Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. | |||
Предмет: Химия | |||
Класс: 8 | |||
Тип урока: комбинированный урок | |||
Тема: «Атомы. Молекулы. Химические элементы». 1/5 | |||
Цели урока: 1) обучения – дать понятие о частицах, из которых состоят вещества (атомах и молекулах), ввести понятие о знаках химических элементов, познакомить первоначально с периодической таблицей; 2) развития – сформировать умение классифицировать; развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе, развивать память, химический язык; 3) воспитания – вызвать чувство гордости за отечественную химическую науку (разработка Д.И.Менделеевым научной классификации химических элементов – Периодической системы в форме его знаменитой таблицы), воспитывать интерес к изучению предмета. | |||
Термины и понятия: молекула, атом, химический элемент, химический знак (символ), изотоп, порядковый (атомный) номер элемента | |||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И. Менделеева, портрет Д.И.Менделеева, Д.Дальтона, шаростержневые модели атомов, NaOH, KMnO4, стакан с водой, фенолфталеин, пробирка | |||
Межпредметные связи: русский язык (алфавит), математика (работа с таблицами), биология (химические элементы в организме человека), география, история (мифы Древней Греции) | |||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | УУД | ||
Знать: определение понятий: «молекула», «атом», «химический знак (символ)», «язык химии», «химический элемент», «изотоп»; знаки 20 химических элементов. Уметь: записывать знаки химических элементов, называть химические элементы. Владеть: химической терминологией | Познавательные – умение восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, использовать знаковое моделирование. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, управлять поведением партнера; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. Личностные - формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности. | ||
Организация пространства | |||
Этап урока, цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Организационный момент. Создание благоприятного психологического настроя на работу | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу | Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке | |
2. Проверка выполнения д/з. Установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция | Проводит фронтальный опрос знаний: Что называют свойствами веществ? Вещества характеризуются определёнными физическими свойствами. Какими? По каким свойствам можно различить следующие вещества: железо, алюминий, поваренная соль, вода, сахар, мел, углекислый газ, кислород, медь? Какие свойства алюминия используются для изготовления: а) кастрюль, сковородок; б) фольги; в) краски «серебрянки»? Сравните свойства: а) меди и алюминия; б) серы и угля. Какие свойства каждой пары веществ позволяют отличить их друг от друга? Какими сходными и отличительными свойствами обладают следующие вещества: а) поваренная соль и сахар; б) уксусная кислота и вода? Организует работу в группах. Формулирует задание: Пользуясь планом на с.24 учебника, опишите свойства: 1 группа: поваренной соли 2 группа: железа 3 группа: угля 4 группа: углекислого газа 5 группа: воды. Организует коллективную проверку выполнения заданий. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. Работают в группах Осуществляют коллективную проверку | |
3.Актуализация знаний. Целеполагание. Актуализация опорных знаний и умений, Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | - Вспомните из курса физики, из чего состоят вещества. (Вещества состоят из молекул, а молекулы состоят из атомов) Предлагает отрывок из поэмы «О природе вещей», написанной римским философом и поэтом Лукрецием Каром более 2000 лет тому назад, направленное на формулирование темы: «Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем… … Стало быть, ветры – тела, но только незримые нами. … Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают… … Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если оно способно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может, И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет; Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает, Как и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего взгляда. Нам, очевидно, что вещь от стирания становится меньше, Но отделение тел, из неё каждый миг уходящих, Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво…» Организует беседу по определению целей урока и плана урока. - О каких недоступных для нашего взгляда мельчайших частицах, на которые дробится вода, говорилось в отрывке? (Об атомах и молекулах) | Слушают учителя. Отвечают на вопрос Формулируют тему урока, исходя из смысла стихотворения, формулируют цели урока. | |
4.Формирование новых знаний и способов действия Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать решение задачи | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - О том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц, люди догадывались давно. Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых, вечно движущихся частиц – атомов. В переводе «атом» означает «неделимый». Использует демонстрационные опыты, для доказательства выдвигаемых предположений. Демонстрирует приливание к гидроксиду натрия фенолфталеина. - Вы видите, что после смешивания двух бесцветных жидкостей образуется жидкость малинового цвета. Что произошло? (Произошла химическая реакция) - По какому признаку вы определили, что произошла реакция? (Произошло изменение цвета) - Опустим в стакан с водой кристаллик перманганата калия, известный нам по названию марганцовки. Что вы видите? Объясните наблюдаемое явление и дайте ему названия, используя знания из курса физики. (Происходит смешивание кристалликов вещества с водой. Частицы марганцовки проникают в пространства между частицами воды. Такое явление называется диффузией) - Какой вывод можно сделать на основе этих опытов? (Эти опыты доказывают, что все тела состоят из частиц. Частицы движутся и взаимодействуют между собой.) - Что касается Демокрита, то про подобного рода явления он писал: «Весь окружающий мир образован в результате соединения и разъединения атомов, вечно движущихся в бесконечной пустоте». Также была высказана мысль о «мельчайших частицах», которые всегда существовали в атоме и неотделимы от него. - Попробуйте сформулировать определение для атомов. Атомы – это мельчайшие химически неделимые частицы вещества. - А теперь найдите определение молекулы на с.30 учебника. Запишите его в тетрадь. Молекулы – это мельчайшие частицы многих веществ, состав и свойства которых такие же, как у данного вещества. - Молекула каждого вещества – мельчайшая частица этого вещества. Например: наименьшая частица воды – это молекула воды, наименьшая частица сахара – это молекула сахара. - Каковы же размеры молекул? Можно привести следующее сравнение: молекула во столько же раз меньше яблока среднего размера, во сколько раз яблоко меньше земного шара. - Молекулы при химических реакциях распадаются. Т.е. они являются химически делимыми частицами, в отличие от атомов. - Как вы думаете, можно ли опытным путём доказать, что молекулы состоят из атомов? Организует работу с рис.22-23.учебника на с.36. - Молекула воды состоит из трёх частиц, связанных друг с другом. Это и есть атомы. Атомы водорода соединяются и образуют молекулы водорода. Атомы кислорода соединяются и образуют молекулы кислорода аналогично водороду. Каждая молекула воды распадается на 2 атома водорода и один атом кислорода. Организует работу со шаростержневыми моделями (модель молекулы воды). Организует работу с рис.18 на с.27 учебника. - На данный момент известно 118 видов атомов. Каждый вид атомов называется химическим элементом. Химический элемент – это совокупность атомов определённого вида. - Атомы кислорода составляют один вид атомов, один химический элемент – кислород, атомы ртути – другой вид атомов, химический элемент ртуть и т.д. - Все вещества построены из атомов различных химических элементов. Число химических элементов ограничено, а их комбинации дают всё многообразие веществ. - Д.И.Менделеев – гениальный русский ученый, которому удалось создать строгую научную классификацию химических элементов, которой является Периодическая система. В ней расположены все известные науке химические элементы. Все многообразие окружающего мира построено из элементов, находящихся в этой таблице. - Каждый химический элемент обозначают собственным химическим знаком, или символом, который наряду с названием химического элемента записан в таблице Д.И.Менделеева. - Шведский химик Я.Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой либо первой и одной из последующих букв латинского названия элемента. В первом случае это обозначение произносится как название буквы, а во втором должно звучать его латинское название. Русские названия многих элементов звучат совсем иначе, чем латинские. Знакомит обучающихся с символами химических элементов (работа с таблицей 1, на с.28 учебника). Предлагает записать в тетрадях знаки химических элементов. Организует работу в парах. (задание на с. 28 учебника) Организует коллективную проверку. Знакомит с этимологией названий химических элементов. - Как вы думаете, что может быть отражено в названии химических элементов? Знакомит с периодической системой химических элементов. - Посмотрите на Периодическую систему химических элементов, которую создал великий русский ученый Д.И.Менделеев. В каждой ее клеточке стоит символ, а рядом название элемента. Каждая клетка имеет свой номер (порядковый номер элемента), который находится в верхнем правом углу. Ниже находится атомная масса. - Атомы одного и того же химического элемента могут незначительно отличаться по массе. Такие разновидности данного элемента называют изотопами (от слов «изос» - одинаковый, «топос» - место). Изотопы занимают одно место, одну клетку в ПСХЭ Д.И.Менделеева. - Каждый химический элемент встречается в природе в виде смеси изотопов. Атомные массы элементов, приводимые в ПСХЭ, есть среднеарифметические значения атомных масс природной смеси изотопов. Именно поэтому, они дробные. - На уроках русского языка в начальной школе вы изучали сначала буквы, потом научились читать по слогам. Предложения состоят из слов, слова – из букв. Мы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нём, как и в нашем родном, русском, мы выучим вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова – формулы и далее, с помощью последних предложения – уравнения химических реакций. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Выдвигают предположения Формулируют определение атомов, молекул, записывают определения в тетрадь Изучают рисунок Записывают в тетрадях символы химических элементов. Работаю в парах Осуществляют коллективную проверку Предлагают свои варианты, работая с таблицей Изучают Периодическую систему химических элементов | |
5. Первичная проверка понимания Установить осознанность восприятия. Провести первичное обобщение. | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний. I. Заполните пропуски словами «атом» или «молекула»: 1. … воды состоит из одного… кислорода и двух … водорода; 2. При растворении сахара в воде … сахара равномерно распределяются между … воды; 3. … кислорода содержит два … ; 4. Воздух – смесь, в состав которой входят … кислорода; 5. Сладкий вкус варенья принадлежит содержащимся в нем … сахара; 6. Для дыхания животных необходимы … кислорода; 7. В состав … сахара кроме … кислорода и водорода входят … углерода; 8. Запах йодной настойки обусловлен испарением из неё … йода. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | |
7. Закрепление и самопроверка знаний. Организовать деятельность по применению новых знаний | Организует работу в парах. Контролирует выполнение работы. Осуществляет коллективную проверку. Допишите приведенные ниже фразы, заменив многоточия подходящими по смыслу понятиями «химический элемент», «атом», «молекула». а) … кислорода состоят из … одного … . б) в состав … воды входят … двух … , одним из которых является кислород в) … кислорода входят в состав воздуха г) молекула кислорода содержит два … . | Работают в парах Осуществляют коллективную проверку | |
8. Подведение итогов. Рефлексия. Анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: - Что нового и интересного вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает вовлечённость обучающихся в работу на уроке. | Называют ключевые моменты нового материала: и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | |
9.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания. Объясняет учащимся, что для лучшего закрепления материала нужно прочитать §5 и ответить на все вопросы, используя различные источники для получения соответствующей информации; выучить наизусть русские названия и обозначения химических элементов (таблица 1, на стр.28 учебника), а также их произношение. упр.3, 5по желанию | Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |