12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юферова Марина Вячеславовна139 Россия, Нижегородская обл., р.п.им.М.И.Калинина Ветлужского района |
Технологическая карта урока «Местоимения»
Выполнила: Юферова Марина Вячеславовна
МОУ Калининская СОШ
Ветлужского района
Нижегородской области
Технологическая карта урока
Тема | Местоимение как часть речи. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Класс | 5 |
Цель учителя | Создать условия для формирования у учащихся умений точно находить местоимение и использовать его в речи; повторить морфологические признаки местоимения; синтаксическая функция местоимений; упрочить орфографические навыки учащихся. |
Цель учащегося | Научиться определять местоимения и использовать в речи. |
Планируемые результаты | Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе. Предметные: Научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи. |
Ресурсы | Учебник «Русский язык,5 класс.», авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Троснецова и др., раздаточный материал. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1.Организационный этап | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Приветствует учащихся, создает психологический настрой. | Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Принимать учебную ситуацию (регулятивное УУД). |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы. | Слушают. Работают с текстом (текст распечатан).
Отвечают на вопросы учителя, проговаривают тему и цель урока. | Предлагает прослушать текст.. | - Послушайте отрывок из рассказа Горького «Когда он бежал, его голова так болталась от плеча к плечу, точно готова была оторваться. Глаза у него тоже большие и беспокойные. Они всегда пугливо скользили по всем предметам, точно боясь остановиться на чем-либо… Он выделялся из кучи ребят тонким бескровным лицом и чистой крепкой одеждой.» - О ком идет речь? (ответить трудно.) - Давайте увидим в тексте то, что уже знаем: -Назовите слова, которые обозначают предмет. Что это за часть речи? -Назовите слова, которые обозначают признак предмета. Что это за часть речи? - Назовите слова, которые обозначают действие предмета? Что это за часть речи? - Какие слова указывают на этот предмет или лицо, но не называют его? (его, у него, они, он). Что это за часть речи? -Можем ли определить о ком идет речь, если использовать только местоимения? - Предположите, какой будет тема урока. (Местоимения). - Чему мы должны сегодня научиться? | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать ответы одноклассников (коммуникативные УУД); объяснять языковые явления (познавательное УУД).
|
3.Введение нового знания. | Записывают предложение и стрелочками указывают, на какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении. | Организует совместное открытие нового знания. | Записывают предложение и отвечают на вопросы. Пришел Сережа. Он карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ней корову. - Стрелочками покажите на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения? - Теперь напишите вопросы, на которые отвечают местоимения? - Что узнали о местоимении? Имеет ли вопрос эта часть речи? (нет) - Какими членами предложения являются местоимения? -Какой можно сделать вывод? (Как часть речи местоимение не имеет вопроса, а как член предложения имеет.) -Почему данные местоимения называют «личными»? | Уметь оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное УУД); извлекать необходимую информацию из словаря (регулятивное УУД). |
4.Первичное закрепление. | Работают в группах. Заполняют таблицы. Слушают. | Организует правильное выполнение задания. | -Групповая работа с карточками. (Приложение № 1) Заполняют карточки и отвечают на вопросы? -Что мы выяснили с помощью этих карточек? -Как изменяется местоимение? Слушают шуточное стихотворение «Моя грамматика» М.Раскатова. Моя грамматика Я талантлив от рождения! - Вы себя здесь не узнали? - О какой грамматической категории идет речь в этом стихотворении?
| Умение отличать новое от уже известного (познавательное УУД). Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные УУД). Объяснять свою точку зрения; уважать чужое мнение (личностные УУД).
|
5.Динамическая пауза. | Проводят физминутку. | Организует проведение динамической паузы. | - Давайте немного отдохнем. Я, ты, он, она, Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я» Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!
Над тобою солнце светит, Родина моя, Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озера и бурлящие моря. Над полями выгнет спину Радуга-дуга, Нам откроет сто тропинок Синяя тайга. Вновь настанет время спелых ягод, А потом опять на землю лягут Белые, огромные, роскошные снега, как будто праздник! Класс выполняет разминку.
- Случайно ли мы выбрали такую физминутку? -Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей). - Назовите местоимения
| Установка на здоровый образ жизни (личностное УУД). |
6.Контроль. | Знакомятся со статьей учебника.
- работают в парах по карточкам.
Отвечают на вопросы теста..
Составляют и записывают предложения. Выполняют самостоятельную работу.
| Организует правильное выполнение задания. | I.Чтение правила по учебнику (С. 51). II.Для закрепления темы даются разные задания. Их выполнение предполагает самостоятельный выбор учащихся.Выполним работу в парах (на карточке). *** Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки. Образец: Мы -1л., мн.ч, И.п. Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили им идти с нами. Она вспомнила о них и рассказала нам. ***Найдите местоимение 3л.,ед.ч.,в Т.п.,ж.р. С ней, надо мной, к ней, под ним. *** Найдите местоимение 2л.,мн.ч.,в Р.п. Для нас, без тебя, из-за вас, с вами. *** Найдите местоимение 1л.,ед.ч.,в П.п. Я, о ней, при мне, о вас. *** Найдите местоимения 2л., ед.ч.,в В.п. через вас, про тебя, с тобой, сквозь нас. *** Спишите,ставя местоимения в нужную форму, добавляя пропущенные буквы. Д…стал из (он),взял у (она),уг…стил (мы),приглашаю (вы),дарит (они),ч…тает (она),прибыли к (вы),поет о (оно),п…лзут под (он),г…воришь со (я). III. Предлагаю вам тест. - В тесте уже имеются вопросы и варианты ответов, а также есть вопросы, требующие творческой работы.
Тест №1 Обведите кружочком правильный ответ: А) местоимение обозначает предмет; Б) местоимение указывает на предмет; В) местоимение называет предмет. 2. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные местоимения. Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха не взглянула, лишь с очей прогнать …велела. 3.Поставьте местоимения в нужном падеже. С (ты)- … На (вы)- … О (они) - … 4.Составьте и напишите словосочетания, употребляя местоимения в скобках. Встретил (я)… Встретил (вы)… Встретил (мы)… 5.Опрделите падеж и лицо. Напишите начальную форму.
-Проверим, что получилось.
IV. Итоговое задание в форме интервью, обращаясь к местоимению. - Закончите предложения: Уважаемое Местоимение, Вы… Вы отличаетесь тем, что … Вы имеете … В речи нам помогаете … Желаем всем изучать …
| Уметь планировать свои действия в соответствии с заданием; осуществлять действия по реализации плана (регулятивные УУД). Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений (познавательные УУД).Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные УУД). Объяснять свою точку зрения; уважать чужое мнение (личностные УУД).
|
7.Итог урока. | Слушают «Хитрые вопросы» из рубрики «Занимательная грамматика», отвечают на вопрос. | Читает «Хитрые вопросы», задает итоговый вопрос. | Ответьте на вопрос. 2.Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ямы) 3.Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты) 4.Самое хвастливое местоимение? (я) | Уметь ориентироваться в системе полученных знаний (познавательное УУД). |
8.Рефлексия. | Производят саморефлексию. | Стимулирует саморефлексию учащихся.
| Вот и подошло к концу наше занятие ,давайте обратимся к цели нашего урока , которую мы поставили. (Научиться различать местоимения). - Выполнили ли мы её? - Мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок и как вы поняли тему урока. Если вам все понятно по теме нарисуйте на полях тетради солнышко, если вы ничего не поняли- тучку.
| Умение сверять свои действия с целью; давать оценку своей деятельности (регулятивные УУД). |
9.Домашнее задание. | Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости. | Объясняет домашнее задание. | Упражнение113 . |
|
Приложение № 1
падеж | 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | |||||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч |
| Мн.ч | ||
И.п | я |
|
| вы | Он/оно | она | они | |
Р.п. |
| нас | тебя |
|
| ее |
| |
Д.п. | мне |
|
| вам | ему |
| им | |
В.п. |
| нас | тебя |
| его |
| их | |
Т.п.. | мной |
|
| вами |
|
|
| |
П.п. |
| О нас | О тебе |
|
| О ней |
|