Технологическая карта урока c презентацией с использованием регионального компонента ФИО педагога: Виноградова Светлана Ивановна Предметная область: русский язык Класс: 3 УМК: «Школа России»

Технологическая карта урока с презентацией с использованием регионального компонента
ФИО педагога: Виноградова Светлана Ивановна
Предметная область: русский язык
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема: «Закрепление и обобщение знаний об имени прилагательном»
Тип урока: урок обобщения полученных знаний и выработка умений
Технологии: обобщение знаний с элементами уровневой дифференциации, групповых парных технологий, традиционных и игровых.
Формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «Русский язык»
Учебные задачи
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (УУД ):
Регулятивные УУД:
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
— уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
— формирование умения взаимодействовать в статичных парах
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Средства (оборудование):
1)учебник по русскому языку (УМК «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г.;
2)карточки с текстами;
3)электронная доска;
4) листы самооценки:
5) презентация по теме: «Имя прилагательное»;
6) электронное приложение к учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Этапы урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент (1 мин) | Эмоциональный настрой. Создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. | -Добрый день, друзья мои! Добрый день, ответим мы. Как две ниточки связали доброты и теплоты. –Проверим готовность к уроку – Сегодня у нас необычный урок, работать сегодня мы будем под девизом: «Успех дарит радость», мы с вами проведем экскурсию по любимым местам, а вы послушаете рассказ об этом крае и, надеюсь, узнаете о каком месте я говорю. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку Настраиваются на работу. |
Активизация знаний (5 мин) | формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. | Текст на слайде, читает учитель: слайд 2 _______________- самый красивый уголок России. Здесь можно увидеть густые леса, и широкие поля, и живописные реки. Особенно прекрасны леса. В них растут высокие сосны и ели, могучие дубы и стройные берёзы. Весной здесь расцветают нежные подснежники и белые ландыши, а летом можно найти вкусную землянику и грибы. В лесах обитают разные животные: зайцы, лисы, косули, олени и лоси. Здесь протекают красивые реки — Упа, Ока, Дон. Их берега украшены зелёными лугами и прибрежными кустарниками. А главный город этого края знаменит оружием, самоварами и пряниками. … – Все это наша малая родина, где мы родились и живем. – Какое слово надо вставить в начале текста? Как называется эта местность? – Как вы догадались, что разговор идет о Тульском края? Какие слова вам в этом помогли? | Дети слушают учителя. – Тульский край, наша малая родина – Мы догадались, что разговор идет о нашем родном крае. Помогли это определить слова: |
Целеполагание (2 мин) | Объяснение обучающимися целей урока | – Ребята, а как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься с вами, о чем мы будем говорить во время нашего урока? – Раз, у нас урок русского языка, как вы думаете, какие части речи мы будем использовать для рассказа о нашей Родине? – Как догадались? | – Мы будем говорить о своем крае – Рассказывать о нем, используя прилагательные, они выделены в тексте жирным шрифтом. – Повторять выученные орфограммы |
4. Формирование умений и навыков (5 мин) | –стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся; – организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками; –совершенствование учебных умений и навыков. | – Выпишите прилагательные из первого предложения. Слайд 3 Каждое слово запишите в столбик. Минутка чистописания (у детей текст на парте). -Докажите, что эти слова - прилагательные Проверка: слайд в презентации – А теперь, ребята, найдите в тексте слова, к которым относятся выписанные вами прилагательные. Проверка: слайд в презентации – Как вы понимаете словосочетание живописные реки? –В Тульской области много рек, наша Крушма несет свои воды в Оку, великая русская река Дон, это в городе Донской. Всего в Тульской области 1682 реки (картинка на слайде 4) -В Тульском крае много исторических достопримечательностей, одно из них Куликово поле, недалеко от города Богородицк. Текст написан на слайде, читает учитель. Куликовская битва стала первым в нашей истории ярким проявлением высокого духа русских людей, осознании ими своей национальной общности. Победа на Куликовом поле развеяла миф о непобедимости ордынской силы. - Давайте подберем прилагательные, которые назовут качества русских воинов. (картинка на слайде 5) Русский воин- сильный, смелый, мужественный…. | Дети выписывают слова: самый красивый густые леса, широкие поля, живописные реки. - задают вопросы к прилагательным Объясняют значение словосочетаний Дети подбирают прилагательные |
5. Обобщение и проверка изученного материала (5 мин) | Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме, формулирование обобщения знаний по предмету Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, навыков самостоятельной работы, развитие познавательного интереса. | – Мы отправляемся по городам Тульской области. Слайд 6 В Тульской области на левом б_р_гу Оки есть неб_льшой ст_ринный г_р_док Белёв. Этот город по праву считается ст_лицей пастилы. Самый м_л_дой1 гор_д в нашей области Суворов. Рядом с ним расположена лучшая в Ро__ии здравница-курорт «Краинка». Самый мал_нький город Чекалин. Это — добрый, радос_ный город, хранящий прошлое и верящий в будущее. Чекалин — это город, пронизанный патриотизмом и мужеством ру__ких людей. – Перед вами текст, надо вставить пропущенные орфограммы и сделать фонетический разбор отмеченного прилагательного. Проверка: один ученик выполняет задание на доске, остальные проверяют. Фонетический разбор выносится на слайд7 | – Дети отвечают на вопрос учителя. Работа в парах. Выполняют работу по карточке, вставляя орфограммы и выполняя фонетический разбор прилагательного. |
6.Физминутка (2 мин) | – Молодцы, ребята, вы все справились с заданием, а теперь давайте сделаем с вами небольшой привал. | Дети выполняют кинезиологические упражнения | |
5. Обобщение и проверка изученного материала (продолжение работы) (5мин) Подбор синонимов имён прилагательных (3 мин) Изменение имён прилагательных по родам (3 мин) Разбор имён прилагательных по составу (2 мин) Работа с пословицами (3 мин) | Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме, формулирование обобщения знаний по предмету Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности создание условий для самооценки учеников, навыков самостоятельной работы, развитие познавательного интереса. | – Теперь мы можем продолжить работу, и отправимся мы в столицу области. – Как называется этот город? – Правильно, Тула. Тула город герой, столица оружейников. Там делали оружие с давних времен. Списать текст, подчеркнуть прилагательные определить число и род. В старину еще на Дробной Дробь катали старики, Ружья пробовать на Пробной Собирались у реки… Дула делали на Дульной, На Штыковой – крепкий штык. Я в своей рабочей Туле К каждой улице привык. -А еще Тула знаменита своими самоварами и пряниками. – Предлагаю поиграть: Я называю слово, а вы подбирает подходящие по смыслу прилагательные Самовар (на слайде картинка самовара) слайд 9 Пряник(на слайде картинка пряника ) А сейчас перед вами город Алексин, наш родной город (на слайде 10) В 14 веке сильная крепость на подступах к Москве с юга. Сегодня наш город - центр оборонной и химической промышленности. Главная природная жемчужина города — сосновый бор. Этот реликтовый лесной массив с вековыми деревьями пользуется заслуженной славой. Вам задание: измените род прилагательных, изменяя их окончания, подобрав подходящими по смыслу существительные – Разобрать по составу прилагательные заслуженная и оборонная. Проверка: на слайде – Русским народом сложено много поговорок и пословиц о добре, дружбе, уважении к старшим. -Соедините начало пословицы и ее конец. Запишите пословицы, в которой есть имена прилагательные в тетрадь. (На слайде11 пословицы) Добрые дела и после смерти живут. Крепкую дружбу - топором не разрубишь. Человек без друзей — что дерево без корней. Кто добру учится, тот добром и живёт Проверка: зачитывает один из обучающихся полученные пословицы. Проверка: зачитывает один из обучающихся полученные пословицы. | Дети отвечают на вопрос учителя Дети выполняют задания Дети устно составляют предложения. Работа в парах. Дети устно подбирают слова Самовар- пузатый, блестящий, горячий, сияющий Пряник- вкусный, сладкий, медовый, печатный, заварной. Дети выполняют задания сильная крепость (ж.р)- сильный воин(м.р) лесной массив (м.р.)- лесная поляна(ж.р.) химическая промышленность(ж.р)- химический запах(м.р) природная жемчужина(ж.р) природный газ(м.р) Дети составляют пословицы. |
Работа с электронным приложением к учебнику (4 мин) | Индивидуализация и дифференциация обучения. Электронное приложение позволяет работать индивидуально, развивать навыки самоконтроля. | Подберите к прилагательным синонимы (задание проецируется на экран) | Дети выполняют задание за персональными нотбуками |
7.Итог урока (2 мин) Рефлексия (3 мин) | Подведение итога урока. Организация рефлексии. Оценка результатов деятельности учащихся | –Ребята, вот мы и закончили свою небольшую экскурсию по нашему краю с помощью одной из главных частей речи русского языка. – А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили сегодня на уроке? – А как вы думаете, мы смогли достичь поставленных нами целей и с помощью чего? – Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня, что повторили, обобщили. Рефлексия. – Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Имена прилагательные»? – Хочу закончить сегодняшний урок стихотворением Тульский Край, автор: Андрей Захаренко
Тульский край, любимый край, Нет на свете мест красивей, Наша область - словно рай, Лучший уголок России!
Край российских мастеров, Победителей обитель, Жизнь свою отдать готов За тебя любой твой житель!
Здесь мы любим и живём, Учимся, поём, играем, Тульский край - наш отчий дом, Маленький кусочек рая! – Спасибо всем за урок. | Ответы детей Дети по очереди высказываются, используя вопросы на листе самооценки |