Урок химии в 8 классе «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов»
знаки химических элементов
PPTX / 1.84 Мб
/data/files/h1610362704.pptx (знаки химических элементов)Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новый Сарбай муниципального района Кинельский Самарской области
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Знаки химических элементов.
Урок по химии в 8 классе
Учитель Лябина Н.В.
Новый Сарбай – 2018
Образовательная цель:
Формирование первоначальное представление о Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и её структуре. Создать условия для изучения химических символов химических элементов, их произношением и написанием; научить определять их местоположение в ПСХЭ.
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока:
усвоение знаний знаки химических элементов, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева формирование на основе этих знаний умений
называть и правильно обозначать химические элементы;
определять: положение химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
характеризовать: химический элемент в зависимости от его положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
Методы обучения: проблемный, репродуктивный.
Формы реализации методов: эвристическая беседа с элементами практики.
Оборудование:
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Портрет Д.И.Менделеева
Таблица «Химические элемент
Презентация «Знаки химических элементов».
Компьютер, проектор
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ожидаемый результат:
все учащиеся будут знать, как обозначать знаками химические элементы;
на основе периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева определять положение химического элемента
Ход урока:
1. Организационный этап.
Добрый день! Урок я хочу начать словами Элвина Тоффлера: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Я желаю, чтоб эти слова были для вас путеводной звездой.
Мы с вами на протяжении нескольких уроков стараемся открыть символическую дверь и войти в интересную страну, которая называется химией. Пока мы только смогли приоткрыть и поглядеть, что за ней. Там интересно, там много неизвестного, которое влечет нас. Но это другая страна, и язык в ней другой.
Вопрос: Что необходимо сделать, чтобы лучше понять и узнать жителей страны Химия?
Перед нами, как химиками, встает проблема – КАК ЖЕ НАПИСАТЬ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ НА БУМАГЕ?
Ответ на этот вопрос мы можем получить, изучив новую тему: Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов
2. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
2.1 Дмитрий Иванович Менделеев - гениальный русский учёный, которому удалось создать научную классификацию химических элементов, которая является Периодическая система. (фото на слайде)
Сообщение ученика: «История создания периодической системы» (опора на слайды).
2.2.Структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Теперь мы рассмотрим с вами, пожалуй, самый главный документ, «подсказку» для любого химика. Откройте форзац вашего учебника, а также воспользуйтесь таблицами, которые лежат на ваших столах. Перед вами находится таблица «Периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева». Как вы видите, они несколько отличаются, но незначительно. Периодическая система – Большой «дом», где живут знаки химических элементов.
Каждому химическому элементу отведена в таблице Менделеева своя «квартира» - клетка со строго определенным номером.
Для каждого элемента имеется свой адрес.
ПС состоит из:
7 периодов.
Период – это горизонтальный ряд химических элементов
малые – 1,2,3; большие – 4,5,6,7
8 групп.
Группа – это вертикальный ряд химических элементов.
Главная – включает в себя элементы больших и малых периодов.
Побочная – только больших периодов.
2.3 первичное закрепление полученных знаний.
Укажите положение ХЭ в ПС (номер группы, периода), назовите его (7,13,1,20,4,6,40,55,36)
2.4. Каждый химический элемент обозначается символом и имеет свое латинское название.
Химический символ – это первая или две первых буквы от латинского названия химического элемента. Названия химических элементов имеют различное происхождение.
Обратите внимание, что первая буква знака химического элемента всегда заглавная, если есть вторая буква – то она строчная. Необходимо запоминать не только названия элементов и их символы, но и произношение, т.е. как эти символы читаются. Определенных правил произношения знаков химических элементов нет. Их надо учить наизусть.
Знаки некоторых химических элементов произносятся так же, как и соответствующая буква: кислород – «о», сера – «эс», фосфор – «пэ», азот – «эн», углерод – «цэ».
Знаки других элементов произносятся так же, как и называются сами элементы: «натрий», «калий», «хлор», «фтор».
Произношение некоторых знаков соответствует их латинскому названию: кремний – «силициум», ртуть – «гидраргирум», медь – «купрум», железо – «феррум».
3. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
3.1 А) выбери верное произношение ХЭ (N – Н, эн, азот), (С – эс, цэ, углерод) (AI – ал, эл, алюминий)
Б) укажи химический знак ХЭ (кальций – К, Са, С)
В) Установи соответствие между символом, названием и произношением ХЭ
Работа по карточке (приложение №1)
3.2 Контроль знаний- Получи «5»:
a) Лабиринт Химических формул (слайд №21)
Среди множества букв найди знаки ХЭ:
A O F Ra Na K N U H
Cl S Se Ni Nu П P З
С У Во Cr Cs T Au Ag
Б) «Спуск с горы» назови
А) Русские названия химических элементов
Б) Название символов
Fe Mg He Li Ag Cl C N Na Br Cl Cs Ca Cu Zn
У кого всё получилось, поставь «5» в тетрадь!
3.3Дополнительное задние:
Последовательно соедини между собой названные символы:
H O S P Fe Mn Mg Ca K Si C Hg N He Al Na B Li Cr Ag Au F Zn Be Ne H.
Само регуляция и взаимопроверка слайд №25
4. Этап подведения итога занятия
1.Как происходит написание химического элемента?
2.Как определить местонахождение химического элемента?
5. Этап информации о домашнем задании
§.5, №5, всем выполнить в тетрадь, учить названия и символы знаков ХЭ,
№4 по желанию.
6. Рефлексия
Оцените свою работу по слайду №21 и зарисуйте смайлик в тетрадь
Паспорт урока _____________химии_____ в __8___ классе
Тема урока: | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов |
Учитель | Лябина Н.В. |
Образовательная цель | Формирование первоначальное представление о Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и её структуре. Создать условия для изучения химических символов химических элементов, их произношением и написанием; научить определять их местоположение в ПСХЭ. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: Развитие познавательного интереса к химии; ЛР-2: ответственное отношение к учению ЛР -3: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ПУД-1: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ПУД-2: формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; КУД-1: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. КУД-2: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, работа в группах. КУД -3 умение выслушивать ответы одноклассников, контроль, коррекция, оценка действий КУД-4 сотрудничество в поиске и сборе информации РУД-1: Сличают свои действия с эталоном РУД-2: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; РУД -3 формулировать при поддержке учителя для себя новые задачи. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «_______Введение________» | Ученик научится: Определять положение химического элемента в ПС, Называть химические элементы Ученик получит возможность научиться: работать с химическим языком. Узнавать первые 20 химических элементов и преобразовывать их в химические соединения |
Программное содержание | Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник – М.: Дрофа 2014 ФГОС Химия. 8-11 классы: рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна /авт. – сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронтов. – Волгоград: Учитель, 2016. – 203с. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 кл.- М.: ВАКО 2014. – 400с. |
Мировоззренческая идея | все учащиеся будут знать, как обозначать знаками химические элементы; на основе периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева определять положение химического элемента |
Ценностно-смысловые ориентиры | |
План изучения учебного материала | 1.сообщение ученика о роли Д.И. Менделеева в создании таблицы 2.Знакомство с символами ХЭ 3.Структура ПС |
Основные понятия | Химический элемент, знаки (символы) химических элементов, ПСХЭ Д.И. Менделеева, периоды большие и малые, группы: главная и побочная |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Форма урока | урок-практика |
Образовательная технология | технология развивающего обучения |
Оснащение урока | Периодическая система химических элементов, презентация, ПСХЭ, компьютер, проектор, карточки с зданиями. |
Предварительная подготовка к уроку учащихся | Сообщение о Д.М. Менделееве и его роли в создании Периодической таблицы. |
Домашнее задание | §.5, №5, , учить знаки ХЭ, №4 по желанию |
| |
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок: Урок я хочу начать словами Элвина Тоффлера: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» Я желаю, чтоб эти слова были для вас путеводной звездой. | Стоя, дежурный, проверяют учебник, тетрадь, ручка. Читают на слйде№1 | ЛР2 |
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (5 -7 мин.) | ||
Мы с вами на протяжении нескольких уроков стараемся открыть символическую дверь и войти в интересную страну, которая называется химией. Пока мы только смогли приоткрыть и поглядеть, что за ней. Там интересно, там много неизвестного, которое влечет нас. Но это другая страна, и язык в ней другой. Что необходимо сделать, чтобы лучше понять и узнать жителей страны Химия? Перед нами, как химиками, встает проблема – КАК ЖЕ НАПИСАТЬ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ НА БУМАГЕ? Ответ на этот вопрос мы можем получить, изучив новую тему: Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. | Отвечают (выучить химический язык, научиться общаться на их языке) Предлагают разные варианты (используя знаковую систему) Запись в тетрадь Слайд №2 | КУД -1 |
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.) | ||
Дмитрий Иванович Менделеев - гениальный русский учёный, которому удалось создать научную классификацию химических элементов, которая является Периодическая система. 1. Сообщение ученика «История создания периодической системы» Презентация, слайд 4 – 9. 2. Структура ПСХЭ – это «дом», где живут знаки химических элементов. Каждому химическому элементу отведена в таблице Менделеева своя «квартира» - клетка со строго определенным номером. Для каждого элемента имеется свой адрес. ПС состоит из: 7 периодов. Период – это горизонтальный ряд химических элементов малые – 1,2,3; большие – 4,5,6,7 8 групп. Группа – это вертикальный ряд химических элементов. Главная – включает в себя элементы больших и малых периодов. Побочная – только больших периодов. 3. первичное закрепление полученных знаний. Укажите положение ХЭ в ПС (номер группы, периода), назовите его (7,13,1,20,4,6,40,55,36) 4. Каждый химический элемент обозначается символом и имеет свое латинское название. Химический символ – это первая или две первых буквы от латинского названия химического элемента. Названия химических элементов имеют различное происхождение. Обратите внимание, что первая буква знака химического элемента всегда заглавная, если есть вторая буква – то она строчная. Необходимо запоминать не только названия элементов и их символы, но и произношение, т.е. как эти символы читаются. Определенных правил произношения знаков химических элементов нет. Их надо учить наизусть. Знаки некоторых химических элементов произносятся так же, как и соответствующая буква: кислород – «о», сера – «эс», фосфор – «пэ», азот – «эн», углерод – «цэ». Знаки других элементов произносятся так же, как и называются сами элементы: «натрий», «калий», «хлор», «фтор». Произношение некоторых знаков соответствует их латинскому названию: кремний – «силициум», ртуть – «гидраргирум», медь – «купрум», железо – «феррум». | Слайд №3 Рассматривают ПСХЭ Смотрят, слушают. Слайд 4-9 Работают с таблицей, Читают текст учебника, стр33-34 Задают вопросы учителю Слайд №10. Работа устно Слайд №11-13 Анализируют таблицу в учебнике, смотрят слайд №14, читают названия химических элементов. | ЛР -2 КУД -2 КУД -4 КУД -3 |
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (10 -15 мин.) | ||
1. Первичная проверка понимания изученного А) выбери верное произношение ХЭ Б) укажи химический знак ХЭ В) Установи соответствие между символом, названием и произношением ХЭ 2. Контроль знаний- Получи «5»: Среди множества букв выбери символы ХЭ 3. «Спуск с горы» назови А) Русские названия химических элементов Б) Название символов Дополнительное задние: Последовательно соедини между собой названные символы: H O S P Fe Mn Mg Ca K Si C Hg N He Al Na B Li Cr Ag Au F Zn Be Ne H. | Работают со слайдами №15 -18 устно Работа в карточке письменно. Самопроверка по слайду №19 -20 По желанию ученики работают со слайдами №21,22. Самостоятельно работают в карточках. Проводят само и взаимопроверку. Слайд №23 Карточка №2 и №3 Слайд №24 -25 Самопроверка по слайду | РУД -2 РУД -1 ЛР -3 |
V. Этап подведения итога занятия | ||
Как происходит написание химического элемента? 2. Как определить местонахождение Химического элемента? | Химические элементы записываются буквами латинского алфавита Все химические элементы записаны в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». С помощь нее можно определить «адрес» химического элемента | РУД -2 |
VI. Этап информации домашнего задания. Рефлексия. (3 мин.) | ||
1. Рефлексивная деятельность Предлагает учащимся оценить свою работу по слайду №21 2. Домашнее задание: §.5, №5, всем выполнить в тетрадь, учить названия и символы знаков ХЭ, н №4 по желанию. | Рисуют на полях тетради смайлик соответствующий своему состоянию Слайд №26 Записывают в дневники. | ЛР-3 |
Источники информации:
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник – М.: Дрофа 2014 ФГОС
2. Химия. 8-11 классы: рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна /авт. – сост. Г.И. Маслакова, Н.В. Сафронтов. – Волгоград: Учитель, 2016. – 203с.
3. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 кл.- М.: ВАКО 2014. – 400с.
4. Презентация учителя биологии и химии МКООУСТ «ТСШИ» Савватеев А.Г.
5. фотографии с сайта PPt4WEB.ru
6. материал с сайта pedsovet.su
7. материал с сайта MyShared
Приложение 1
Слайдовая презентация
Приложение 2
Карточка №1
Карточка №2 и №3
PPTX / 1.84 Мб