Технологическая карта урока физики в 10 классе «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле»
Технологическая карта урока по физике в 10 классе по теме «Проводники и диэлектрики в электростатическом поле».
Тема |
«Проводники и диэлектрики в электростатическом поле». |
||||
Тип урока: |
изучение нового материала |
||||
Цель |
расширение представлений о строении проводников и диэлектриков. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая с материалом учебника, опорным конспектом и заполняя таблицу выяснить особенности строения проводников и диэлектриков; 2.используя демонстрационный эксперимент понять, как ведут себя проводники и диэлектрики в электростатическом поле; 3.выяснить, где на практике используют проводники и диэлектрики. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету; 2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об электростатическом поле; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, того как устроены проводники и диэлектрики. 2.применение новых знаний в новой ситуации. |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |
||||
Основные понятия темы |
Диполь, поляризация, электростатическая индукция, заряд, проводники, диэлектрики, электростатика. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей и учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником и опорным конспектом. 3.Наблюдение и объяснение эксперимента. 4. Составление таблицы. |
Технология: проблемного обучения. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Физическое оборудование: электрометр, эбонитовая палочка, войлок, деревянный и металлический стержни, металлический стакан. Ресурсы: опорные конспекты, заготовки таблиц, учебник, диск к учебнику. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Предлагает обсудить демонстрационный эксперимент и назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. |
Изучение нового материала на основе самостоятельного заполнения таблицы. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
20 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает ответить на вопросы. |
Отвечают. Обсуждают. Обсуждение анимации "Проводники и диэлектрики" (Диск к учебнику) |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
«Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
1.Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Сегодня я шла на работу и наблюдала за облаками, солнечными лучами, птицами. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Итак, начнем наш урок с эксперимента. Посмотрите и объясните, почему так происходит.
2. Мотивационный момент.
Демонстрационный эксперимент №1.
Два электрометра. Один из них заряжен. Соединяем электрометры металлическим стержнем, потом деревянным. В одном случае заряд перешел на незаряженный электрометр, в другом нет. Почему? Обсуждаем результат и вспоминаем, что такое диэлектрики и проводники. Формулируем тему урока.
Демонстрационный эксперимент№2.
Сверху на электрометр надеваем металлический стакан (например, алюминиевый калориметр). Подносим заряженную палочку, прикасаемся к стакану. Стрелка электрометра не отклоняется, заряд не перешел с палочки на электрометр. Почему? Высказывают предположения. Приходят к выводу, что им еще не все понятно и известно. Проблему необходимо решить.
3. Изучение нового материала.
Заготовка таблицы.
Ученики самостоятельно заполняют таблицу, с использованием параграфа учебника и опорного конспекта. Параграфы учебника 93-95.
Опорный конспект.
Примерное заполнение таблицы.
4. Закрепление.
Вопросы.
1.Как можно изобразить электростатическое поле?
2. Строение диэлектрика?
3.Как ведет себя проводник в электростатическом поле?
4.Строение проводников?
5.Какое поле называют однородным?
6.Какие вещества относятся к проводникам, а какие к диэлектрикам?
7. Как ведет себя диэлектрик в электростатическом поле?
8.Что такое электризация?
9.Что такое электростатическая защита?
5. «Пора делать выводы».
Оцените свою работу на уроке.
Я сам_____________________________________________________________
? Самым трудным было___________________________________________
! Есть предложение__________________________
6. Домашняя работа. Параграфы №93-95. Вопросы.