Технологическая карта урока биологии по теме «Анализаторы» (8 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока | Органы чувств. Анализаторы. | ||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | ||||
Целевые установки | Личностные: формирования научного мировоззрения обучающихся. ценностей биологического знания, необходимости знаний о строении и функциях организма человека, формирование основ здорового образа жизни, экологической культуры мышления. Метапредметные: развитие познавательных интересов и мотивов к изучению организма человека. умение работать в малых группах. выделять ключевые понятия темы Предметные: знакомство обучающихся с понятиями- анализатор ( орган чувств), осн. органами чувств. механизмом (принципом) работы анализатора | ||||
Ключевые опорные точки темы урока | Понятие орган чувств ( анализатор), 5 анализаторов: зрение. слух. осязание, обоняние. вкус. Принципы работы анализатора ( органа чувств),» специфичность» в работе анализаторов, их значение и тренировка. | ||||
Термины и понятия | Орган чувств ( анализатор).рецепторы .проводящие пути. чувствительные зоны коры больших полушарий. специфичность анализатора. иллюзии | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Понимание значения анализаторов - органов чувств в жизни современного человека. | Познавательные УУД: умение структурировать знания о строении и значении анализаторов ( органов чувств) Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя., осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий при выполнении поставленных задач на уроке. Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. формирование культуры общения | Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, роль анализаторов (органов чувств) для организма человека, методы и приемы тренировки органов чувств Уметь: разлизать и называть основные анализаторы ( органы чувств0, принцип работы анализатора. ( рецептор- проводник- зона коры больших полушарий) специфичность и модальность анализаторов их функции и взаимосвязь анализаторов. | |||
Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде | |||||
Ресурсы Учебник п..51 с.196-197 | Формы работы фронтальная (Ф); индивидуальная (И); парная (П); групповая (Г) | Межпредметные связи химия физика | Дидактические и диагностические материалы 1. Типовые задания: 2. Учебно-познавательные задачи: 3. Учебно-практические задачи: | Биологический эксперимент 1.Картинки на оптические иллюзии 2Описать предмет с закрытыми глазами. | |
Информационные: Интернет-ресурсы: Подготовка сообщений на тему: Органы чувств. Что такое шестое чувство? Исследования работы органов чувств И.П. Павловым Интерактивные: | | | 4. Информационный текст Статья « Не верь глазам своим -иллюзия!» уч. с.266 | Демонстрации: Таблицы «Строение анализатора зрения» «Строение анализатора слуха» Лабораторное исследование: Практическая работа: Виртуальный эксперимент: |
Технология урока, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
I. Актуализация и проверка домашнего задания | ||||||||||||||
1 Организует актуализацию знаний о том, как человек воспринимает этот мир?! Как происходит анализ раздражений из окр мира? Предлагает ответить на вопросы: -Какие органы чувств вы знаете? - Что такое рецепторы? -Какую роль играют органы чувств в жизни человека? 2. Знакомит учащихся с текстом. учебника п.51, осн. понятиями- анализаторы | 1. Внимательно слушают объяснения учителя (К) и отвечают на вопросы (И) | 1.Выстраивать логические рассуждения, высказывать гипотезы, их научное обоснование. 2. Развивать умения делать выводы, обобщать и анализировать материал по теме. | Развивать умения планировать работу под контролем учителя. Работать в соответствии с поставленной задачей. Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми | 1Развивать умения работать в группах, выполнять тестовые и твор. задания по теме | 1Формировать учебно- познават. мотивацию ( интерес) к предмету, к изучаемой теме: Органы чувств. Анализаторы. 2. Формирование бережного отношения к своему здоровью, необходимости беречь и укреплять органы чувств. | |||||||||
| | | | | | |||||||||
| | | | | | |||||||||
II. Мотивация к изучению нового материала и целеполагание | ||||||||||||||
1Организует обсуждение проблемы: Может ли современный человек прожить без органов чувств? 2 С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и задачи урока. 3 Предлагает сформулировать цель урока и учебно- познавательную задачу . 4.Создает положительный эмоциональный настрой | 1.Обучающиеся выдвигают гипотезы и обсуждают их. 2.Ищут ответы на вопросы для формулировки цели и задачи урока. 3.С помощью учителя работают по целеполаганию: Моя цель на уроке узнать. что такое органы чувств (анализаторы), как они работают, их значение в жизни человека. | Развивать умение грамотно отвечать на вопросы. выдвигать гипотезы, развивать творческое Развитие умений отстаивать свою точку зрения Развитие познавательной активности | 1Развивать умения участвовать в эвристической беседе | Формировать культуру общения, сотрудничества. | 1Развивать интерес к предмету биология ,к изучаемой теме: Органы чувств.Анализаторы | |||||||||
| | | | | | |||||||||
III. Учебно-познавательная деятельность | ||||||||||||||
1.Организуетет работу в малых группах по теме: Органы чувств. Анализаторы. 2. Осуществляет контроль за работой в группах консультирует обучающихся. | 1 группа: находит в тексте учебника с ключевые определения и понятия: анализаторы органы чувств рецепторы специфичность анализаторов. проводящие пути чувствительные зоны коры больших полушарий иллюзии 2 группа: Создает схемы 1.Анализаторы 2.Механизм работы анализатора 3группа работает с доп. источниками энциклопедиями Интернет-ресурсами по теме: Что такое шестое чувство?! | Обучающиеся развивают умения строить речевые высказывания. логические рассуждения, структурировать знания работать с тезисами,биологическим словарем. | 1.развитие умений работать в группах 2. развитие умений планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий | 1.планировать сотрудничество со сверстниками и учителем 2.развивать умения определять цели и способы взаимодействия на уроке | 1.развивать интерес к предмету, положительную учебную мотивацию 2.формирование основ ЗОЖ, экологической культуры мышления. | |||||||||
2. | | | | | | |||||||||
3. | | | | | | |||||||||
| | | | | | |||||||||
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||||||||||||||
1. Организует работу в малых группах 2.Предлагает работать с биол. словарем учебника, с доп. информацией, выполнение творческих заданий. | 1. Обучающиеся работают в малых группах. выполняют задания 1гр. Работает с понятийным аппаратом учебника 2 гр. Составляет схемы: 1. Анализаторы 2 Механизм работы анализатора 3 гр. Находит доп. информацию и оформляет записи в тетрадях. | 1Обучающиеся выполнют задания в группах 2.Отвечают на вопросы (И )и (Ф) | 1 Развивать умение работать в малых группах 2. Развивать умение планировать свою деятельность под контролем учителя | 1.Обучающиес учатся инициативно сотрудничать в группе 2. Формировать умение с достаточной полнотой и четкостью формулировать свои мысли | 1.Формировать у обучающихся понимания необходимости знаний о строении и функциях анализаторов( органов чувств) 2 Развитие творческих способностей | |||||||||
V. Оценочно-рефлексивная деятельность | ||||||||||||||
Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала Предлагает ответить на вопросы: -Что такое анализатор? -Назовите анализаторы ( органы чувств) -Что такое «шестое чувство»? - Объясните механизм работы анализатора -Что такое «специфичность» анализатора - Как можно тренироватьорганы чувств? -Какие факторы влияют на работу анализатора | 1.Обучающиеся устно отвечают на вопросы (И). 2.Выполняют творческое задание ( работа с текстом- научной статьей из сети Интернет «Как влияют УФ лучи на орган зрения» (И) 3.Выполнют задание: Заполнить пропуски в тексте ( работа в парах, взаимомопроверка) | 1Развивают умения: обобщать изученный материал. ,делать выводы, анализировать изученный материал | 1.Развивать у обучающихся умение грамотно планировать свою деятельность при выполнении заданий разного уровня 2. Формировать умение самостоятельно выполнять задания, а также умение к самооценке и самоанализу. | 1.Р азвивать умения сотрудничать в группах,парах., с учителем 2.Формирование уважительного отношения к мнению других людей. умения слушать ответ собеседника. | 1.Развитие познавт. интереса к предмету к изучаемой теме 2.Формирование основЗОЖ, экологической культуры мышления | |||||||||
Домашнее задание: Для всех.:п.51, биологический словарь...На выбор.:.творческие задания, презентации на тему «Шестое чувство»... Подготовка к ОГЭ | ||||||||||||||