Технологическая карта урока физики в 8 классе «Последовательное соединение проводников»
Технологическая карта урока физики в 8 классе «Последовательное соединение проводников»
Автор | Учитель физики: Сумина Елена Васильевна |
Предмет | Физика |
Класс | 8 класс. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Тема | Последовательное соединение проводников. |
Цель деятельности учителя | Обучающие: познакомить учащихся с основными понятиями и законами последовательного соединения проводников, формирование умений и навыков работы с составлением цепей последовательного соединения . Деятельностная: создать условия для формирования умений структурировать и систематизировать информацию; для самостоятельного получения новых знаний о последовательном соединении проводников. Развивающая: способствовать развитию информационной и коммуникативной культуры. |
Задачи | Формирование представления о последовательном соединении проводников Развитие умения использовать прикладные программы для получения новых знаний, развитие внимания и логического мышления. Развитие речевой культуры, познавательного интереса; воспитание культуры общения, информационной культуры. |
Термины, понятия | Последовательное соединение проводников, закономерности |
Образовательные ресурсы | Учебник «Физика 8 класс» А.В.Перышкин ., единая коллекция образовательных ресурсов- ресурсы Интернет, необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет |
План реализации
Предметные умения Овладеть базовыми понятиями последовательного соединения проводников | Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера Регулятивные: сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи Личностные: потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы: |
Фронтальная(Ф) Работа в парах (П). Индивидуальная(И) | Рабочая тетрадь, учебник. Презентация. Технические средства обучения: Компьютер. Медиапроектор. Интерактивная доска. |
|
МБОУ «Левженская СОШ» Сумина Елена Васильевна | Тема урока: Последовательное соединение проводников. | Раздел: Электрические явления | |
Тип урока: Урок формирования новых знаний с элементами исследовательской деятельности , ИКТ технологий, использование регионального компонента. | Цели урока: Образовательная: ознакомить обучащихся с последовательным соединением проводников; раскрыть закономерности определения характеристик тока в цепи с последовательным соединением проводников; экспериментально установить установить законы последовательного соединения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения последовательного соединения в быту и технике. Развивающая:продолжить компетентности в сфере самостоятельной исследовательской деятельности; продолжить формирование умений пользоваться приборами; продолжить формирование умений делать самостоятельные выводы ,анализировать, сравнивать результаты опытов; развивать познавательный интерес к предмету. Воспитывающая: прививать культуру умственного труда; продолжить работу над развитием самостоятельности и взаимопомощи; формировать умения слушать и слышать друг друга; бережного отношения к своему здоровью, формирование уважения к своему родному краю Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета. Задачи урока: ввести законы последовательного соединения проводников на основе имеющихся знаний об электрических явлениях; разобрать алгоритм решения задач на последовательное соединение проводников; обеспечить формирование умений выделять главное, составлять конспекты, наблюдать; продолжить развивать умения частичной поисковой деятельности. | Демонстрации. 1.Презентация «Последовательноесоединение» (учитель) 2. Интетнет-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf 4. Фронтальная исследовательская работа «Изучение законов последовательного соединения проводников» 5.Решение задач. | |
Учебник: Перышкин А.В «Физика. 8 класс» |
Деятельность учителя | Деятельность обучащихся | |
1этап.Организационный этап (1 мин) Приветствие: Здравствуйте ребята. Желаю вам творческой работы на уроке, Скажите , как называется раздел физики который мы с вами изучаем?(Электрические явления») Ребята, знания науки всегда, помогает человеку в жизни, а незнания приводит подчас к трагическим последствиям. Сделайте из этих слов для себя правильные выводы. Вам сегодня предстоит вместе не просто быть на уроке, но и участвовать в работе над изучением нового материала. Для этого нам необходимы знания, полученные на предыдущих уроках! | |||
2 этап .Проверка ранее изученного материала(8мин) | |||
Цель деятельности : Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Выявить уровень знаний по домашнему заданию. Определить типичные недостатки и ошибки. Систематизировать теоретические знания | Проводится беседа с обучающими по вопросам: Что называется электрическим током? Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток? Э.ответа. Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты. 3) Работа со схемами. А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей. Перед вами две электрические цепи, схемы которых представлены на экране. Слайд № 3 Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1) Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2) Слайд №3 Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, подсоединив к цепи источник тока, демонстрирует правильный ответ. Что называют электрическим током в проводниках? Какие характеристики тока мы уже выучили? Сила тока каким прибором измеряется? Как мы его узнаем? Как включается в цепь? С помощью какого прибора можно измерить напряжение? Как он обозначается и включается в цепь? Что называют сопротивлением проводника? В каких единицах изменяется? Какой основной закон для участка цепи знаем? Как он звучит? Зашифрованное слово. Слайд№4 Ребята, а сейчас прочитаем зашифрованное слово, но для этого вам нужно вспомнить условные обозначения, применяемые на схемах для электроприборов. Поставьте буквы напротив соответствующих приборов и начав со стрелки, прочитайте слово. Историческая справка: Рузаевка административный центр Рузаевского района Мордовии. Название города Рузаевка республики Мордовия происходит от имени темниковского мурзы Урозая, которому эта деревня была пожалована в 1631 году (первое упоминание). В предверии праздника Дня Защитника Отечества Хочется напомнить о Рузаевке в 1941-1945 годах. Круглыми сутками через станцию шли воинские эшелоны. Поездные бригады показывали чудеса выдержки, подлинного героизма. Рузаевцы приютили, накормили и одели сотни эвакуированных, окружили заботой раненых бойцов. На фронт, в осажденный Ленинград шли и шли посылки с продуктами и теплыми вещами, в освобожденные районы западных районов страны – строительные материалы и механизмы. Рузаевцы помогали восстанавливать Сталинград, Донбасс. | Отвечают на вопросы Эталон ответа: 1)Упорядоченное направленное движение частиц. 2)Э.ответа. Источник тока, проводники, потребитель тока, и все эти элементы должны быть замкнуты. Смотрят слайд презентации, отвечают на вопрос. СЛ №3 Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит. Собирает цепь по схеме слайда с исправлением. Отгадывают зашифрованное слово Ответ: Рузаевка. | |
3 этап. Постановка целей урока перед обучащимися. Мотивация к изучению нового материала | |||
Активизировать знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы. | Ребята, как вы думаете, в нашей повседневной жизни применяются в цепях отдельные потребители или их соединения? Ребята , когда все приборы соединены так, что конец одного проводника соединяется с началом другого- как называется такое соединение? Сформулируйте тему урока? Какие задачи мы перед собой поставим? Давайте попробуем собрать последовательное соединение с помощью интерактивной модели. | Отвечают на вопрос Э ответ : повседневной жизни часто применяются в цепях соединения потребителей Эо: последовательное Слушают рассказ и смотрят презентацию Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока. Один ученик у доски собирает цепь, комментируя свои действия. | |
Создание проблемной ситуации | |||
|
Реши задачи «Что скрывается под знаком «?» Ответ задачи №1 - 3 А Ответ задачи №2 — 9 В Ответ задачи №3 — не знаем законов!
Минутка отдыха. Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте глянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?. Встаньте, поднимите руки в верх, потянитесь. Переплетите пальцы рук. Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П» Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху? Поаплодируйте. Какая рука сверху? Подведем итоги. Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мышления. Какой же тип мышления преобладает у вашего класса? Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. А теперь можно переходить к познанию внешнего мира. Переходим к следующему блоку «Выполним исследовательскую работу в парах» | Решают устно задачи и сталкиваются в задаче 3 с проблемой недостатка знаний. Выполняют физкульт- минутку. | |
Изучение нового материала. | |||
|
Учащиеся выполняют исследовательскую работу в парах, выполняя задания . 1пара. Экспериментаторы Собрать цепь по рисунку. Измерить силу тока в разных частях цепи. 2 пара Теоретики Работают с интерактивной моделью | Ученики собирают цепь по рисунку, проводят необходимые измерения, заполняют таблицу , сравнивают и делают вывод. | |
| Сформулируйте определение последовательного соединения? | Формулируют и записывают в тетрадь определение соединения. Чертят схему цепи. | |
| Рассмотриваем результаты первой группы. Вывод: Сила тока на всех участках остается одной и тойже. Это примерно можно сравнить с тем. Как рассмотреть текущую воду в реке.Количество воды протекающая по руслу реки в разных ее частях будет одинакова.( Слайд реки Инсар) Региональный компонент Река Инсар – правый приток р. Алатыря. Длина реки составляет 168 км. Инсар берет начало в 5 км от села Болдова Рузаевского района. На реке расположены два крупнейших города Мордовии –Саранск и Рузаевка. | Представитель группы 1 рассказывает о своей работе и записывает на слайде результаты и делает вывод. Учащиеся в тетрадях записывают самостоятельно закон для силы тока. | |
| Р ассмотриваем результаты второй группы. | Представитель группы 2 рассказывает о своей работе и записывает на слайде результаты и делает вывод. Учащиеся в тетрадях записывают самостоятельно закон для напряжения. | |
| Рассмотриваем результаты третей группы. | Представитель группы 3 рассказывает о своей работе и записывает на слайде результаты и делает вывод. Учащиеся в тетрадях записывают самостоятельно закон для сопротивления и соотношение напряжения и сопротивления. | |
| П одводим итоги исследовательской работы и проверяем с помощью слайда конспекты учеников. | Проверяют конспекты при необходимости дополняют его. | |
Первичное закрепление материала. | |||
| Возвращаемся к задаче-проблеме и решаем её устно. И так, ребята, решили ли мы проблему, которую поставили перед собой в начале урока? Да, конечно. А что нам нужно для того, чтобы успешно применять свои знания на практике? Верно. Научится использовать их в модулируемых ситуациях, то есть при решении задач. | Записывают схему в тетрадь и этапы решения самостоятельно. | |
| Составить алгоритм решения задач на соединение проводников. | Учащиеся формулируют шаги решения задачи. Обобщая получают алгоритм решения задачи. | |
Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала. Решение качественных задач | |||
| Читает фрагмент из рассказа о Шерлоке Холмсе: «Доктора Ватсона и Шерлока Холмса в новогоднюю ночь пригласили в гости друзья. И, вдруг, как гласит один из законов Мерфи: "Все, что должно сломаться, обязательно сломается, причем в самый неподходящий момент". Когда хозяин дома стал включать елочную гирлянду для детей, одна из лампочек рассчитанных на напряжение в 3,5 В перегорела. Дети расстроились, хозяин в панике, ведь под рукой нет запасной лампочки. Надо спасать праздник, решил Холмс. И, попросив всех успокоиться, Холмс произнес магические слова и сделал одно действие. Ко всеобщей радости детей, гирлянда загорелась.» Позже доктор Ватсон спросил у Холмса, что же он сделал? Что же ответил Холмс? И, что же произошло? | Ученики слушают отрывок рассказа. Отвечают на вопросы, предлагая пути решения ситуации. | |
| Как вы думаете какие преимущества и недостатки у последовательного соединения потребителей? Заполните таблицу самостоятельно: Преимущества Недостатки | Подводим итоги урока, выделяя особенности соединения. Заполняют таблицу. Проверяют с доски, дополня свой конспект. | |
|
Где можно использовать такое соединение? | Рассказывают, чем опасно для человека скрутка и как создать безопасную елочную гирлянду. Объясняют с точки зрения физики применение последовательного соединения. | |
| Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь дома. | Читают текст слайда. Рассказывают где они встречали предохранители и счетчики электроэнергии. Вспоминают правила техники безопасности при работе с электрическим током. | |
Итоги урока. Рефлексия. | |||
| Подведем итог урока. Удалось вам получить новые знания? Для чего они могут вам пригодиться? Довольны ли вы своей работой на уроке? Запишем домашнее задание : § 48, упр… №2,4 | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | |
| Выставление отметок. Спасибо за работу! | Ученики подают дневники для выставление оценки. |