Технологическая карта урока математики по теме «Сложение натуральных чисел и его свойства», (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Сложение натуральны чисел и его свойства" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Сложение натуральных чисел и его свойства"
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел;
- повторить название компонентов и результатов действия сложения;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилом сложения многозначных чисел;
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формирование представлений о значимости математики в развитии современного общества;
- развитие логического и критического мышления;
- развитие умения работать в группе, в паре;
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- выполнять сложение многозначных натуральных чисел;
- изучить свойства сложения натуральных чисел;
- научиться называть компоненты суммы, складывать числа с помощью координатного луча;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!" (А. Франс) Выясняет как ученики понимают данное высказывание. |
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают. |
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
-Ребята, вы сможете прочитать тему урока, если правильно ответите на вопросы, решив примеры и закроете ответы на вашей карточке (Слайд №2): Вопросы: - число 28 уменьшите в 4 раза - из числа 90 вычтите 82 - число 500 увеличьте на 13 - число 111 умножьте на 5 - из числа 900 вычтите 23 - число 114 разделите на 2 - число 9 умножьте на 5 - из числа 500 вычтите 1 - число 42 разделите на 3 - число 45 увеличьте в 2 раза - число 100 уменьшите на 4. - Из оставшихся букв составьте слово (СУММА). |
Решают примеры, которые читает учитель и работают с карточкой (Приложение 2), ответ записывают в Лист самоконтроля (Приложение1). -выражают вслух свои затруднения(понимают, что не все примеры они смогли правильно решить)
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
– Вы смогли выполнить все задания? - Какое действие мы сегодня будем выполнять? - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №3). -Отсюда, цели урока ...
|
Понимают, что в некоторых примерах допущены ошибки. - Сложение.
Формулируют тему урока. Формулируют цели (Слайд №4): - как проще выполнить сложение натуральных чисел? -какие правила существуют для сложения натуральных чисел? - какими свойствами удобно пользоваться при сложении натуральных чисел?
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.6 учебника. - Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее? - Как называются компоненты при сложении? - Какие свойства сложения вы знаете? - Где они используются? - Из чисел 567, 200, 6, 210, 433 выберите те, которые в сумме получилось четырехзначное число (Слайд № 5). (567 + 433 = 1000) - Решите задания № 188, 189 из учебника. - Решите задание № 190, 191 |
Читаю текст учебника.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания на доске и в тетрадях и результаты записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд №6; 7) |
Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее.
Так же выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Решите задания № 192, 193. - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу и решим задачу № 185. |
Решают примеры, применяя правила сложения, результаты записывают в Лист самоконтроля. Решают задачу у доски и на местах, результат записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть свойства сложения предлагаемые авторами учебника). Разберём еще примеры, используя опорную схему: Решите № 196(а, б) с последующей проверкой. (Слайд № 8): а)3419845099 + 11087609311 14507454410 б) 94029547608 +8997684513 103027231121
|
Проговаривают свойства (фронтально, в парах).
Решают два ученика у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля): |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой. |
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 213, 2) № 215. |
Выполняют задания под руководством учителя(записывают ответы в Лист самоконтроля) |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №9): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №10). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №11) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 229, 231(1ст), 233(а), 240(а,б). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Работа с карточкой по определению темы урока |
2 |
||
Выберите те числа, которые в сумме дают четырехзначное число |
1 |
||
Решение заданий № 188, 189 |
2 |
||
Решение заданий № 190, 191 |
2 |
||
Решение заданий № 192, 193. |
2 |
||
Решение задачи № 185 |
3 |
||
Решите № 196(а, б) с последующей проверкой |
2 |
||
Самостоятельная работа |
4 |
||
Задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
296(С) |
513 (З) |
1000(М)
|
499 (Н) |
877 (П) |
630 (У) |
45 (О) |
555 (Т) |
40 (М) |
8 (Е) |
90 (Ь) |
4 (А) |
7 (Р) |
57 (И) |
96 (Е) |
14 (Р) |
Приложение 3:
1вариант
1) Выполните действия:
а) (14 + 27) + 36
б) 62 + ( 32 + 24) + 56
2) У Маши 8 конфет, а у Вали на 6 конфет больше, чем у Маши. Сколько конфет у двух девочек вместе?
3) Вычислите:
211 + 5 + 426 + 317 + 44
2вариант
1) Выполните действия:
а) (35 + 44) + 12
б) 32 + ( 24 + 68) + 56
2) У Миши 15 марок, а у Вити на 6 марок больше, чем у Миши. Сколько марок у двух мальчиков вместе?
3) Вычислите:
17 + 39 + 3 + 418 + 48
презентация к уроку
PPT / 535 Кб