12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юферова Марина Вячеславовна139
Россия, Нижегородская обл., р.п.им.М.И.Калинина Ветлужского района

Выполнила: Юферова Марина Вячеславовна

МОУ Калининская СОШ

Ветлужского района

Нижегородской области

 

 

Технологическая карта урока

 

Тема

Местоимение как часть речи.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Класс

5

Цель учителя

Создать условия для формирования у учащихся умений точно находить местоимение и использовать его в речи; повторить морфологические признаки местоимения; синтаксическая функция местоимений; упрочить орфографические навыки учащихся.

Цель учащегося

Научиться определять местоимения и использовать в речи.

Планируемые результаты

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Предметные:

Научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи.

Ресурсы

Учебник «Русский язык,5 класс.», авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Троснецова и др., раздаточный материал.


 

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный этап

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Приветствует учащихся, создает психологический настрой.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Принимать учебную ситуацию (регулятивное УУД).

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы.

Слушают. Работают с текстом (текст распечатан).


 


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя, проговаривают тему и цель урока.

Предлагает прослушать текст..

- Послушайте отрывок из рассказа Горького

«Когда он бежал, его голова так болталась от плеча к плечу, точно готова была оторваться. Глаза у него тоже большие и беспокойные. Они всегда пугливо скользили по всем предметам, точно боясь остановиться на чем-либо… Он выделялся из кучи ребят тонким бескровным лицом и чистой крепкой одеждой.»

- О ком идет речь? (ответить трудно.)

- Давайте увидим в тексте то, что уже знаем:

-Назовите слова, которые обозначают предмет. Что это за часть речи?

-Назовите слова, которые обозначают признак предмета. Что это за часть речи?

- Назовите слова, которые обозначают действие предмета? Что это за часть речи?

- Какие слова указывают на этот предмет или лицо, но не называют его? (его, у него, они, он). Что это за часть речи?

-Можем ли определить о ком идет речь, если использовать только местоимения?

- Предположите, какой будет тема урока. (Местоимения).

- Чему мы должны сегодня научиться?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать ответы одноклассников (коммуникативные УУД); объяснять языковые явления (познавательное УУД).

 

3.Введение нового знания.

Записывают предложение и стрелочками указывают, на какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении.

Организует совместное открытие нового знания.

Записывают предложение и отвечают на вопросы.

Пришел Сережа. Он карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ней корову.

- Стрелочками покажите на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения?

- Теперь напишите вопросы, на которые отвечают местоимения?

- Что узнали о местоимении? Имеет ли вопрос эта часть речи? (нет)

- Какими членами предложения являются местоимения?

-Какой можно сделать вывод? (Как часть речи местоимение не имеет вопроса, а как член предложения имеет.)

-Почему данные местоимения называют «личными»?

Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД); извлекать необходимую информацию из словаря (регулятивное УУД).

4.Первичное закрепление.

Работают в группах. Заполняют таблицы. Слушают.

Организует правильное выполнение задания.

-Групповая работа с карточками. (Приложение № 1)

Заполняют карточки и отвечают на вопросы?

-Что мы выяснили с помощью этих карточек?

-Как изменяется местоимение?

Слушают шуточное стихотворение «Моя грамматика» М.Раскатова.

Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

- Вы себя здесь не узнали?

- О какой грамматической категории идет речь в этом стихотворении?

 

 

 

 

 

Умение отличать новое от уже известного (познавательное УУД). Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные УУД).

Объяснять свою точку зрения;

уважать чужое мнение (личностные УУД).

 

5.Динамическая пауза.

Проводят физминутку.

Организует проведение динамической паузы.

- Давайте немного отдохнем.

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах!

 

Над тобою солнце светит,

Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя!

 

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга-дуга,

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега, как будто праздник!

Класс выполняет разминку.

 

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).

- Назовите местоимения

 

Установка на здоровый образ жизни (личностное УУД).

6.Контроль.

Знакомятся со статьей учебника.

 

- работают в парах по карточкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы теста..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют и записывают предложения.

Выполняют самостоятельную работу.

 

Организует правильное выполнение задания.

I.Чтение правила по учебнику (С. 51).

II.Для закрепления темы даются разные задания. Их выполнение предполагает самостоятельный выбор учащихся.Выполним работу в парах (на карточке).

*** Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки.

Образец: Мы -1л., мн.ч, И.п.

Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили им идти с нами.

Она вспомнила о них и рассказала нам.

***Найдите местоимение 3л.,ед.ч.,в Т.п.,ж.р.

С ней, надо мной, к ней, под ним.

*** Найдите местоимение 2л.,мн.ч.,в Р.п.

Для нас, без тебя, из-за вас, с вами.

*** Найдите местоимение 1л.,ед.ч.,в П.п.

Я, о ней, при мне, о вас.

*** Найдите местоимения 2л., ед.ч.,в В.п.

через вас, про тебя, с тобой, сквозь нас.

*** Спишите,ставя местоимения в нужную форму, добавляя пропущенные буквы.

Д…стал из (он),взял у (она),уг…стил (мы),приглашаю (вы),дарит (они),ч…тает (она),прибыли к (вы),поет о (оно),п…лзут под (он),г…воришь со (я).

III. Предлагаю вам тест.

- В тесте уже имеются вопросы и варианты ответов, а также есть вопросы, требующие творческой работы.

 

Тест №1

Обведите кружочком правильный ответ:

А) местоимение обозначает предмет;

Б) местоимение указывает на предмет;

В) местоимение называет предмет.

2. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные местоимения.

Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха не взглянула, лишь с очей прогнать …велела.

3.Поставьте местоимения в нужном падеже.

С (ты)- …

На (вы)- …

О (они) - …

4.Составьте и напишите словосочетания, употребляя местоимения в скобках.

Встретил (я)…

Встретил (вы)…

Встретил (мы)…

5.Опрделите падеж и лицо. Напишите начальную форму.

 

 

-Проверим, что получилось.

 

IV. Итоговое  задание в форме интервью, обращаясь к местоимению.

- Закончите  предложения: 

Уважаемое Местоимение, Вы…

Вы отличаетесь тем, что …

Вы имеете …

В речи нам помогаете …

Желаем всем изучать …

 

Уметь планировать свои действия в соответствии с заданием; осуществлять действия по реализации плана (регулятивные УУД).

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;

выстраивать логическую цепь рассуждений (познавательные УУД).Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные УУД).

Объяснять свою точку зрения;

уважать чужое мнение (личностные УУД).

 


 


 


 


 


 


 

 

7.Итог урока.

Слушают «Хитрые вопросы» из рубрики «Занимательная грамматика», отвечают на вопрос.

Читает «Хитрые вопросы», задает итоговый вопрос.

Ответьте на вопрос.
1.Какое местоимение состоит из двух предлогов? (она)

2.Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ямы)

3.Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

4.Самое хвастливое местоимение? (я)
 

Уметь ориентироваться в системе полученных знаний (познавательное УУД).

8.Рефлексия.

Производят саморефлексию.

Стимулирует саморефлексию учащихся.


 


 


 


 


 

 

Вот и подошло к концу наше занятие ,давайте обратимся к цели нашего урока , которую мы поставили. (Научиться различать местоимения).

- Выполнили ли мы её?

- Мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам все понятно по теме нарисуйте на полях тетради солнышко, если вы ничего не поняли- тучку.

 

Умение сверять свои действия с целью; давать оценку своей деятельности (регулятивные УУД).

9.Домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости.

Объясняет домашнее задание.

Упражнение113 .

 


 


 


 


 


 



 


 


 

Приложение № 1


 

падеж

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

 

Мн.ч

И.п

я

 

 

вы

Он/оно

она

они

Р.п.

 

нас

тебя

 

 

ее

 

Д.п.

мне

 

 

вам

ему

 

им

В.п.

 

нас

тебя

 

его

 

их

Т.п..

мной

 

 

вами

 

 

 

П.п.

 

О нас

О тебе

 

 

О ней

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.