Технологическая карта урока истории по теме "Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг."
Технологическая карта
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Илюхина Татьяна Владимировна |
Место работы | ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонский горный колледж» |
Класс | первый курс СПО |
Место урока | второе занятие в теме «Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско-Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.» |
Тема урока | Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. (2 часа) |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока | комбинированный урок |
Планируемые результаты (по ФРП): | |
Личностные: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; | |
Метапредметные: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; | |
Предметные: устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги, анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты / схемы, по истории России и зарубежных стран | |
Ключевые слова: фашизм, политика умиротворения агрессора, система коллективной безопасности в Европе, аншлюс Австрии, Судетский (Чехословацкий) кризис, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова-Риббентропа, Вторая мировая война | |
Краткое описание Технологическая карта урока истории по теме «Предвоенный кризис в Европе» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО. По программе СПО тема «Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.» входит в состав темы «Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско- Вашингтонская система. Мир в 1920-е -1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.», на которую отводится 6 часов. Данная технологическая карта может использоваться на уроках истории в группах с базовым обучением, а также при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории. Изучение этой темы является актуальным в связи с ростом интереса к проблематике Второй мировой войны. Методы: проблемный, поисковый, метод обучения в сотрудничестве, наглядный, словесный. Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с учебником, работа с исторической картой, составление хронологической таблицы, подготовка сообщения на заданную тему, анализ исторических документов, работа с изображениями, выполнение заданий в формате ЕГЭ. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная Оборудование: ПК или мобильное устройство с выходом в Интернет Материальное оснащение: учебник, тетради, исторические карты «Европа в межвоенный период», «Ликвидация Чехословакии», видеоурок РЭШ «СССР и мировое сообщество в 29-39 гг.», карикатура Кукрынистов «Мюнхенский сговор», 1939, исторические документы («Заявление Советского и Германского правительства» (1939 г.)), отрывок из научной статьи (Якушевский А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М., 1989. – С. 267), задания в формате ЕГЭ, итернет-ресурсы Учебная литература Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 –1945 годы: 10-й класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян. – М.: Просвещение, 2023. Мединский В. Р., Торкунов А. В. История. История России. 1914 –1945 годы: 10-й класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – М.: Просвещение, 2023. Дополнительная литература Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. – 2-е изд. – М., 2012, с. 228-229. URL: http://doc20vek.ru/taxonomy/term/650 | |
ЭОР Библиотека Гумер – гуманитарные науки [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. Загл. с экрана Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.window.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.fcior.edu.ru Артизов А.Н., Кудряшов С.В. 1939 год. От «умиротворения» к войне». Статьи. СПб: Президентская библиотека. URL: https://www.prlib.ru/section/1298154 (дата обращения: 06.04.2023) Мюнхенское соглашение, с дополнениями. 29 сентября 1938г. РГВА. Ф. 116к. Оп. 8. Д. 48. Л. 1-4. URL:https://www.prlib.ru/item/1294342 (дата обращения: 06.04.2023) Советско-германский договор о ненападении. 23 августа 1939 г. АВП РФ. Ф. 3а. Оп. 1. П. 18. Д. 243. Л. 1-5. URL:https://www.prlib.ru/item/1293996(дата обращения: 07.04.2023) Секретный дополнительный протокол о границе сфер интересов Германии и СССР. 23 августа 1939 г. АВП РФ. Ф. 3а. Оп. 1. П. 18. Д. 243. Л. 3-6, 10-11 URL: https://www.prlib.ru/item/1293992 (дата обращения: 07.04.2023) Филитов А.М. «Мюнхенский сговор: историческая реальность и современные оценки». Статьи. СПб: Президентская библиотека. URL:https://www.prlib.ru/SECTION/1298153 (дата обращения: 06.04.2023) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: постановка проблемного вопроса, обеспечение мотивации, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности («надо» – «могу») Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная Деятельность преподавателя: Обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку «Войну начинают не военные. Войну начинают политики». У. Уэстморланд К концу 30-х гг. XX в. в мире сложилась напряжённая обстановка, связанная с мировым экономическим кризисом, усилившая соперничество ведущих капиталистических стран. Правительства ряда государств, стремясь выйти из кризиса, перешли к агрессивной внешней политике. Задаёт вопрос Проблемный вопрос урока Как вы думаете, было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе её можно было предотвратить? Деятельность обучающихся Высказывают предположения | |||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности обучающихся к работе над новой темой. Формы организации учебной деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная Работа в парах. Приём «Неоконченное предложение» Деятельность преподавателя: Преподаватель зачитывает незаконченные предложения: Новые границы в Европе после Первой мировой войны определил подписанный в ходе Парижской мирной конференции … Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов, – это … План Дауэса предусматривал предоставление Германии … Стабилизации международных отношений в 1920-е годы способствовал пакт … Раппальский договор был подписан между РСФСР и … В 1929 году на Гаагской конференции был принят план… Гитлер пришёл к власти в Германии в … В 1933 году Германия вышла из международной организации - … Народному фронту в Испании в годы гражданской войны оказывал поддержку … Политика невмешательства США в европейские дела и в вооружённые конфликты вне американского континента называется …. Деятельность обучающихся Записывают в тетрадях ответы, а затем, обменявшись тетрадями, сверяют с правильными ответами, которые сообщает преподаватель (Приложение 1). | |||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: постановка цели и задач урока, обеспечение принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, ознакомление с планом работы, установка стратегии успеха. Деятельность преподавателя: - В соответствии с проблемой попытайтесь сформулировать цель и задачи нашего урока. Деятельность обучающихся: Совместно с преподавателем формулируют цель и задачи урока: Цель: дать характеристику международным отношениям в конце 30-х гг. XX в. Задачи: определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг. ХХ в.; охарактеризовать позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны. На уроке мы узнаем: основные даты и временные периоды принятия международных актов, договоров; о важнейших событиях внешней политики СССР; мы научимся: характеризовать основные события, происходившие в мире в конце 1930-х гг. и давать им оценку; сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы; работать с исторической картой; решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний по основным событиям конца 1930-х годов; мы сможем: находить в предложенной информации главное, определять причины и последствия исторических событий и явлений конца 1930-х годов; оценивать роль исторических личностей в развязывании мирового конфликта. оценивать свою работу и работу товарищей. Деятельность преподавателя: Знакомит с планом работы на уроке, перечнем рассматриваемых вопросов: 1. Аншлюс Австрии (12 марта 1938 г.). 2. Чехословацкий кризис. Мюнхенская конференция и ее последствия. 3. Англо-франко-советские (Московские) переговоры (июнь–август 1939 г.). 4. Договор о ненападении между СССР и Германией и секретный дополнительный протокол: содержание, последствия и значение. | |||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | |||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: обеспечение восприятия и первичного усвоения знаний. Форма организации учебной деятельности обучающихся: самостоятельная работа обучающихся с учебником, составление хронологической таблицы. Планируемые результаты обучения Личностные результаты: гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, прошлое многонационального народа России; ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики. Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия базовые исследовательские действия: систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц); формулировать и обосновывать выводы; работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию. Предметные результаты понимать значимость России в мировых политических процессах ХХ в., уметь составлять описание событий накануне Второй мировой войны, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги. Деятельность преподавателя: Предлагает внимательно просмотреть видео РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6397/main/174370/ Даёт задание: Ознакомиться с информацией на стр. 135-142 учебника «Всеобщая история» и на стр. 281-282 учебника «История России». При изучении внимание обратить на следующие вопросы: 1. Аншлюс Австрии (12 марта 1938 г.). 2. Чехословацкий кризис. Мюнхенская конференция и ее последствия. 3. Англо-франко-советские (Московские) переговоры (июнь–август 1939 г.). 4. Договор о ненападении между СССР и Германией и секретный дополнительный протокол: содержание, последствия и значение. 2) Индивидуальное задание. Пользуясь интернет-ресурсами, подготовить сообщение на тему «Аншлюс Германией Австрии и его последствия». 3) Систематизировать информацию о важнейших событиях международных отношений конца 1930-х годов в виде хронологической таблицы. Основные события международных отношений конца 1930-х гг.
Деятельность обучающихся: Читают материал учебников. Обучающийся-докладчик, пользуясь интернет-ресурсами, готовит сообщение, затем выступает с краткими сообщением. Заполняют хронологическую таблицу (Приложение 2). | |||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверить первичное усвоение новых знаний, закрепить новый материал. Виды учебной деятельности 1.Аналитическая беседа Метод обучения: диалогический Деятельность преподавателя: Задаёт вопросы: Как развивалась агрессия Германии в Европе? Какова была реакция великих держав на аншлюс Германией Австрии? Какая крупная страна официально осудила аншлюс Германией Австрии? По каким причинам стал возможен аншлюс Германией Австрии? В чём состояли причины, заставлявшие западные державы придерживаться политики умиротворения агрессора? Посмотрите на изображение и объясните, в чем состоял Судетский кризис (Приложение 3).
Почему «мюнхенская политика» Англии и Франции потерпела крах? В чём состояла главная ошибка сторонников этой политики? Какое из государств выиграло в наибольшей степени от дипломатических интриг? Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы остановить агрессию Германии? Чем закончились переговоры в Москве между СССР, Францией и Великобританией о заключении пакта о взаимной помощи? Почему в августе 19839 г. СССР заключил договор о ненападении с Германией и подписал секретный протокол к нему? Как вы считаете, насколько этот шаг был обоснован? Деятельность обучающихся: Обучающиеся ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты. 2.Работа с понятиями Деятельность преподавателя: Даёт задание: Ознакомившись с информацией учебника при заполнении таблиц и сообщениями обучающихся, объясните понятия: «политика умиротворения», «система коллективной безопасности в Европе», «аншлюс Австрии», «Судетский кризис», «Мюнхенское соглашение», «пакт Молотова-Риббентропа». Деятельность обучающихся: Объясняют понятия. Политика умиротворения – это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов, основана на уступках агрессору. Политика Великобритании и Франции в отношении нацистской Германии в 1933-1939 гг. Система коллективной безопасности в Европе - состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе. Аншлюс Австрии – насильственное включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12 марта 1938 года. Судетский кризис – политический кризис в Чехословакии, требование передать Германии Судетскую область, где значительную часть населения составляли этнические немцы. Мюнхенское соглашение – соглашение 1938 г. об отторжении части территории Чехословакии, подписанное главами правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии. Вошло в историю как Мюнхенский сговор. Пакт Молотова-Риббентропа – договор о ненападении между СССР и Германией, подписанный в Москве 23 августа 1939 г. наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом. | |||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | |||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: закрепить новый материал, проверить сформированность новых знаний, умений, навыков. Работа с исторической картой Деятельность преподавателя: Даёт задание: Используя историческую карту, охарактеризуйте важнейшие события, происходившие в Европе в конце 1930-х годов. Деятельность обучающихся: Работают с картой, находят на карте Германию, Австрию, Чехословакию, Москву и рассказывают о событиях конца 1930-х годов, связанных с ними (Приложение 4). | |||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков. Деятельность преподавателя: Даёт задание: 1.Прочтите отрывок из «Заявления Советского и Германского правительства» (1939 г.) (Приложение 5) и назовите дату, когда был подписан упоминаемый в заявлении договор: «После того, как Германское правительство и Правительство СССР подписанным сегодня договором окончательно урегулировали вопросы, возникшие в результате распада Польского государства и тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе, они в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, отвечала бы интересам всех народов». Деятельность обучающихся: Читают исторический документ, анализируют его, называют дату его составления. | |||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков. Деятельность преподавателя: Предлагает выполнить задания в формате ЕГЭ 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события: А) Мюнхенское соглашение; Б) англо-франко-советские переговоры в Москве; В) Пакт Молотова-Риббентропа; Г) аншлюс Австрии. Рассмотрите изображение и выполните задание. Какому событию посвящена данная карикатура? Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Ответ запишите в тетради. Деятельность обучающихся: В тетради выполняют задания в формате ЕГЭ, записывают ответы (Приложение 6). | |||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: развитие читательской грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций. Деятельность преподавателя: Даёт задание: - Прочитайте текст, отражающий мнение историка (Приложение 7), и ответьте на вопрос. Что помешало создать Антигитлеровскую коалицию? «С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того, чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо-франко-советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несёт главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожающей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счёт Советского Союза» (Якушевский А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М., 1989.– С. 267) Деятельность обучающихся: Изучают текст. Дают ответ на вопрос. | |||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: формирование целостной системы знаний по теме Деятельность преподавателя: Предлагает ответить на вопрос: Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну? Деятельность обучающихся: Дают ответ на вопрос. | |||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | |||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: выявление уровня освоения знаниями, коррекция пробелов Деятельность преподавателя: Знакомит с критериями оценивания выполнения заданий (Приложение 8). Предлагает выполнить задания (Приложение 9) с целью проверки приобретенных знаний. Задания Задания с выбором одного верного ответа 1. Когда произошел аншлюс Австрии? А) март 1939 г.; Б) март 1938 г.; В) сентябрь 1938 г.; Г) май 1939 г. 2. «Мюнхенский сговор» – это: А) согласие на передачу Судетской области Германии; Б) присоединение Австрии к Германии; В) захват Германией Саарского угольного бассейна; Г) выход Германии из Лиги Наций. 3. Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР летом 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе? А) заключение франко-германского соглашения о противодействии распространению коммунистической идеологии; Б) отказ Германии от планов нападения на Польшу; В) заключение СССР и США союза против Японии, приоритетность дальневосточного направления внешней политики для СССР; Г) срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы. Краткий ответ в виде выражения 4. Как называлась политика Великобритании и Франции отодвинуть угрозу собственной безопасности путем различных уступок Германии? 5. Как называлась область Чехословакии, на которую в 1938 г. свои претензии предъявила Германия? Задания с выбором нескольких правильных ответов 6. Какие страны участвовали в конференции в Мюнхене в 1938 г.? А) Германия; Б) СССР; В) Франция; Г) Великобритания; Д) Польша; Е) Италия. Анализ текстовых исторических источников 7. Прочтите отрывок из заявления наркома иностранных дел СССР. «Вступив в Лигу наций в целях организованного сотрудничества с другими миролюбивыми государствами, Советское правительство не упускало ни одного подходящего случая для рекомендации наиболее эффективных гарантий мира, каковые оно видело в организации региональных пактов о взаимной помощи против агрессоров. Советское правительство вступило на этот путь, заключив такой пакт с Францией и ______________. Имевшие место в течение последних четырёх лет нарушения международных обязательств по пакту Лиги и по Парижскому договору Бриана — Келлога, нападения одних государств на другие давали повод Советскому правительству выявлять его готовность принять активное участие во всех мероприятиях, направленных к организации коллективного отпора агрессору. Советское правительство при этом предостерегало, что международная пассивность и безнаказанность агрессии в одном случае фатально повлекут за собой повторение и умножение таких случаев. События международной жизни подтверждают правильность этих предостережений. Новое подтверждение они получили в совершённом военном вторжении в Австрию и насильственном лишении австрийского народа его независимости». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Заявление было сделано в 1920-е гг. 2. Описываемая в тексте политика Советского государства была направлена на создание системы коллективной безопасности. 3. В заявлении упомянута международная организация, созданная после Первой мировой войны для предотвращения новых войн. 4. Автор заявления — Г. В. Чичерин. 5. Пропущенное в тексте название страны — Польша. 6. В том же десятилетии, к которому относится данное заявление, советские добровольцы участвовали в гражданской войне в Испании. Установление причинно-следственных связей 8. Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор. Деятельность обучающихся: В тетради выполняют задания. Обменявшись тетрадями, сверяют выполненную работу с эталоном ответа (взаимопроверка) (Приложение 10). | |||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Деятельность преподавателя: Предлагает обучающимся проанализировать собственную учебную деятельность, оценить ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Обучающимся предлагается небольшая анкета (Приложение 11).
Деятельность обучающихся: Заполняют анкету, озвучивают ответы. | |||||||||||||||
Этап 5.2. Подведение итогов | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, поощрить обучающихся, оценить их работу Деятельность преподавателя: Возвращает к проблемному вопросу, к задачам занятия. Вернёмся к проблемному вопросу урока. Ответьте на вопрос. Было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе её можно было предотвратить? Оценивание работы обучающихся на занятии. Озвучивает оценки. Деятельность обучающихся: Обсуждают механизм предотвращения мирового конфликта. Высказывают своё мнение. Ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты. Делают вывод, что предотвращение войны зависело от создания системы коллективной безопасности. Система коллективной безопасности могла противостоять агрессивному блоку «Берлин – Рим – Токио» и обеспечить мир в Европе. Но включился не механизм мира, а механизм войны, приведший к глобальному конфликту. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожающей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих. Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счёт Советского Союза. | |||||||||||||||
Этап 5.3. Домашнее задание | |||||||||||||||
Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать обучающихся к выполнению домашнего задания. Деятельность преподавателя: Конкретизирует домашнее задание: Изучить материал §12 учебника «Всеобщая история» и с. 281-282 учебника «История России». Знать даты, уметь пояснять понятия. Ответить на вопросы 5-6 на с.143 учебника «Всеобщая история» (устно). Деятельность обучающихся: Записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты |
Приложение 1
Неоконченное предложение
Новые границы в Европе после Первой мировой войны определил подписанный в ходе Парижской мирной конференции … (Версальский договор).
Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов, – это … (план Дауэса).
План Дауэса предусматривал предоставление Германии … (займов).
Стабилизации международных отношений в 1920-е годы способствовал пакт … (Бриана-Келлога).
Раппальский договор был подписан между РСФСР и … (Германией).
В 1929 году на Гаагской конференции был принят план… (Юнга).
Гитлер пришёл к власти в Германии в … (1933 году).
В 1933 году Германия вышла из международной организации - … (Лиги Наций).
Народному фронту в Испании в годы гражданской войны оказывал поддержку … (СССР).
Политика невмешательства США в европейские дела и в вооружённые конфликты вне американского континента называется …. (изоляционизм).
Приложение 2
Основные события международных отношений конца 1930-х гг.
Дата | Событие | Последствия |
12 марта 1938 г. | Аншлюс Германией Австрии | Гитлер получил стратегический плацдарм для захвата Чехословакии и дальнейшего наступления в Юго-Восточной Европе и на Балканах, а также источники сырья, людские ресурсы и военные производства. Территория Германии увеличилась на 17%, население на 10% (на 6,7 млн человек. В состав вермахта были включены 6 сформированных в Австрии дивизий. |
30 сентября 1938 г. | Мюнхенское соглашение | Германия получила сначала Судетскую область со всеми укреплениями, сооружениями, путями сообщения, фабриками, заводами и огромным количеством вооружения, а весной 1939 г. оккупировала всю Чехию, расчленив на «протекторат» Чехии и Моравии. Словакия стала марионеточным государством под властью фашистов. Часть территории отошла Польше и Венгрии. Нацисты получили промышленный потенциал, что позволило им резко увеличить производство вооружений. Укрепилась уверенность Гитлера в том, что Англия и Франция не будут воевать и за другие страны Европы. |
Август 1939 г. | Англо-франко-советские (Московские) переговоры | Похоронена идея коллективной безопасности в Европе. Утрачена возможность остановить общими усилиями готовящееся нашествие вермахта на Польшу. |
23 августа 1939 г. | Советско-германский договор о ненападении. Секретный протокол | Ограничено продвижение Германии к советским границам. Советские границы отодвинуты на сотни километров на запад. Западная Украина вошла в состав УССР, Западная Белоруссия – в БССР. Отсрочено нападение Германии на СССР почти на два года, что позволило укрепить обороноспособность страны. Отношения Германии и Японии осложнились |
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
«После того, как Германское правительство и Правительство СССР подписанным сегодня договором окончательно урегулировали вопросы, возникшие в результате распада Польского государства и тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе, они в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, отвечала бы интересам всех народов». («Заявление Советского и Германского правительства» (1939 г.)
Приложение 6
Карикатура «Мюнхенский сговор», 1938. Кукрыниксы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Соглашение между Германией, Великобританией, Францией и Италией, которое предусматривало, что Чехословакия в течение 10 дней освободит и уступит Германии Судетскую область (Мюнхенское соглашение).
2. Обоснование, например: на карикатуре изображены представители Великобритании и Франции, которые «скармливают» Чехословакию Гитлеру в образе волка.
Может быть приведено другое обоснование.
Приложение 7
«С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того, чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо-франко-советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несёт главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожающей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счёт Советского Союза»
(Якушевский А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М., 1989.– С. 267)
Приложение 8
Критерии оценивания выполнения теста
За верное выполнение заданий 1–5 обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий 7, 8 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждый верный ответ.
За выполнение задания 6 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждую верно указанную букву.
Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную работу составляет 15.
Таблица перевода тестовых баллов в 5-балльную шкалу
Количество набранных баллов | Оценка |
1-4 | 1 |
5-7 | 2 |
8-10 | 3 |
11-13 | 4 |
14-15 | 5 |
Приложение 9
Задания
Задания с выбором одного верного ответа
1. Когда произошел аншлюс Австрии?
А) март 1939 г.;
Б) март 1938 г.;
В) сентябрь 1938 г.;
Г) май 1939 г.
2. «Мюнхенский сговор» – это:
А) согласие на передачу Судетской области Германии;
Б) присоединение Австрии к Германии;
В) захват Германией Саарского угольного бассейна;
Г) выход Германии из Лиги Наций.
3. Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР летом 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?
А) заключение франко-германского соглашения о противодействии распространению коммунистической идеологии;
Б) отказ Германии от планов нападения на Польшу;
В) заключение СССР и США союза против Японии, приоритетность дальневосточного направления внешней политики для СССР;
Г) срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы.
Краткий ответ в виде слова, выражения
4. Как называлась политика Великобритании и Франции отодвинуть угрозу собственной безопасности путем различных уступок Германии?
5. Как называлась область Чехословакии, на которую в 1938 г. свои претензии предъявила Германия?
Задания с выбором нескольких правильных ответов
6. Какие страны участвовали в конференции в Мюнхене в 1938 г.?
А) Германия;
Б) СССР;
В) Франция;
Г) Великобритания;
Д) Польша;
Е) Италия.
Анализ текстовых исторических источников
7. Прочтите отрывок из заявления наркома иностранных дел СССР.
«Вступив в Лигу наций в целях организованного сотрудничества с другими миролюбивыми государствами, Советское правительство не упускало ни одного подходящего случая для рекомендации наиболее эффективных гарантий мира, каковые оно видело в организации региональных пактов о взаимной помощи против агрессоров. Советское правительство вступило на этот путь, заключив такой пакт с Францией и ______________.
Имевшие место в течение последних четырёх лет нарушения международных обязательств по пакту Лиги и по Парижскому договору Бриана-Келлога, нападения одних государств на другие давали повод Советскому правительству выявлять его готовность принять активное участие во всех мероприятиях, направленных к организации коллективного отпора агрессору. Советское правительство при этом предостерегало, что международная пассивность и безнаказанность агрессии в одном случае фатально повлекут за собой повторение и умножение таких случаев. События международной жизни подтверждают правильность этих предостережений. Новое подтверждение они получили в совершённом военном вторжении в Австрию и насильственном лишении австрийского народа его независимости».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Заявление было сделано в 1920-е гг.
2. Описываемая в тексте политика Советского государства была направлена на создание системы коллективной безопасности.
3. В заявлении упомянута международная организация, созданная после Первой мировой войны для предотвращения новых войн.
4. Автор заявления — Г. В. Чичерин.
5. Пропущенное в тексте название страны — Польша.
6. В том же десятилетии, к которому относится данное заявление, советские добровольцы участвовали в гражданской войне в Испании.
Установление причинно-следственных связей
8. Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор.
Приложение 10
Эталон ответа
№ ответа | Верный ответ |
1 | Б |
2 | А |
3 | Г |
4 | Политика умиротворения |
5 | Судетская |
6 | А, В, Г, Е |
7 | 2,3,6 |
8 | Название договора: Договор о ненападении (или Пакт Молотова-Риббентропа) Причины: - Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности - Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке |
Приложение 11
Анкета для этапа рефлексии
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |