свидание | Формулировка вывода по завершению занятия.
|