Технологическая карта "Решение практико-ориентированных задач по теме "Четырехугольники", геометрия 8 класс
Технологическая карта урока
Учителя математики МБОУ школа №2 Кудлаевой Инны Юрьевны
Предмет | Геометрия |
Класс | 8 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | Технология деятельностного метода обучения |
Тема | Площадь трапеции |
Цель | Создание условий для самостоятельного открытия формулы для нахождения площади трапеции, а так же для доказательства теоремы о площади трапеции, осмысления и первичного закрепления новых знаний. |
Основные термины, понятия | Высота трапеции, площадь трапеции. |
Планируемый результат | |
Предметные умения - Знать формулу для нахождения площади трапеции - Уметь использовать формулу для решения практических задач, в том числе задач из ОГЭ. -Владеть базовым понятийным аппаратом -Уметь работать с геометрическим текстом. | Личностные УУД: -имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; - уважение к личности и ее достоинству, - доброжелательное отношение к окружающим; - устойчивый познавательный интерес; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - умение конструктивно разрешать конфликты; - потребность в самовыражении. Регулятивные УУД: -уметь выдвигать гипотезы при решении геометрических задач и понимать необходимость их проверки; - ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную; - самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения цели; -принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; - критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные УУД: -Уметь принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
- анализировать и осмысливать текст задачи; - строить логические рассуждения; - переформулировать условие, извлекать необходимую информацию; - находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий; - давать определение понятиям; - структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи. - выполнять ознакомительное, изучающее, усваивающее виды чтения Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; - работать в паре, устанавливать рабочие отношения, - задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, парная, индивидуальная | Учебник: Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Мерзляк и др. – М.: Просвещение, 2020г. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование; Образовательные: задания для индивидуальной работы |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Определить цель занятия, мотивировать учащихся к открытию нового знания |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Актуализация опорных знаний и способов действий |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
5 | Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
6 | Первичное закрепление | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Площадь трапеции» |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовать проверку умения применять формулу для нахождения площади трапеции для решения несложных задач. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке |
10 | Домашнее задание | Организовать возможность выполнения домашнего задания разного уровня. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | | ||
Мотивация к учебной деятельности | Предметные: проверить уровень усвоения теоретических знаний, выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: самоопределение. | Приветствует обучающихся, Откройте тетради, запишите число, классная работа. Провести близ опрос по теории. На электронной доске с помощью проектора решена домашняя задача 476 (а), учеников просят сверить свое решение и задать возникшие вопросы. Приложение 1. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Записывают в тетради число, классная работа. Задают вопросы, возникшие по домашнему заданию. | | ||
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Познавательные: структурирование собственных знаний. | Задача выполняется самостоятельно с последующим коллективным обсуждением решения. Приложение 2. | Выполнить решение задачи с учетом освоенных ранее знаний, подготовиться посредством решения задачи к освоению новой темы. | | ||
Выявление места и причины затруднения | Личностные: Коммуникативные: Познавательные | На доске представлены фигуры, те что мы прошли, нужно назвать их и записать формулу нахождения их площадей. В конце возникает затруднение, когда мы не знаем формулу нахождения площади трапеции. Подводим учеников к теме и цели нашего урока. Сформулируйте цель урока используя глаголы : знать, уметь, применять. | Устно отвечают на вопрос учителя, записывают формулы фигур. Приходят к теме урока и цели урока. . | | ||
Построение проекта выхода из затруднения | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | Вспомнить с учениками определение высоты, дать им возможность самостоятельно дать определение высоты трапеции. Приложение 3. В парах предложить рассмотреть решение задачи из приложения 2, которая приведет к получению формулы и доказательству теоремы. | Вспомнить определение высоты, сопоставить и дать определение высоты трапеции. обсуждение задачи в парах из приложения 2,обобщить решение и получить формулу для нахождения площади трапеции. | |||
Реализация построенного проекта | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | Теорема: Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту. Разбираем доказательство теоремы вместе с учителем, так оно подобно по принципу с рассмотренной задачей в приложении 2. На доске с помощью проектора доказательство можно будет обсудить и вывести. Приложение 4. | Записывают в тетрадь формулу площади трапеции и теорему. Теорема: Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту. Обсуждают с учителем и записывают доказательство теоремы. - да -представить в виде смешанного числа Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа Записывают в тетрадь Самостоятельно формулируют правило, читают по учебнику, корректируют, записывают пример. | |||
Первичное закрепление | Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: | Решение задачи 480(а,б), работа в парах, с последующим обсуждением. | Приложение 5. | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Личностные: Регулятивные: учёт правил в контроле способа решения, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. | А сейчас выполните небольшую самостоятельную работу, с помощью задач на чертежах. 1 вар: Ответ: 37,5 2 вар: Ответ: 4,76 | Работают в тетради с самопроверкой по эталону: | |||
Включение в систему знаний и повторение | Регулятивные: Познавательные: | Предлагает сформулировать теорему о нахождении площади трапеции, а так же предлагает восстановить алгоритм доказательства теоремы. | Работают устно, проговаривая теорему и формулу. Работают в паре, проговаривая алгоритм. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха. Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества. | Обсуждение: Какова была тема урока? Я узнал… Я научился… Я затруднялся… Оценить свою работу. По итогам работы выставить отметки. | 1 уровень: Найти площадь трапеции, изображенной на рисунке:
Боковая сторона трапеции равна 5, а один из прилегающих к ней углов равен 30°. Найдите площадь трапеции, если её основания равны 3 и 9. 2 уровень: | |||
Домашнее задание | | Разноуровневое домашнее задание, ученик выбирает сам какой уровень ему подходит. |
|
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
2 уровень