Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Выделение»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Описание урока |
|
Предмет |
Биология |
Класс |
8 |
Тема |
Выделение |
Автор урока |
…, учитель биологии |
Образовательная организация |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ….основная образовательная школа |
Район |
…вский |
Поселение |
Село ….. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Время проведения урока |
3 четверть, март |
Цели урока: образовательная развивающая воспитательная |
раскрыть значение процесса выделения, механизмы образования первичной и вторичной мочи; сформировать знания об анатомо-физиологических особенностях мочевыделительной системы; уметь обосновывать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. |
Планируемые результаты |
Предметные: объяснять значение процесса выделения, строение и функции нефрона, органов мочевыделительной системы; перечислять механизмы образования мочи; меры профилактики почек; распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы; Метапредметные: - познавательные - анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию; - регулятивные - контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их исполнение; - коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре; Личностные: проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека. |
Дидактическая структура урока |
Урок развит на этапы, соответствующие требованиям ФГОС. В ходе урока у обучающихся формируются умения: - владеть методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата при проведении биологических исследований; - работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, развивать коммуникационные навыки. Одним из видов современной деятельности является организация творческой, исследовательской деятельности школьников. |
Дополнительная информация |
На изучение данной темы отводится по календарно-тематическому планированию рабочей программы всего лишь один час, поэтому данная структура урока содержит важнейшие характеристики одной из важнейших систем организма человека. Материал интегрирован с областью физики, информатики и литературы. |
Размер мультимедиа компонента |
42 МБ |
Вид мультимедиа компонента |
Презентация, видеоролик, текстовые документы |
Ресурсы, оборудование и материалы |
Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, видеоролик, модели почки, муляжи, плакаты, стаканы, фильтровальная бумага, вода с примесью земли, оценочные листы, тестовые задания |
Список учебной и дополнительной литературы |
УМК к учебнику «Биология. Человек» под ред. Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие); Большая медицинская энциклопедия; Большая российская энциклопедия. |
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы |
https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsdkF2RzlNQVZuOEE - презентация https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsSzBsV05hR0ZPMVU - нефрон (видео) https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsTGtIWXRBRkdNM1E - текст для смыслового чтения https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsNC1fekRSRFRYcVk - практическая работа https://drive.google.com/open?id=0B5yZlqPIQQxsYk9VSldXYVl0Rjg - тест |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Элементы пед. технологий: ИКТ, здоровьесбережения, дифференцированного подхода, проблемного обучения и игровой технологии. Приемы: постановка проблемного вопроса, сравнение, классификация, выдвижение гипотез, предположений. Методы: наблюдение, тестирование, эксперимент, обобщение, умозаключение и др. |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Демонстрирует эпиграф к уроку - высказывание Гиппократа «В человеческом теле всё расположено по порядку, предусмотренному природой». Акцентрирует внимание на оформление листа самооценки. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. Принимают информацию, анализируют Оформляют лист самооценки. |
Л: приобретение мотивации к обучению; Р: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; П: умение передавать информацию в сжатом виде; К: планирование сотрудничества с учителем и другими учащимися. |
2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания. |
Проводит фронтальный опрос: 1. Какие основные функции выполняет кожа? (защитная, терморегуляторная, выделительная). 2. Что общего в строении кожи человека и листа покрытосеменных растений? 3. Почему при повышении температуры окружающей среды поры в коже человека открываются, а устьица листа – закрываются? 4. Что удаляется у человека через кожу? (конечные продукты обмена веществ). Какие? (содержащие азот) 5. Какие органы в организме человека участвуют в поддержании постоянства внутренней среды и выполняют выделительную функцию? (почки, легкие) Организует проведение самооценки по проверке домашнего задания |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы После окончания опроса один из учащихся обобщает всё сказанное, выделяет главное (строение кожи в связи с выполняемой функцией) Оценивают свою работу в листе самооценки |
Л: применять навыки обучения; Р: выполнять задания в соответствии с поставленной целью; П: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; К: научится принимать участие в работе коллектива.. |
3. Опреде-ление темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к дея-тельности. |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Побуждает к определению темы урока: О какой системе органов идет речь? (выделение) Выводит слайд № 1 презентации. Побуждает к определению цели урока Выводит слайд № 2 презентации. Ставит проблему, которую нужно раскрыть в течение урока: «Почему при сильном ожоге кожи у человека отказывают работать почки?» |
Называют тему урока, записывают ее в тетрадь. Открывают § 42 учебника. Определяют цель урока (изучение строения и функции мочевыделительной системы и профилактика ее заболеваний) Слушают, запоминают |
Л: мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение организма человека; Р: умение прогнозировать правильный ответ, выбирая главное ; П: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; К: корректное ведение диалога и участие в дискуссии. |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Организует просмотр ЦОР-видео «Строение мочевыделительной системы» Выводит слайд № 3 презентации. Выводит слайд № 4 презентации. Задает вопросы: Что вы можете сказать о почке глядя на этот муляж? (топография, размеры, цвет) Из каких слоев состоит почка? (корковое и мозговое вещество) Что такое «ворота почки»? (вогнутая часть почки, через которую входят почечная артерия и нервные сосуды, а выходит почечная вена) Какую функцию выполняет почечная лоханка (сбор и секреция мочи) Организует самооценку первичного усвоения знаний Демонстрирует слайд № 5 Рассказывает по таблице и слайду строение нефрона и принцип его строения Демонстрирует слайд № 6 |
Смотрят, запоминают. Называют органы входят в состав системы. Фиксируют в тетрадь органы мочевыделения, сверяют запись со слайдом. Читают в параграфе 42 пункт «Строение почки». Рассматривают слайд, модели почки, муляжи, плакаты, рисунок 116 учебника. Определяют структурные элементы почки и выполняемые ими функции. Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников, анализируют их. Проводят самооценку Кратко конспектируют. Изучают самостоятельно таблицу «Состав первичной и вторичной мочи», делают вывод. |
Л: формируются навыки поведения в классе; Р: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; П: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую; К: умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. |
5. Первичное закрепление изученного материала. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ. |
Демонстрирует фрагмент видеофильма «Нефрон». Организует индивидуальную работу Организует групповую работу. Задает вопросы: Как называется процесс, за которым вы наблюдаете? (фильтрация) Используя законы физики, объясните, почему жидкость двигается? (сила тяжести) Подобная картина наблюдается при фильтрации в почках: объясните причину этого процесса? (разница давления) Организует самооценку |
Смотрят, запоминают. Самостоятельная работа на карточках: подписывают на рисунке элементы нефрона. Смысловое чтение: выдают ответ на вопрос: «Чудесная сеть почки, почему она так называется?» Выполняют действия по алгоритму. Отвечают на вопросы Проводят самооценку |
Л: учащиеся учатся самостоятельно выбирать стиль поведения; Р: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; Умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; П: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; К: умение организовывать учебное сотрудничество в процессе совместной деятельности. |
6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. |
Демонстрирует слайд № 7 Сообщает дополнительный материал о колоссальной работе почек Демонстрирует со слайда № 8 стихотворение |
Слушают, сопоставляют. Используя знания, полученные на уроке, объясняют содержание стихотворения |
Л: учащиеся осознают потребность и готовность к самообразованию; Р: владение основами самоконтроля, самооценки; П: умение определять понятия, устанавливать аналогии; К: адекватное восприятие устной речи. |
7. Контро-льно-рефлек-сивная дея-тельность. |
Формирует навыки использования алгоритмов применения умений и навыков. Предлагает учащимся выполнить тест. Организует взаимопроверку теста с оцениванием (ответы на слайде № 9) Выявляет какие вопросы у учащихся возникли по ходу урока? Предлагает продолжить фразу: «Почка человека - это орган, который…» Выясняет: в начале урока была поставлена цель, ее достигли? Соответствовал ли эпиграф нашей теме? Вернемся к нашей проблеме: «Что произойдет с кожей при ожоге 3 или 4 степени?» (закупорка нефрона) |
Работают с тестом. Проводят взаимопроверку. Формулируют выводы на основе наблюдений. Уточняют, задают вопросы Отвечают на вопрос (очищает кровь от шлаков, имеет сложное строение) Отвечают на вопросы |
Л: учащиеся учатся самостоятельно выбирать стиль поведения, Р: владение основами самоконтроля, взаимооценки; П: умение определять понятия, устанавливать аналогии; К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
8. Оценочно-рефлексивная деятельность. Подведение итогов. Выявление качества и уровня Овладения знаниями, их коррекция. |
Задает вопросы рефлексии: Сегодня я узнал(а)… Меня удивило… Мой сосед(ка) сегодня на уроке… Я чувствовал себя «как рыба в воде», когда… Мне было трудно… Могу похвалить себя за… Подводит итоги урока, организует итоговое оценивание. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. (Кто считает, что усвоил новый материал и работал на уроке на «5»? На «4»? на «3») Комментирует оценки. Задаёт домашнее задание (слайд № 10). - § 42 (Гигиену мочевыведения -самостоятельно) Задает дополнительные задания по выбору учащихся Вариант 1. Почему при медосмотре проводят анализ мочи? Вариант 2. Почему в нашем районе увеличивается количество больных с мочекаменной болезнью? Вариант 3. Почему при сильном испуге у человека происходит непроизвольное мочеиспускание? Собирает оценочные листы, объявляет окончание урока, расписывается в дневниках. |
Отвечают по цепочке на вопросы Оценивают личный вклад в общий результат деятельности. Заполняют лист самооценки Выставляют себе итоговую оценку, обращая внимание на количество правильных ответов и активность на уроке Воспринимают оценку своей работы учителем. Слушают Записывают в дневники домашнее задание. Передают оценочные листы, убирают рабочие места… |
Л: адекватно оценивать свои достижения; Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; П: умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно; К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
/data/files/n1557053924.ppt (Презентация к уроку по теме "Выделение")