Технологическая карта урока "Анализаторы. Строение зрительного анализатора"

2
0
Материал опубликован 2 November


Открытый урок по теме « Анализаторы. Строение зрительного анализатора.»


Технологическая карта открытого урока «Анализаторы. Строение зрительного анализатора»



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Каметова Ирина Борисовна

Место работы

МАОУ»Лицей159»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1

Тема урока

Анализаторы. Строение зрительного анализатора

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока): урок освоения новых знаний и умений

урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные формирование интереса к биологии, получение новых знаний, умение слушать других

Метапредметные овладение навыками самостоятельно овладевать знаниями, умение воспринимать и перерабатывать информацию, формированию имений работать в группах


Предметные знать что такое анализаторы, строение глаза, . описывать работу зрительного анализатора

Ключевые слова: анализаторы, рецепторы, проводниковый отдел, центральный отдел, сетчатка, хрусталик, стекловидное тело

Краткое описание оборудование, /электронные образовательные муляж глазного яблока, таблицы, фильм строение и работа зрительного анализатора.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


-Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир

-Примерно 90% информации мы получаем с его помощью

-Еще Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.



2.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме»

3. Ставит проблемный вопрос « С. Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп. Как вы думаете, почему это случилось? Что бы ответить Вам не хватает определенных теоретических знаний , я предлагаю погрузиться в изучение нового материала , который поможет ответить на вопрос.?»

4. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Беседа с классом



Актуализация опорных знаний

«Глаз смотрит, а мозг видит», «у человека глаза на затылке»)

Правомерны ли эти утверждения?

(мозг анализирует, а глаз — это начальный отдел сенсорной системы)

-Объясните, чем различаются термины рецептор, орган чувств, анализатор

-Что такое анализатор? Как он устроен?

На доске по порядку выстроить схему. (Делает ученик из заготовок с магнитами).

3 В чем выражена специализация рецепторов? (Только на звук, свет, или

прикосновение).



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Что, в процессе нашего исследования, мы должны сегодня узнать?

Пожалуйста, сформулируем тему урока

Тема урока "Зрительный анализатор"

Всё ли вы знаете о строении зрительного анализатора?

Итак, по разным источникам, человек получает от 70 % до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. Глаза, по подсчетам, дают человеку до тысячи ощущений в минуту.

Учащиеся ставят перед собой задачи:

 «Изучив строение зрительного анализатора, мы сможем понять механизм работы, а также предположить, какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы обеспечить их нормальное функционирование»



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала


Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

Групповая форма организации учебно- познавательной деятельности

Задания

Инструктивная карточка

I Составить кластер «Строение и функции оболочек глаза»

источники информации: учебник стр.306 рис.135 А и видеоматериал (до фамилии ученого Иоганн Кеплерр 1611г, ставим паузу)

наводящие вопросы:

1 найдите и определите оболочки глаза?

2 выясните, какие функции выполняет склера?

3 как называется передняя часть склеры и особенность ее строения?

4 какая оболочка содержит кровеносные сосуды и какую функцию она выполняет?

5 какая оболочка определяет цвет глаз?

6 роль хрусталика?

7 оболочка содержащая фоторецепторы?

Дается время на самостоятельное изучение материала в группах. (5-7 минут)



II Работа в группах– ход лучей через прозрачную среду глаза. (просмотр видеоматериала) заполнение таблицы



Строение глаза

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Оболочки глазного яблока

Белочная

Наружная, плотная оболочка.

Защита глаза от механического и химического воздействия.

Сосудистая

Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами

Питание глаза

Сетчатка

Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов – палочек и колбочек

Восприятие света, преобразование в электрический импульс.






Этап 2.2. Проверка первичного усвоения



Установление осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и их коррекция

Тестирование с взаимопроверкой



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях



Работа в группах

Используя знания, полученные на уроке выполните задания

Группа задание *изучение изменения зрачка при различном освещении

Группа задание «Световосприятие в зависимости от светового потока»

Опыт 1: выявление функций периферического зрения (роль колбочек и палочек в восприятии цвета).

Оборудование: карандаш, окрашенный в красный цвет (др.) ( заранее предмет не показывают и не называют)

Цель : показать, что расположенные на периферии сетчатки глазного яблока палочки способны различать форму и движение предмета, но не могут восприять цвет.

Проведение опыта демонстрационным способом: испытуемого посадить на стул, он фиксирует взгляд на точке впереди себя, взгляд не скашивать. Карандаш красного цвета быстро показывают сбоку на уровне глаза и убирают.

Вопросы к испытуемому: что за предмет ты видел, откуда он появился и куда он исчез, какой формы он был, можешь ли ты назвать этот предмет, какого он был цвета?


Опыт 2: обнаружить сужение и расширение зрачка, объяснить результаты опыта.

Проведение опыта: учащийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30-60 с предлагает вновь открыть глаза, внимательно следя за изменениями зрачка.





Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Составить алгоритм действий при травме глаза

Обсуждение в группах, составление алгоритмы

Высткпление группы перед классом



t1730554047aa.jpg

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания


i

Что воспримут изображённые на рисунке рецепторные клетки?t1730554047ab.png

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворённое вещество

4)  звук




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Вопрос: ЗРЕНИЕ Двое учеников поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассмотрении мелких предметов, расположенных близко, другой – удаленных предметов. Кто из них прав и почему? Ответ: Прав учащийся, утверждающий, что глаза утомляются сильнее при рассмотрении предметов, расположенных близко, т.к. при этом сильно напрягаются мышцы, обеспечивающие работу хрусталика. Рассматривание удаленных предметов – отдых для глаз.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Оказание первой помощи при различных травмах


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Организация проверочной работы по теме:«Зрительный анализатор». взаимопроверка

1. Что является воспринимающим элементом любого анализатора?
а) Проводящие пути
б) Кора головного мозга
в) Рецепторы

2. Где происходит анализ внешних раздражителей?
а) в проводящих путях
б) в коре головного мозга
в) в рецепторах

3. Что защищает глаза от пыли:
а) Брови и ресницы
б) Веки+
в) Слезные железы

4. Как называется наружная оболочка глазного яблока?
а) Сосудистая
б) Фиброзная (белковая)
в) Сетчатая

5.Что делает зрачок при слабом свете?
а) сужается
б) расширяется
в) не изменяется
г) то расширяется, то сужаются

6. Как называется пигментированная часть сосудистой оболочки?
а) Роговица
б) Сетчатка
в) Радужка

7.Где формируется изображение видимых предметов?
а) Роговице
б) Радужке
в) Сетчатке

8. Что обеспечивает способность расширяться и сужаться, пропуская необходимое количество света?
а) Хрусталик
б) Зрачок
в) Стекловидное тело

9. Благодаря чему работает цветовое зрение?
а) Палочки
б) Колбочки
в) Клетки радужной оболочки

10.Где расположено максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке?
а) Склеры
б) Слепого пятна
в) Желтого пятна

11. Как называется место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света, называется:
а) белое пятно
б) желтое пятно
в) темная область
г) слепое пятно

12. Как называется прозрачная часть наружной оболочки глаза?
а) сетчатка
б) роговица
в) радужка

13. Что делает хрусталик?
а) участвует в питании глаза
б) воспринимает свет
в) преломляет световые лучи
г) защищает глаз

14. Светочувствительные рецепторы – палочки и колбочки находятся в:
а) белочной оболочке глаза
б) сосудистой оболочке глаза
в) стекловидном теле и хрусталике глаза
г) сетчатке глаза



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учащиеся высказываются одним предложением:

-я сегодня узнал

-было интересно

-было трудно

-я пол, что

-меня удивило

-урок мне дал для жизни


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


Домашнее задание 1 уровня

1. Прочитать, ответить устно на вопросы к § 49 (стр. 309-310)

2. Составьте 10 утверждений по теме «Строение глаза» (ответ указать)

3. Научить гимнастике для глаз  свою семью






11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.