Технологическая карта урока французского языка «Страницы Вологды» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
Всероссийский конкурс
для учителей французского языка
на лучшую разработку
технологической карты урока
Разработала: Волокитина Елена Фёдоровна,
учитель английского
и французского языков,
первая
квалификационная категория
Ноябрь
2017
Технологическая карта занятия
Предмет |
Второй иностранный язык (французский язык) |
Класс |
7 |
Тема учебного занятия |
«Les pages de Vologda» («Страницы Вологды») |
Тип учебного занятия |
Комбинированный |
УМК |
Селиванова Н.А. “L’oiseau bleu”, méthode de français, учебник французского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений (региональный компонент) |
Цели учебного занятия |
Цель: актуализация и закрепление лексических и грамматических знаний по теме«Les pages de Vologda» («Страницы Вологды»). Задачи урока: практические: - развитие умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух (речь учителя и учащихся на уроке французского языка); - развитие умений диалогической и монологической речи с опорой на лексические единицы; - развитие и совершенствование грамматических навыков по теме «Futur simple» (Будущее простое время) и «Futur immédiat» (Ближайшее будущее время). - повторение лексических единиц по теме «Биография», «Достопримечательности моего родного города»; развивающие: - развивать произносительные навыки; - навыки монологической речи, навыки аудирования, чтения с полным пониманием, письма; - развивать языковую догадку и воображения, творческое мышление, память; - развивать навыки работы с опорами, умение выделять основную информацию из прослушанного и прочитанного; воспитательные: - воспитывать уважение к культуре страны изучаемого языка; - повышать интерес к изучению французского языка; - воспитывать культуру языкового общения; - уважительного отношения друг к другу, умение внимательно слушать собеседника; - работать в группах; общеобразовательные: - расширение кругозора обучающихся; - совершенствование интонационно-произносительных навыков; - совершенствование навыков аудирования. |
Планируемые результаты |
Личностные результаты: формирование мотивации изучения иностранного языка; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; Метапредметные результаты: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации; развитие смыслового чтения, включая умение выделять основную мысль и главные факты; Предметные результаты: Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении: расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; описывать события/явления, передавать основное содержите, основную мысль прочитанного или услышанного; аудировании'. •воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; •воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию; чтении: читать несложные аутентичные тексты с полным и точным пониманием; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; письменной речи: • кратко излагать результаты проектной деятельности (письменное составление биографии), выполнение грамматических упражнений.. |
Оборудование |
Доска, мел, презентация, раздаточный материал, наглядные пособия, магнитная доска, деревянная птица счастья, глиняный колокольчик, кружевной воротник, деревянная свистулька, деревянные ложки, глиняная кринка, серёжки северная чернь, берестяная солонка, музыкальная запись (минус песни «Букет» на стихи Николая Рубцова), бланки для рефлексии. |
Форма работы с классом |
Фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа. |
Используемые технологии |
Проблемно-поисковая, проектная, здоровьесберегающая. |
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|||||||
личностные |
предметные |
метапредметные |
||||||||
1. Мотивационный. |
1.)Приветствует учащихся, вводит в атмосферу иноязычной речи, погружает в языковую среду, настраивает на работу. - Bonjour, les élèves! (Здравствуйте, ребята!) - Je suis ravie de vous voir. (Рада вас видеть.) - Comment ça va? (Как ваши дела?) - Asseyez-vous. (Садитесь.) - Qui est de service aujourd'hui? (Кто сегодня дежурный?) - Qui est absente aujourd'hui? (Кто сегодня отсутствует?) - Quelle date sommes-nous aujourd’hui? (Какое сегодня число?) - En quelle saison sommes-nous maintenant? (А какое сейчас время года?) - Quelle temp fait-il aujourd’hui? (Какая сегодня погода?) - Nous allons faire beaucoup de chose interessantes. Au travail! (Нас ждёт много интересного. За работу!) |
Приветствуют учителя. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. |
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию |
работа над произносительной стороной речи |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||
2.) Moi, j'ai une surprise pour vous. Regardez notre présentation, s’il vous plait. (Посмотрите, пожалуйста, нашу презентацию) - Est-ce que vous reconnaissez ces lieux? – (Вы узнали эти места?) - Oui, ce sont la place de la Révolution, le Pont Kamenny, la Maisonette de Pierre le Grand, le monument de Konstantine Batiouchkov, la Cathédrale de Sainte Sophie et le Clocher. (Да, это площадь Революции, Каменный Мост, домик Петра Первого, памятник Константину Батюшкову, Софийский Собор и колокольня.) (Презентация: слайд 2-7. - Quelle ville est-ce? (Какой это город?) - C'est Vologda. Cette ville est belle et natale. (Это Вологда. Наш прекрасный и родной город.) - Votre devoir est de deviner le thème de notre leçon. (Ваше задание – угадать тему нашего урока.) - Bien, le thème de notre leçon, c’est «Les pages de Vologda». (Итак, тема нашего урока – «Страницы Вологды») - Qu'est ce que nous allons faire aujourd’hui? (Что мы будем делать на уроке?) Выслушивает ответы учеников и обобщает: Aujourd’hui nous allons répéter et apprendre le lexique sur notre thème; nous allons travailler avec le poème; nous allons réviser les règles de grammaire sur le Futur simple et le Futur immédiat (Ближайшее будущее время). (Прикрепляет на магнитную доску напечатанные на листах формата А4 цели урока, которые также составляют план урока.) Сегодня мы повторим и изучим новую лексику по нашей теме, будем работать с текстом стихотворения, повторим спряжение глаголов в Будущем простом и Ближайшем будущем временах. (Приложение 1.) |
Отвечают на вопросы учителя Осмысливают проблемную ситуацию, предлагают пути решения. Делают предположения. С помощью наводящих вопросов учителя формулируют цель и задачи урока.
|
развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
произношение французских звуков, использование Futur immédiat (Будущего ближайшего времени). |
умение ставить учебные цели и задачи, самостоятельно планировать свою учебную деятельность; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
||||||
2. Операциональный. |
1.) La région de Vologda c’est avant tout notre ville principale « Vologda ». Le nom de « Vologda » prend ses origines du finno-ougrien, et se traduit comme "l'eau pure". Veuillez écouter attentivement « Vo – lo – gda », Notre dialecte particulier mais si tendre se distingue par la prononciation différente de O et A dans les syllabes ne portant l'accent. Cet accent se fait reconnaitre dans les anciens lieux de la Russie. Tout récemment, un monument de la lettre «O» se fait ériger à Vologda. (Вологодчина - это, прежде всего, наш главный город Вологда. Название "Вологда" финно-угорского происхождения и переводится как "чистая вода". Вы только вслушайтесь: ВО-ЛО-ГДА - нежное "л" и протяжное "о" звучат, как глубокий выдох. А наш особый, нежный говор называется "оканье". Только в самых старинных уголках России такой говор. Недавно в Вологде появился памятник нашей букве "О") Организует прослушивание рассказа, читает названия достопримечательностей, обращает внимание на трудности произношения. Демонстрирует презентацию. (Презентация. Слайд 8.) 2.) Le cœur de notre ville natale ce sont la cathédrale de Ste Sophie et le Сlocher sur la Sobornaya Gorka. Se rendent sur place les jeunes mariés, les diplômés et les touristes, puis se tiennent traditionnellement les évènements organisés par la ville. Allons-nous sur la Sobornaya Gorka. Mais d’abord répétons le lexique sur notre thème. (Сердце нашего родного города - это Соборная горка и Колокольня. Сюда приезжают молодожены и выпускники, туристы, традиционно проводятся городские праздники. Давайте и мы отправимся на Соборную Горку. Но, сначала давайте повторим лексику по нашей теме) (Презентация. Слайд 9.) - Et maintenant nous sommes prêtes d’ acheter différents souvenirs chez des marchands. (А сейчас мы готовы купить различные сувениры у торговцев). Приглашает учащихся к импровизированному прилавку с различными сувенирами – деревянная птица счастья, глиняный колокольчик, кружевной воротник, деревянная свистулька, деревянные ложки, глиняная кринка, серёжки северная чернь, берестяная солонка. Совершает первую покупку, показывая пример учащимся. 3.) - Quel est le monument le plus célèbre de la capitale régionale? (Какой памятник в Вологде самый известный?) - - Oui, vous pouvez demander à n’importe qui à Vologda, la réponse sera unanime : «Evidemment, Konstantine Batiouchkov sur la Sobornaya Gorka!» (Спроси любого вологжанина, какой памятник самый известный в областной столице, ответом будет: «Конечно же, Константину Батюшкову на Соборной горке».) - Quels poètes de Vologda savez-vous encore? (А каких ещё вологодских поэтов вы знаете? Слушает ответы учащихся.) - Anastasia Zhuzhgina nous va - Votre devoir est d’écriver les dates principales.(Ваше задание – записать основные даты жизни поэта) - Et maintenant, écoutons Julie Beliaeva. (А сейчас послушаем Юлию Беляеву. Прим.- это самая слабая ученица в классе, её рассказ о Николае Рубцове на русском языке.) (Приложение 3.) Настраивает учащихся на прослушивание, ставит коммуникативную задачу, демонстрирует презентацию во время рассказа девочек. (Презентация. Слайды 10-12) Предлагает проверить выписанные даты. 3.) Динамическая пауза Напоминает текст стихотворения, а затем произносит его вместе с учащимися. J’ai deux pieds pour marcher, pour courir et pour sauter. Напоминает учащимся движения, выполняемые под стихотворение, вызывает к доске двух учащихся для проведения зарядки. 4.) - Après notre gymnastique je vous propose écouter et lire la poésie de Nicolas Mikhailovitch Rubtsov «Le bouquet». (После нашей зарядки я предлагаю вам прослушать и прочитать стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Букет»). Текст представлен на слайде презентации. Читает текст стихотворения. (Презентация. Слайд 13.) - Mais avant tout je vous propose de regarder le tableau, vous voyez les nouveaux lexiques. (Но, прежде всего, посмотрите на доску, где записаны новые слова.) Ces mots vous aideront à bien comprendre le sens général de la poésie. (Эти слова вам помогут лучше понять основную мысль стихотворения.) Je lis les mots et vous répétez après moi. (Я читаю слова, а вы повторяйте их за мной.) Произносит и переводит новые слова. Faites vos propositions avec ces mots. Vous pouvez utiliser un mot ou quelques mots. Dites-moi vos propositions, s’il vous plaît. (Составьте ваши предложения, используя данные новые слова.) 5.) Faites-vous attention dans quel temps presque tous les verbes de la poésie sont utilisés? (Вы обратили внимание, в каком времени употреблены почти все глаголы в стихотворении?) - С’est vrai, dans le Futur simple et dans le Futur immédiat. (Правильно, в Будущем простом и Будущем ближайшем). Et bon, répétons les règles de grammaire - la formation du Futur simple et du Futur immédiat. (Хорошо, давайте повторим правила грамматики – как образуются Будущее простое и Будущее ближайшее времена.) На магнитной доске представлены схемы образования данных времён. (Приложение 4. Приложение 5.) - Et maintenant, trouvez et écrivez dans la poésie tous les verbes dans le Futur simple et dans le Futur immédiat. (А сейчас найдите и выпишите из стихотворения все глаголы, употреблённые в Будущем простом и Будущем ближайшем временах.). Раздаёт каждой группе текст стихотворения на листе формата А4. (Приложение 6.) Обращается с вопросами поочередно к каждой группе, осуществляя, таким образом, контроль выполнения задания. - Vous avez bien travaillé. A la fin de notre leçon chanterons la chanson «Le bouquet». (Вы замечательно поработали. В конце нашего урока давайте споём эту песню «Букет»). (Приложение 7.) |
Слушают рассказ учителя, названия достопримечательностей, отрабатывают их произношение. Смотрят презентацию. Повторяют по цепочке названия вологодских народных промыслов и ремёсел (первый круг – перевод с французского на русский язык, второй – с русского на французский): глиняные изделия - les poteries, деревянная посуда и игрушки – les vaisseau et les jouets en bois, льняные изделия - les produits de lin, вологодское кружево - la dentelle aux fuseaux de Vologda , северная чернь – émail de niellure, вологодская береста - l’écorce de bouleau, валяльный промысел (изготовление валенок) - la production de bottes de feutre. Одна из сильных учениц выбирается продавцом, все остальные - покупатели. Играют, пока не купят все сувениры. Слушают биографию Николая Рубцова на французском языке, выписывают главные даты биографии Николая Рубцова. Слушая рассказ второй учащейся на русском языке, осуществляют взаимопроверку. «Сильные» обучающиеся координируют и исправляют ответы «слабых» обучающихся. Выполняют упражнения, повторяя стихотворение вслух вместе с учителем. Вначале слушают учителя, а затем сами читают и переводят текст стихотворения «Букет». Записывают в тетради, читают и отрабатывают произношение новых ЛЕ. Составляют, а затем озвучивают собственные предложения с новыми ЛЕ. Отвечают на вопрос учителя и рассказывают правила употребления и образования Будущего простого и Будущего ближайшего времён. Приводят собственные примеры. Работают в группах с текстом стихотворения, выполняя задание. Выписывают глаголы в данных временах в тетрадь. Поют песню, повторяют уже знакомую лексику, |
развитие познавательных интересов, учебных мотивов возможность самореализации средствами французского языка установка на здоровый образ жизни. развитие познавательных интересов, учебных мотивов развитие познавательных интересов, учебных мотивов формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками формирование умения слушать и понимать речь других |
развития навыка аудирования формирование произносительных навыков обучающихся; активизация в речи обучающихся лексических единиц и грамматики введенных ранее; формирование устойчивых речевых навыков диалогической и монологической речи обучающихся развитие навыка аудирования развитие навыков аудирования и письменной речи развитие навыков аудирования Повторение особенностей употребления и образования Будущего простого и Будущего ближайшего времён. Развитие навыка письма. Развитие навыка монологической речи |
развитие умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию своих и чужих речевых действий на ИЯ - развитие умения планировать свое речевое поведение; - развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; -развитие навыка работы с информацией: поиск и выделение нужной информации; -развитие умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные. Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима урока. развитие умения совершать логические действия; поиск и выделение необходимой информации развитие умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию своих и чужих речевых действий на ИЯ Умение ориентироваться в системе своих знаний |
|||||
3. Заключительный. |
1.) Домашнее задание: Regardez le tableau, votre devoir à domicile est écrire une petite composition, «Ma ville natale», utilisant les expressions de notre leçon. D’accord? (Посмотрите на доску, ваше домашнее задание – написать небольшое сочинение «Мой родной город», используя выражения нашего урока) Объясняет домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. 2.) Рефлексия Выдает учащимся бланки для рефлексии. Je suis contente de votre travail. Учитель подводит итоги урока: - о чем сегодня мы говорили на уроке? - что узнали нового? - выполнение, каких заданий вызвало затруднение? - что было самым интересным? -Merci pour votre travail. Au revoir. |
Знакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению, обсуждают, задают вопросы, Проводят оценку своей работы на каждом этапе урока, заполняя соответствующие поля, делятся своими впечатлениями об уроке. Сообщают, чему они научились на уроке: что узнали нового, выполнение каких заданий вызывало трудность на уроке, что понравилось больше всего на уроке. Оценивают свою работу и работу своих одноклассников. |
развитие умения выражать свое отношение к событиям |
развитие навыка письменной речи |
развитие умения работать самостоятельно, выполнять логические действия умение оценивать уровень успешности своей деятельности на учебном занятии |
/data/files/f1511283084.ppt (Презентация к уроку "Страницы Вологды")
/data/files/u1511283743.mp3 ("Я буду долго гнать велосипед" (минус))
/data/files/i1511290412.doc (Приложение 6)
/data/files/w1511290354.doc (Приложение 5)
/data/files/a1511290294.doc (Приложение 4)
/data/files/k1511290227.doc (Приложение 3)
/data/files/g1511289924.doc (Приложение 2)
/data/files/f1511283997.doc (Приложение 1)
Елена Фёдоровна Волокитина