Технологическая карта словарного урока «Знакомство с В.И. Далем и его словарём» (5 класс)

19
0
Материал опубликован 2 June 2017

Технологическая карта урока

учителя русского языка и литературы

МОУ "Средняя школа №59" г.Ярославля

Новожиловой Анны Михайловны


 

Тема урока: "Знакомство с В.И. Далем и его словарём" (5 класс).

Тип урока: словарный урок, посвящённый дню рождения Владимира Даля.

 Цели урока:

1. Личностные: воспитывать чувство уважения и любови к родному языку, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело, совершенствовать свою речь, осознавать роль слова в выражении мыслей и чувств, формировать уважительное отношение к культуре и истории родной страны.

2. Метапредметные: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность, анализировать и классифицировать языковой материал, строить устный монологический ответ, аргументированно доказывать свою точку зрения, обеспечивать бесконфликтную работу в группе.

3. Предметные: познакомить с биографией В.И. Даля, закрепить знания школьников по лексике (об этимологии слова, лексическом значении слова, об исконно русских словах и иноязычных, синонимах, фразеологизмах),формировать умения применять полученные знания на практике.

Инструментарий учителя: карточки с вопросами для каждой группы, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля в 4-х томах, проектор.

Домашнее задание: с.119 упр.332:

1. Перед вами отрывок из словаря В.И. Даля. Определите, какие диалектные слова встретились в этом тексте. Какие пословицы знакомят с народными приметами, с особенностями быта русского народа?

2. Выпишите однокоренные слова к существительному дождь, разберите их по составу. Какие из этих слов употребляются в разговорной речи?


 


 

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формируемые УУД:

1 этап. Мотивационный.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт мотивацию к действиям.

Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку, настраивается на совместную деятельность.

 

Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы.

2 этап: создание учебной ситуации

Организует работу учащихся в группах.

Произносит вступительное слово, настраивающее учеников на работу.

Объединяются в группы.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД:интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками,устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Результат совместной деятельности:созданы условия для работы в группах.

3 этап: проверка домашнего задания, актуализация знаний

Проводит проверку домашнего задания.

Зачитывают индивидуальные сообщения о В.И. Дале,

слушают отвечающих.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, слушать и слышать друг друга.

Результат совместной деятельности: осуществлена проверка домашнего задания.

4 этап: формулирование темы и цели урока

Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Задаёт наводящие вопросы, помогая учащимся сформулировать цель урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирует тему урока.

С помощью наводящих вопросов учителя определяет цель урока.

Познавательные УУД:анализировать языковой материал, структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание.

Результат совместной деятельности: сформулирована тема «Знакомство с В.И. Далем и его словарём» и цель урока: формирование представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов; закрепить умения пользоваться толковым словарем, находить в нём необходимые сведения.

5 этап: реализация смысла.

Выдаёт ребятам карточки с заданиями,

Даёт задание: во время презентации заполнить карточку 1.

Включает презентацию и знакомит учеников с биографией В.И. Даля.

Предлагает группам сравнить свои ответы и дополнить друг друга.

Слушают учителя, смотрят презентацию, заполняют карточки с заданиями.

Обмениваются мнениями.

Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал, структурировать знания.

КоммуникативныеУУД: обеспечивать бесконфликтную работу в группе, уважительное отношение к партнёрам, строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Результат совместной деятельности: заполнены карточки №1, подведены итоги этапа, формированы представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов

6 этап: работа со словарями.

Предлагает задания, связанные с умениями работать со словарём.

Каждой группе выдаются карточки с заданиями, которые необходимо заполнить на время.

Предлагает каждой группе поделиться с остальными результатами своей деятельности.

Работают со словарём, выполняют задания.

Читают получившиеся ответы, слушают участников других групп.

Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал, структурировать знания.

КоммуникативныеУУД: обеспечивать бесконфликтную работу в группе, уважительное отношение к партнёрам, умение слышать и слушать друг друга.

Результат совместной деятельности:заполнены карточки №2 и №3, подведены итоги этапа, закреплено умение работы со словарём.

7 этап: рефлексия

Просит учащихся продолжить фразу: «Сегодня я научился …».

Выставляет оценки за урок.

Продолжают фразу: «Сегодня я научился …».

Регулятивные УУД:оценивать своюдеятельность.

Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, выставлены оценки.

8 этап: домашнее задание

Комментирует задание на дом.

Записывают задание, слушают к нему комментарий.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга.

Результат совместной деятельности: прокомментировано и записано домашнее задание.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации