Технологическая карта урока чтения во 2 классе «Евгений Чарушин "Страшный рассказ"»

3
0
Материал опубликован 10 February 2017 в группе

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»

Ларина Наталия Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.» город Усть-Илимск, Иркутская область

Тема урока

Евгений Чарушин «Страшный рассказ»

 

Цель урока

Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и «братьям нашим меньшим».

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

 

Тип урока

Изучение нового материала

 

Планируемые результаты данного урока

 

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока

Научатся:

Выразительно читать текст художественного произведения.

Работать с художественным текстом.

Составлять план рассказа.

 

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

— определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении текста

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные:

Проявлять:

— интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром;

— толерантность к чувствам одноклассников;

 

Применение оборудования и инструментария

Учебник, репродукции фотографий, портрет писателя, листы для работы в паре, листы с тестом

 
     

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Исследовательские умения и навыки

1.Организационный этап.

- Добрый всем день! С каким настроением пришли на урок? Почему?

- Прочитайте высказывание на доске:

**** на доске:

«Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.»

Аддисон Д.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Что ждете от урока литературного чтения?

- Итак, начнем! Желаю вам хорошо сегодня потренировать свой ум!

Ученики высказывают свое отношение к урокам литературного чтения

 

2 Проверка домашнего задания

- С какими произведениями познакомились на прошлом уроке?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Какое задание вы получили домой?

- С какими трудностями встретились при его выполнении?

- Предлагаю вам в парах пересказать текст, следующим образом: один начинает пересказ, а другой продолжает.

- Оцените пересказ друг друга на оценочной шкале.

**** Далее заслушивание пересказов 2-3 учащихся

Дети пересказывают рассказ

Составляют слова, объясняют их значение

Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы

3. Актуализация знаний.

Работа со словами.

****** на доске выставлены буквы из слов ПИСАТЕЛЬ и ХУДОЖНИК в разном порядке.

- На доске, используя разрезные буквы, я зашифровала два слова. Рассмотрите их и попробуйте отгадать слова.

- Ребята, а кто такой писатель? А художник?

- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

- Может быть кто-нибудь из вас знает такого человека?

4. Постановка темы, цели урока.

- А хотите узнать такого человека?

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

- Какие цели поставим на урок?

Формулируют цель, задачи на урок

Ставят цель работы

5. Изучение нового материала

*** открывается портрет писателя, репродукции из жизни автора

1.Рассказ учителя о Чарушине

- Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сына и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные.

После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибярика.

В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

- Что повлияло на то, что Евгений Чарушин стал писателем и художником?

Работа с текстом произведения

1.Прогнозирование перед чтением

- Откройте учебники. Прочитайте название произведения.

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

- Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтёте данное произведение.

- Перед чтением рассказа поработаем над словарем.

2.Словарная работа

**** на доске или на слайде написаны слова, объяснения к ним появляются в ходе работы

 

СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах

НЕГРОМКО – тихо

СТЕМНЕЛО – наступил вечер

ШЛЁПАЕТ – топает

ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой

- Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе?

3.Первичное чтение рассказа.

***** Дети читают самостоятельно.

- Понравился рассказ?

- Кого испугались мальчики?

4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

- Почему же мальчики испугались ежа?

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Почему они остались дома одни?

- Что они делали, когда остались одни?

- Какие звуки они услышали?

- как они отреагировали на эти звуки? Как мальчики уговаривали себя не бояться?

- Рассказали они родителям, что случилось?

- Кого нашли родители?

- Чем они угостили ёжика?

- Боялись ли мальчики потом? Почему?

6.Работа с фразеологизмами

**** листы с фразеологизмами

У страха глаза велики

Совсем одни

Брать под свое крылышко

Сердце в пятки ушло

В мгновение око

Вот тебе и раз

- Прочитайте фразеологические обороты, которые встретились вам в тексте и попробуйте их объяснить.

Работа в парах

- Расставьте фразеологизмы в порядке событий рассказа.

**** проверка по образцу

- Предлагаю вам проверить работу своей пары по образцу. Если пара не допустила ошибок, то поставьте +.

- Давайте посмотрим сколько плюсов вы заработали.

7 Работа по составлению плана

**** работа в паре, самостоятельно, с проверкой

- А теперь предлагаю вам разделить текст на части и озаглавить каждую часть рассказа.

- На сколько частей можно разделить рассказ?

- Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её?

**** проверка с проектированием плана на доску

Слушают рассказ о писателе, рассматривают репродукции фотографий

Отвечают на вопрос учителя

Работают со словарем

Читают рассказ самостоятельно

Отвечают на вопросы по содержанию текста

Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы

Ищут информацию в тексте

5. Рефлексия

- Что вам удалось открыть для себя нового?

- Что заинтересовало? На что обратили внимание?

- Для того, чтобы проверить как вы внимательно работали на уроке, предлагаю выполнить небольшую работу.

Тест по рассказу. (Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)

- Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие МИНУС.

Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

1.

Мальчиков звали Шура и Петя.

 

2.

Без мамы и папы дети не ложились спать.

 

3.

В темноте шуршала мышка.

 

4.

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

 

5.

В углу свернулся шариком ёжик.

 

6.

Дети дали молока в блюдце и кусочек хлеба.

 

7.

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

 

- Что понравилось на уроке? Обоснуйте свой ответ.

- Оцените свою работу на уроке?

- Захотелось ли вам рассказать об этом дома?

- Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных?

Высказывают свою точку зрения

Выполняют тестовое задание

 

6. Д/з

Стр 97-98, вопросы, пересказ от лица Шуры

Записывают домашнее задание

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.