Технологическая карта урока чтения во 2 классе «Евгений Чарушин "Страшный рассказ"»
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»
Ларина Наталия Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.» город Усть-Илимск, Иркутская область
Тема урока |
Евгений Чарушин «Страшный рассказ» |
||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром. Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и «братьям нашим меньшим». Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты данного урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока |
Научатся: Выразительно читать текст художественного произведения. Работать с художественным текстом. Составлять план рассказа. |
||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Познавательные умения: — определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение; — определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; — определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: Проявлять: — интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром; — толерантность к чувствам одноклассников; |
||||||||||||||||||||||||||||
Применение оборудования и инструментария |
Учебник, репродукции фотографий, портрет писателя, листы для работы в паре, листы с тестом |
||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Исследовательские умения и навыки |
||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. |
- Добрый всем день! С каким настроением пришли на урок? Почему? - Прочитайте высказывание на доске: **** на доске: «Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.» Аддисон Д. - Как вы понимаете эту фразу? - Что ждете от урока литературного чтения? - Итак, начнем! Желаю вам хорошо сегодня потренировать свой ум! |
Ученики высказывают свое отношение к урокам литературного чтения |
|||||||||||||||||||||||||||
2 Проверка домашнего задания |
- С какими произведениями познакомились на прошлом уроке? - Чему учит нас этот рассказ? - Какое задание вы получили домой? - С какими трудностями встретились при его выполнении? - Предлагаю вам в парах пересказать текст, следующим образом: один начинает пересказ, а другой продолжает. - Оцените пересказ друг друга на оценочной шкале. **** Далее заслушивание пересказов 2-3 учащихся |
Дети пересказывают рассказ Составляют слова, объясняют их значение |
Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы |
||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. |
Работа со словами. ****** на доске выставлены буквы из слов ПИСАТЕЛЬ и ХУДОЖНИК в разном порядке. - На доске, используя разрезные буквы, я зашифровала два слова. Рассмотрите их и попробуйте отгадать слова. - Ребята, а кто такой писатель? А художник? - А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? - Может быть кто-нибудь из вас знает такого человека? |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Постановка темы, цели урока. |
- А хотите узнать такого человека? - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. - Какие цели поставим на урок? |
Формулируют цель, задачи на урок |
Ставят цель работы |
||||||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала |
*** открывается портрет писателя, репродукции из жизни автора 1.Рассказ учителя о Чарушине - Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сына и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибярика. В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. - Что повлияло на то, что Евгений Чарушин стал писателем и художником? Работа с текстом произведения 1.Прогнозирование перед чтением - Откройте учебники. Прочитайте название произведения. - Было ли вам когда-нибудь страшно? - Попробуйте предположить, о чём будет это произведение. - Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтёте данное произведение. - Перед чтением рассказа поработаем над словарем. 2.Словарная работа **** на доске или на слайде написаны слова, объяснения к ним появляются в ходе работы
СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах НЕГРОМКО – тихо СТЕМНЕЛО – наступил вечер ШЛЁПАЕТ – топает ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой - Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе? 3.Первичное чтение рассказа. ***** Дети читают самостоятельно. - Понравился рассказ? - Кого испугались мальчики? 4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа. - Почему же мальчики испугались ежа? - Как звали мальчиков? - Где они жили? - Почему они остались дома одни? - Что они делали, когда остались одни? - Какие звуки они услышали? - как они отреагировали на эти звуки? Как мальчики уговаривали себя не бояться? - Рассказали они родителям, что случилось? - Кого нашли родители? - Чем они угостили ёжика? - Боялись ли мальчики потом? Почему? 6.Работа с фразеологизмами **** листы с фразеологизмами У страха глаза велики Совсем одни Брать под свое крылышко Сердце в пятки ушло В мгновение око Вот тебе и раз - Прочитайте фразеологические обороты, которые встретились вам в тексте и попробуйте их объяснить. Работа в парах - Расставьте фразеологизмы в порядке событий рассказа. **** проверка по образцу - Предлагаю вам проверить работу своей пары по образцу. Если пара не допустила ошибок, то поставьте +. - Давайте посмотрим сколько плюсов вы заработали. 7 Работа по составлению плана **** работа в паре, самостоятельно, с проверкой - А теперь предлагаю вам разделить текст на части и озаглавить каждую часть рассказа. - На сколько частей можно разделить рассказ? - Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её? **** проверка с проектированием плана на доску |
Слушают рассказ о писателе, рассматривают репродукции фотографий Отвечают на вопрос учителя Работают со словарем Читают рассказ самостоятельно Отвечают на вопросы по содержанию текста |
Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы Ищут информацию в тексте |
||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия |
- Что вам удалось открыть для себя нового? - Что заинтересовало? На что обратили внимание? - Для того, чтобы проверить как вы внимательно работали на уроке, предлагаю выполнить небольшую работу. Тест по рассказу. (Дети выполняют задание на индивидуальных карточках) - Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие МИНУС.
- Что понравилось на уроке? Обоснуйте свой ответ. - Оцените свою работу на уроке? - Захотелось ли вам рассказать об этом дома? - Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных? |
Высказывают свою точку зрения Выполняют тестовое задание |
|||||||||||||||||||||||||||
6. Д/з |
Стр 97-98, вопросы, пересказ от лица Шуры |
Записывают домашнее задание |