Технологическая карта урока для 1 класса «Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч»»
Всероссийский конкурс для учителей начальных классов на лучшую разработку технологической карты урока
Ф.И.О. учителя: Балдин Максим Сергеевич
Класс: 1
Дата:
Предмет: русский язык.
Тема урока: Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч».
Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – практикумФорма работы: индивидуальная, фронтальная
Цель урока: создать условия для формирования навыка письма буквы Ч, ч.
Задачи:
Образовательные: формировать умение списывать с печатного и письменного текста;
Развивающие: развивать фонематический слух;
Воспитательные: формировать навык самоконтроля. Создать условия благоприятного психологического климата.
Характеристика этапов урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Форма работы |
Формирование УУД |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) II. Постановка учебной задачи III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
I. Орг. момент. Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и учителя. Долгожданный дан звонок, Начинается … урок!(ответ детей) Настроение каково? Во!(показывают большим пальцем руки)) II. Введение в тему урока. - Почтальон, ребята, принёс нам письмо: «Дорогие девочки! Черепаха и червяк, Чувство, чучело, чудак, Бой часов и чашка чая – Всюду Ч мы замечаем! Человек, чернила, чаша, Чёрный кот, лесная чаща, В сказках есть краса – девица, Честный рыцарь, чудо – птица, Черномор, Яга – злодейка, Буква Ч, ты – чародейка! - Приезжайте скорее. Мы научим вас писать букву Ч, заглавную и строчную. Ваши друзья Букварь и Пропись». - Друзья, отправляемся в путь. Путешествовать мы будем вместе с Мудрой Черепахой. А что же нужно взять с собой? Доскажите словечко: Когда лежу на месте, не раскрывая рта, Во мне, скажу по чести, такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть Дорожные предметы в мою большую пасть. Мне, видно, от рожденья такой характер дан, Что я люблю движенье, на то я …(чемодан). (Е. Серова) Молодцы! - Какую букву мы с вами будем учиться писать на уроке? Ребята, а какой ближется большой православный праздник на букву Ч? А на какую букву начинается слово Чудотворец? Молодцы! Именно с этой буквой мы с вами и будем сегодня работать. Николай Чудотворец, почитаемый святой ни только в России, но и за рубежом, он сотворил много чудес и помог многим людям, исцеляя их. Во имя этого святого и назван наш храм – храм Николая Чудотворца. Давайте еще раз повторим какая особенность у этой буквы, сделав звукобуквенный анализ слова «чемодан» на доске. А в слове чемодан вы напишите Ч заглавную или строчную? Почему? Мы с вами сначала научимся писать заглавную букву Ч. |
Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. Показывают. Слушают. Настраиваются на учебную деятельность. Чемодан. Мы будем учиться писать на уроке букву Ч. Праздник Святителя Николая Чудотворца. На букву Ч. (коллективная работа с обучающимся у доски). Один ученик работает на доске. Ответы детей. Строчную. Т.к. с большой буквы пишутся только имена собственные. |
Фронтальная Фронтальная |
мотивационная готовность к учебной деятельности
Познавательные УУД: - формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) |
III. Изучение нового материала. - Чтобы нам добраться до первой станции, Мудрая Черепаха сказала, что необходимо научиться писать заглавную письменная букву Ч. Посмотрите на образец в прописи на стр. 34. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч? - Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. - Напишите три раза букву Ч на доске. Внимательно посмотрите и подчеркните ту, которая у вас получилась лучше всего. - Пропишите в воздухе. Обведите букву Ч на образце голубого цвета. Откройте пропись на странице 34 (напомнить правило посадки обучающихся) Постарайтесь также красиво написать букву Ч в прописи. - На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч? - А чем отличается? Молодцы! Физкультминутка Зайцы скачут: скок-скок-скок! Да не беленький снежок. Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Молодцы! - Мы научились писать букву Ч. |
Смотрят на образец. Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.
Смотрят как учитель демонстрирует написание буквы на доске.
Один ученик у доски. Повторяют за учителем.
Работа в прописи.
На письменную заглавную букву У. Вторым элементом.
Повторяют движения за учителем.
|
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
|
Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение контролировать и оценивать свои действия. |
V. Первичное закрепление |
IV. Задание в прописи (стр.34) - Прочитайте слова. - Может быть кто – ни будь знает эти названия? - Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Проверяем работу, выполненную на доске. - Запишите названия городов по образцу. - Продолжаем наше путешествие. Теперь наш путь лежит к морю. Каких птиц можно встретить на побережье? Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении? Какое слово написано с заглавной буквы? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите предложение по образцу. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трём, трём, Мы капусту жмём, жмём. Молодцы! |
Чита, Челябинск. Это города России, в которых не раз бывала Мудрая Черепаха. Один ученик работает на доске. Записывают. Чаек. Отвечают на вопросы учителя. Запись предложения по образцу. Повторяют движения за учителем. |
Фронтальная
Индивидуальная
|
Познавательные УУД - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение контролировать действия партнера; - формируем умение контролировать и оценивать свои действия. |
VI. Усвоение новых знаний |
V. Усвоение новых знаний. - Послушайте рассказ Григория Юдина и запомните слова со звуком [ ч ]. Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса! - Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали.
- Молодцы. Но чтобы писать эти слова мало знать, как пишется заглавная буква, поучимся писать строчную букву Ч. Рассмотрите образец строчной буквы Ч. (стр. 34-35) Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по- разному они пишутся? Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх до линии, затем ведём плавную линию (как провисшая ниточка) слева направо опять до верхней линии рабочей строки; потом пишем наклонную с закруглением внизу вправо. Обведите строчную букву ч по голубому образцу, затем на доске и пропишите две строки. |
чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса. Нет, заглавная и строчная буквы Ч, ч пишутся по-разному. Работа в прописи. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; по признакам;
- умение контролировать и оценивать свои действия. |
Закрепление. Резерв. |
VI. Работа в прописи (стр. 35) - Запишите слоги ча и чу. С какими гласными буквами они пишутся? Запишите слова с этими буквосочетаниями. - Прочитайте и назовите слова, где встретились сочетания ча-чу? Запишите эти слова в прописи. - А что мы видим на следующей строке? Как определили, что это предложение? Сколько слов в предложении? Кто прочитает это предложение? Как вы думаете, когда птичкам хочется петь? А мы можем помочь птичкам? - Запишите это предложение, диктуя его себе по слогам. |
Записывают. Они пишутся с гласными буквами А и У. Час, часы, чудо, чучело. Записывают. Предложение. Чтобы определить что это предложение, мы должны определить, выражает ли законченную мысль, начало с заглавной буквы, в конце стоит точка. Отвечают на вопросы учителя. Птичкам хочется петь, когда они сытые, когда им тепло. Дааа. |
Фронтальная Индивидуальная Фронтальная |
Коммуникативные УУД - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД: - умение контролировать и оценивать свои действия. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
- С какой буквой мы познакомились сегодня? - Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]? - Мы учились писать буквы Ч, ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки плюсиком, на которых у вас особенно удались буквы, получились красивыми. – Какое задание показалось наиболее интересным? – А какое задание заставило задуматься? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким жестом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - Какими словами вы бы назвали наше путешествие? Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов.Спасибо за внимание, урок окончен! |
Ответы детей.
Оценивают жестами рук. Чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное? |
Фронтальная
Индивидуальная |
Регулятивные УУД - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|