12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Забелина Маргарита Владимировна31832 Россия, Забайкальский край, п. Карымское Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле»
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле».
Тема | «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле». | ||||
Тип урока: | изучение нового материала | ||||
Цель | расширение представлений о строении проводников и диэлектриков. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.работая с материалом учебника, опорным конспектом и заполняя таблицу выяснить особенности строения проводников и диэлектриков; 2.используя демонстрационный эксперимент понять, как ведут себя проводники и диэлектрики в электростатическом поле; 3.выяснить, где на практике используют проводники и диэлектрики. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электростатическом поле; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, того как устроены проводники и диэлектрики. 2.применение новых знаний в новой ситуации. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||||
Основные понятия темы | Диполь, поляризация, электростатическая индукция, заряд, проводники, диэлектрики, электростатика. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. | |
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей и учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником и опорным конспектом. 3.Наблюдение и объяснение эксперимента. 4. Составление таблицы. | Технология: проблемного обучения. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. | Физическое оборудование: электрометр, эбонитовая палочка, войлок, деревянный и металлический стержни, металлический стакан. Ресурсы: опорные конспекты, заготовки таблиц, учебник, диск к учебнику. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. | Предлагает обсудить демонстрационный эксперимент и назвать тему урока, определить цель. | Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин. |
Операционно – исполнительный компонент | ||||||
3. | Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. | Изучение нового материала на основе самостоятельного заполнения таблицы. | Личностные, познавательные, регулятивные | 20 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||||
4. | Контроль и самопроверка знаний. | Выявить качество усвоения материала. | Предлагает ответить на вопросы. | Отвечают. Обсуждают. Обсуждение анимации "Проводники и диэлектрики" (Диск к учебнику) | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 мин. |
5. | Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | «Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы. | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. |
6. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Приложение.
1.Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Сегодня я шла на работу и наблюдала за облаками, солнечными лучами, птицами. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Итак, начнем наш урок с эксперимента. Посмотрите и объясните, почему так происходит.
2. Мотивационный момент.
Демонстрационный эксперимент №1.
Два электрометра. Один из них заряжен. Соединяем электрометры металлическим стержнем, потом деревянным. В одном случае заряд перешел на незаряженный электрометр, в другом нет. Почему? Обсуждаем результат и вспоминаем, что такое диэлектрики и проводники. Формулируем тему урока.
Демонстрационный эксперимент№2.
Сверху на электрометр надеваем металлический стакан (например, алюминиевый калориметр). Подносим заряженную палочку, прикасаемся к стакану. Стрелка электрометра не отклоняется, заряд не перешел с палочки на электрометр. Почему? Высказывают предположения. Приходят к выводу, что им еще не все понятно и известно. Проблему необходимо решить.
3. Изучение нового материала.
Заготовка таблицы.
Ученики самостоятельно заполняют таблицу, с использованием параграфа учебника и опорного конспекта. Параграфы учебника 93-95.
Опорный конспект.
Примерное заполнение таблицы.
4. Закрепление.
Вопросы.
1.Как можно изобразить электростатическое поле?
2. Строение диэлектрика?
3.Как ведет себя проводник в электростатическом поле?
4.Строение проводников?
5.Какое поле называют однородным?
6.Какие вещества относятся к проводникам, а какие к диэлектрикам?
7. Как ведет себя диэлектрик в электростатическом поле?
8.Что такое электризация?
9.Что такое электростатическая защита?
5. «Пора делать выводы».
Оцените свою работу на уроке.
Я сам_____________________________________________________________
? Самым трудным было___________________________________________
! Есть предложение__________________________
6. Домашняя работа. Параграфы №93-95. Вопросы.