Технологическая карта урока "Анализаторы. Строение зрительного анализатора"
Открытый урок по теме « Анализаторы. Строение зрительного анализатора.»
Технологическая карта открытого урока «Анализаторы. Строение зрительного анализатора»
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Каметова Ирина Борисовна |
Место работы | МАОУ»Лицей159» |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 1 |
Тема урока | Анализаторы. Строение зрительного анализатора |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): урок освоения новых знаний и умений | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные формирование интереса к биологии, получение новых знаний, умение слушать других
| |
Метапредметные овладение навыками самостоятельно овладевать знаниями, умение воспринимать и перерабатывать информацию, формированию имений работать в группах | |
Предметные знать что такое анализаторы, строение глаза, . описывать работу зрительного анализатора | |
Ключевые слова: анализаторы, рецепторы, проводниковый отдел, центральный отдел, сетчатка, хрусталик, стекловидное тело | |
Краткое описание оборудование, /электронные образовательные муляж глазного яблока, таблицы, фильм строение и работа зрительного анализатора. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||||
-Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир -Примерно 90% информации мы получаем с его помощью -Еще Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера. 2.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме» 3. Ставит проблемный вопрос « С. Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп. Как вы думаете, почему это случилось? Что бы ответить Вам не хватает определенных теоретических знаний , я предлагаю погрузиться в изучение нового материала , который поможет ответить на вопрос.?» 4. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке. | ||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||||
Беседа с классом Актуализация опорных знаний «Глаз смотрит, а мозг видит», «у человека глаза на затылке») Правомерны ли эти утверждения? (мозг анализирует, а глаз — это начальный отдел сенсорной системы) -Объясните, чем различаются термины рецептор, орган чувств, анализатор -Что такое анализатор? Как он устроен? На доске по порядку выстроить схему. (Делает ученик из заготовок с магнитами). 3 В чем выражена специализация рецепторов? (Только на звук, свет, или прикосновение). | ||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||
Что, в процессе нашего исследования, мы должны сегодня узнать? Пожалуйста, сформулируем тему урока Тема урока "Зрительный анализатор" Всё ли вы знаете о строении зрительного анализатора? Итак, по разным источникам, человек получает от 70 % до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. Глаза, по подсчетам, дают человеку до тысячи ощущений в минуту. Учащиеся ставят перед собой задачи: «Изучив строение зрительного анализатора, мы сможем понять механизм работы, а также предположить, какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы обеспечить их нормальное функционирование» | ||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. Групповая форма организации учебно- познавательной деятельности Задания Инструктивная карточка I Составить кластер «Строение и функции оболочек глаза» источники информации: учебник стр.306 рис.135 А и видеоматериал (до фамилии ученого Иоганн Кеплерр 1611г, ставим паузу) наводящие вопросы: 1 найдите и определите оболочки глаза? 2 выясните, какие функции выполняет склера? 3 как называется передняя часть склеры и особенность ее строения? 4 какая оболочка содержит кровеносные сосуды и какую функцию она выполняет? 5 какая оболочка определяет цвет глаз? 6 роль хрусталика? 7 оболочка содержащая фоторецепторы? Дается время на самостоятельное изучение материала в группах. (5-7 минут) II Работа в группах– ход лучей через прозрачную среду глаза. (просмотр видеоматериала) заполнение таблицы Строение глаза
| ||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Установление осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и их коррекция Тестирование с взаимопроверкой | ||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Работа в группах Используя знания, полученные на уроке выполните задания Группа задание *изучение изменения зрачка при различном освещении Группа задание «Световосприятие в зависимости от светового потока» Опыт 1: выявление функций периферического зрения (роль колбочек и палочек в восприятии цвета). Оборудование: карандаш, окрашенный в красный цвет (др.) ( заранее предмет не показывают и не называют) Цель : показать, что расположенные на периферии сетчатки глазного яблока палочки способны различать форму и движение предмета, но не могут восприять цвет. Проведение опыта демонстрационным способом: испытуемого посадить на стул, он фиксирует взгляд на точке впереди себя, взгляд не скашивать. Карандаш красного цвета быстро показывают сбоку на уровне глаза и убирают. Вопросы к испытуемому: что за предмет ты видел, откуда он появился и куда он исчез, какой формы он был, можешь ли ты назвать этот предмет, какого он был цвета? Опыт 2: обнаружить сужение и расширение зрачка, объяснить результаты опыта. Проведение опыта: учащийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30-60 с предлагает вновь открыть глаза, внимательно следя за изменениями зрачка. | ||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||
Составить алгоритм действий при травме глаза Обсуждение в группах, составление алгоритмы Высткпление группы перед классом | ||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||
i Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?
1) свет 2) прикосновение 3) растворённое вещество 4) звук | ||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||
Вопрос: ЗРЕНИЕ Двое учеников поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассмотрении мелких предметов, расположенных близко, другой – удаленных предметов. Кто из них прав и почему? Ответ: Прав учащийся, утверждающий, что глаза утомляются сильнее при рассмотрении предметов, расположенных близко, т.к. при этом сильно напрягаются мышцы, обеспечивающие работу хрусталика. Рассматривание удаленных предметов – отдых для глаз. | ||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||
Оказание первой помощи при различных травмах | ||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||
Организация проверочной работы по теме:«Зрительный анализатор». взаимопроверка 1. Что является воспринимающим элементом любого анализатора? 2. Где происходит анализ внешних раздражителей? 3. Что защищает глаза от пыли: 4. Как называется наружная оболочка глазного яблока? 5.Что делает зрачок при слабом свете? 6. Как называется пигментированная часть сосудистой оболочки? 7.Где формируется изображение видимых предметов? 8. Что обеспечивает способность расширяться и сужаться, пропуская необходимое количество света? 9. Благодаря чему работает цветовое зрение? 10.Где расположено максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке? 11. Как называется место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света, называется: 12. Как называется прозрачная часть наружной оболочки глаза? 13. Что делает хрусталик? 14. Светочувствительные рецепторы – палочки и колбочки находятся в: | ||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||
Учащиеся высказываются одним предложением: -я сегодня узнал -было интересно -было трудно -я пол, что -меня удивило -урок мне дал для жизни | ||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||
Домашнее задание 1 уровня 1. Прочитать, ответить устно на вопросы к § 49 (стр. 309-310) 2. Составьте 10 утверждений по теме «Строение глаза» (ответ указать) 3. Научить гимнастике для глаз свою семью |
11