Технологическая карта урока чтения по рассказу Н.Н. Носова «Заплатка» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Смагина Ольга Николаевна
Класс: 4 класс VIII вид
Предмет: Чтение
Тема урока: Н.Н.Носов рассказ «Заплатка».
Цель урока: Ознакомление обучающихся с произведением Н.Носова, с целью формирования навыка смыслового чтения.
Задачи урока:
Образовательные - организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста;
- формировать навык осознанного чтения;
- развивать умение соотносить картинки согласно последовательности;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, определяя главную мысль произведения.
Коррекционные - способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
- обогащать словарный запас;
- корригировать и развивать устную связную речь, через выражение своих мыслей предложением.
Воспитательные - воспитывать добросовестное отношение к выполнению работы на примере рассказа;
- прививать интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, учебник по чтению для 4 класса, сюжетные картинки, карточки-задания с текстом, разрезные вопросы, смайлики.
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Инструкция | Деятельность ученика | Базовые учебные действия |
Организационный момент. 2 мин. | Учитель приветствует обучающихся, читая стихотворение. Учитель задает обучающимся вопрос. | ( слайд 1) Хочется начать наш урок следующими словами: «Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Надо научиться» - Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам с вами нужно обязательно уметь читать? | Обучающиеся садятся на свои места. Обучающиеся внимательно слушают. Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. | -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. -имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
Сообщение темы урока 2 мин. | Учитель сообщает тему урока, ставит проблемный вопрос, знакомит с пословицами записанными на доске. | - Сегодня мы будем работать с произведением Николая Николаевича Носова "Заплатка" (слайд 2) -Посмотрите внимательно на слайд, на нём вы видите три пословицы. (слайд 3) 1) Тише едешь, дальше будешь. -Какова идея этого рассказа (чему учит нас это произведение)? - С помощью какой пословицы она может быть выражена? -Мы с вами решим в конце урока, но нужно для этого слушать внимательно, работать старательно. | Обучающиеся внимательно случают учителя. Обучающиеся прочитывают пословицы записанные на доске. Обучающихся размышляют над проблемным вопросом | - ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Первичное восприятие текста 6 мин | Учитель уточняет лексическое значение выражений встречающихся в тексте. Учитель слушает видео рассказ. | -В этом рассказе встретятся новые для нас слова, узнаем их значение: (слайд 4). защитный (цвет) - серовато-зелёный досада - чувство недовольства лоскуток - небольшой кусок ткани наново - снова, сначала любо- приятно -Сейчас мы с вами послушаем произведение Н.Н.Носова "Заплатка" - Слушайте внимательно, вам нужно будет отвечать на вопросы по содержанию этого текста. (слайд 5-видео) | Обучающиеся внимательно слушают и смотрят на слайд. Обучающиеся внимательно слушают видео рассказ. | -развивают умение слушать и понимать речь других - умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Артикуляционная гимнастика. 2 мин. | Учитель предлагает выполнить артикуляционную гимнастику. Учитель задает обучающимся вопрос. | - Сейчас мы с вами выполним артикуляционную гимнастику (слайд 6). -Давайте проговорим чистоговорку. Повторяйте за мной: Са-са-са – села на цветок оса. Су-су-су – оса укусила лису. Са-са-са – плакала лиса. Си-си-си - ты её как-то спаси. -Молодцы! -Ребята, а для чего мы с вами выполняем артикуляционную гимнастику? | Обучающиеся произносят за учителем слова чистоговорки Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. | -принимают и сохраняют поставленную задачу. |
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. 8 мин. | Учитель предлагает разложить сюжетные картинки соответственно их последовательности. Учитель предлагает проверить свои работы. Учитель зачитывает обучающимся отрывок из произведения с допущенными ошибками (2 часть). | -Сейчас, я проверю, как внимательно вы слушали рассказ. Для этого каждый из вас должен разложить сюжетные картинки, лежащие на столе, согласно их последовательности. -Давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки. (слайд 7) -Я вам предлагаю отрывки из произведения разной сложности, вы должны внимательно прослушать его и найти допущенную мною ошибку. (слайд 8) | Обучающиеся раскладывают сюжетные картинки соответственно их последовательности. Обучающиеся сравнивают свою работы с работой на слайде. Обучающиеся слушают отрывок из произведения и находят ошибки. | -принимают и сохраняют поставленную задачу - выполняют самопроверку -слушают и понимают речь других -умеют ориентироваться в своей системе знаний. |
Физкультурная минутка 2 мин | Учитель предлагает выполнить физкультминутку, для снятия напряжения. | - Я вижу, что вы устали давайте отдохнём и выполним физкультминутку. (слайд 9) | Обучающиеся выполняют упражнения вслед за учителем. | -умеют применять правила охраны своего здоровья. |
Закрепление изученного материала 5 мин. | Учитель раздает обучающимся карточки (отрывок из произведения), предлагает им прочитать отрывок и определить к какой сюжетной картинке он относится. | - Я раздала вам индивидуальные карточки, в которых отрывки из рассказа, вы должны их прочитать и определить к какой сюжетной картинке относится этот отрывок. (работа на доске) (слайд 10) | Обучающиеся вслух читают отрывок из рассказа и определяют, к какой сюжетной картинке он относится. | -умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Итог, рефлексия 2 мин | Учитель задает вопросы. Учитель предлагает выбрать нужную пословицу. Учитель предлагает выбрать смайлик, который характеризует его настроение. Учитель подводит итог урока, сообщает об оценках полученных на уроке. | - С каким произведением мы работали на уроке? - Чем полезен и интересен был урок? -Какова главная мысль рассказа? -Чему учит нас этот рассказ? -Выполняя свою работу, не следует торопиться, только аккуратность и терпение помогут успешно справиться со своим делом. -Давайте подумаем, какая пословица подходит к идеи рассказа. (слайд 11) -Вы правильно определили главную идею рассказа (слайд 12) - Ребята, перед каждым из вас лежат 3 смайлика. (слайд 13) - Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали и довольны собой - тогда выбирайте этот смайлик. -Если вам было немного трудно, но вы старались, выберите этот смайлик. - Если у вас ничего не получилось, вы чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – то этот смайлик. -Сегодня на уроке вы все очень хорошо потрудились, все старались, но самыми старательными оказались.... Молодцы! Оценки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся прочитывают написанные на слайде пословицы и выбирают нужную «Терпенье и труд всё перетрут». Обучающиеся слушают и выбирают смайлик. Обучающиеся слушают учителя. | - умеют формулировать несложные выводы, основываясь на текст - умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности -осознают то, что усвоено на уроке -умеют адекватно воспринимать оценку учителя |
Домашнее задание. 1 мин. | Учитель разъясняет учащимся домашнее задание. | (слайд 14) 1 группа – прочитать стр.90-91, пересказать по плану. 2 группа – прочитать стр.90-91, ответить на вопрос №3. Спасибо за урок! (слайд 15) | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники. | -развивают умение слушать и понимать речь других |