Технологическая карта урока истории по теме "Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг."

6
0
Материал опубликован 1 May в группе

Технологическая карта

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

 Илюхина Татьяна Владимировна

Место работы

 ГБОУ СПО ЛНР «Краснодонский горный колледж»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс 

первый курс СПО

Место урока

 второе занятие в теме «Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско-Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.»

Тема урока

Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. (2 часа)

Уровень изучения 

 базовый

Тип урока 

комбинированный урок

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

Метапредметные:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

Предметные:

устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов;

характеризовать их итоги, анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты / схемы, по истории России и зарубежных стран

Ключевые слова: фашизм, политика умиротворения агрессора, система коллективной безопасности в Европе, аншлюс Австрии, Судетский (Чехословацкий) кризис, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова-Риббентропа, Вторая мировая война

Краткое описание

Технологическая карта урока истории по теме «Предвоенный кризис в Европе» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

По программе СПО тема «Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.» входит в состав темы «Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско- Вашингтонская система. Мир в 1920-е -1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.», на которую отводится 6 часов.

Данная технологическая карта может использоваться на уроках истории в группах с базовым обучением, а также при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории. Изучение этой темы является актуальным в связи с ростом интереса к проблематике Второй мировой войны.

Методы: проблемный, поисковый, метод обучения в сотрудничестве, наглядный, словесный.

Виды деятельности обучающихся: самостоятельная работа с учебником, работа с исторической картой, составление хронологической таблицы, подготовка сообщения на заданную тему, анализ исторических документов, работа с изображениями, выполнение заданий в формате ЕГЭ.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Оборудование: ПК или мобильное устройство с выходом в Интернет

Материальное оснащение: учебник, тетради, исторические карты «Европа в межвоенный период», «Ликвидация Чехословакии», видеоурок РЭШ «СССР и мировое сообщество в 29-39 гг.», карикатура Кукрынистов «Мюнхенский сговор», 1939, исторические документы («Заявление Советского и Германского правительства» (1939 г.)), отрывок из научной статьи (Якушевский А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М., 1989. – С. 267), задания в формате ЕГЭ, итернет-ресурсы

Учебная литература

Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 –1945 годы: 10-й класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян. – М.: Просвещение, 2023.

Мединский В. Р., Торкунов А. В. История. История России. 1914 –1945 годы: 10-й класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – М.: Просвещение, 2023.

Дополнительная литература

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 228-229. URL: http://doc20vek.ru/taxonomy/term/650

ЭОР

Библиотека Гумер – гуманитарные науки [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. Загл. с экрана

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.window.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.fcior.edu.ru

Артизов А.Н., Кудряшов С.В. 1939 год. От «умиротворения» к войне». Статьи. СПб: Президентская библиотека. URL: https://www.prlib.ru/section/1298154 (дата обращения: 06.04.2023)

Мюнхенское соглашение, с дополнениями. 29 сентября 1938г. РГВА. Ф. 116к. Оп. 8. Д. 48. Л. 1-4. URL:https://www.prlib.ru/item/1294342 (дата обращения: 06.04.2023)

Советско-германский договор о ненападении. 23 августа 1939 г. АВП РФ. Ф. 3а. Оп. 1. П. 18. Д. 243. Л. 1-5. URL:https://www.prlib.ru/item/1293996(дата обращения: 07.04.2023)

Секретный дополнительный протокол о границе сфер интересов Германии и СССР. 23 августа 1939 г. АВП РФ. Ф. 3а. Оп. 1. П. 18. Д. 243. Л. 3-6, 10-11 URL: https://www.prlib.ru/item/1293992 (дата обращения: 07.04.2023)

Филитов А.М. «Мюнхенский сговор: историческая реальность и современные оценки». Статьи. СПб: Президентская библиотека. URL:https://www.prlib.ru/SECTION/1298153 (дата обращения: 06.04.2023)


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Дидактическая задача этапа: постановка проблемного вопроса, обеспечение мотивации, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности («надо» «могу»)

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная

Деятельность преподавателя:

Обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку

«Войну начинают не военные. Войну начинают политики».

У. Уэстморланд

К концу 30-х гг. XX в. в мире сложилась напряжённая обстановка, связанная с мировым экономическим кризисом, усилившая соперничество ведущих капиталистических стран. Правительства ряда государств, стремясь выйти из кризиса, перешли к агрессивной внешней политике.

Задаёт вопрос

Проблемный вопрос урока

Как вы думаете, было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе её можно было предотвратить?

Деятельность обучающихся

Высказывают предположения

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности обучающихся к работе над новой темой.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: работа в парах, индивидуальная

Работа в парах. Приём «Неоконченное предложение»

Деятельность преподавателя:

Преподаватель зачитывает незаконченные предложения:

Новые границы в Европе после Первой мировой войны определил подписанный в ходе Парижской мирной конференции …

Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов, это …

План Дауэса предусматривал предоставление Германии …

Стабилизации международных отношений в 1920-е годы способствовал пакт …

Раппальский договор был подписан между РСФСР и …

В 1929 году на Гаагской конференции был принят план…

Гитлер пришёл к власти в Германии в …

В 1933 году Германия вышла из международной организации - …

Народному фронту в Испании в годы гражданской войны оказывал поддержку …

Политика невмешательства США в европейские дела и в вооружённые конфликты вне американского континента называется …. Деятельность обучающихся

Записывают в тетрадях ответы, а затем, обменявшись тетрадями, сверяют с правильными ответами, которые сообщает преподаватель (Приложение 1).

Этап 1.3. Целеполагание

Дидактическая задача этапа: постановка цели и задач урока, обеспечение принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, ознакомление с планом работы, установка стратегии успеха.

Деятельность преподавателя:

- В соответствии с проблемой попытайтесь сформулировать цель и задачи нашего урока.

Деятельность обучающихся:

Совместно с преподавателем формулируют цель и задачи урока:

Цель: дать характеристику международным отношениям в конце 30-х гг. XX в.

Задачи:

определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг. ХХ в.;

охарактеризовать позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.

На уроке

мы узнаем:

основные даты и временные периоды принятия международных актов, договоров;

о важнейших событиях внешней политики СССР;

мы научимся:

характеризовать основные события, происходившие в мире в конце 1930-х гг. и давать им оценку;

сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;

работать с исторической картой;

решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний по основным событиям конца 1930-х годов;

мы сможем:

находить в предложенной информации главное,

определять причины и последствия исторических событий и явлений конца 1930-х годов;

оценивать роль исторических личностей в развязывании мирового конфликта.

оценивать свою работу и работу товарищей.

Деятельность преподавателя:

Знакомит с планом работы на уроке, перечнем рассматриваемых вопросов:

1. Аншлюс Австрии (12 марта 1938 г.).

2. Чехословацкий кризис. Мюнхенская конференция и ее последствия.

3. Англо-франко-советские (Московские) переговоры (июнь–август 1939 г.).

4. Договор о ненападении между СССР и Германией и секретный дополнительный протокол: содержание, последствия и значение.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 Дидактическая задача этапа: обеспечение восприятия и первичного усвоения знаний.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: самостоятельная работа обучающихся с учебником, составление хронологической таблицы.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству;

патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, прошлое многонационального народа России;

ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

базовые исследовательские действия: систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц); формулировать и обосновывать выводы;

работа с информацией: осуществлять анализ учебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию.

Предметные результаты

понимать значимость России в мировых политических процессах ХХ в.,

уметь составлять описание событий накануне Второй мировой войны,

устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги.

Деятельность преподавателя:

Предлагает внимательно просмотреть видео РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6397/main/174370/

Даёт задание:

Ознакомиться с информацией на стр. 135-142 учебника «Всеобщая история» и на стр. 281-282 учебника «История России». При изучении внимание обратить на следующие вопросы:

1. Аншлюс Австрии (12 марта 1938 г.).

2. Чехословацкий кризис. Мюнхенская конференция и ее последствия.

3. Англо-франко-советские (Московские) переговоры (июнь–август 1939 г.).

4. Договор о ненападении между СССР и Германией и секретный дополнительный протокол: содержание, последствия и значение.

2) Индивидуальное задание. Пользуясь интернет-ресурсами, подготовить сообщение на тему «Аншлюс Германией Австрии и его последствия».

3) Систематизировать информацию о важнейших событиях международных отношений конца 1930-х годов в виде хронологической таблицы.

Основные события международных отношений конца 1930-х гг.

Дата

Событие

Последствия













Деятельность обучающихся:

Читают материал учебников.

Обучающийся-докладчик, пользуясь интернет-ресурсами, готовит сообщение, затем выступает с краткими сообщением.

Заполняют хронологическую таблицу (Приложение 2).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

 Дидактическая задача этапа: проверить первичное усвоение новых знаний, закрепить новый материал.

Виды учебной деятельности

1.Аналитическая беседа

Метод обучения: диалогический

Деятельность преподавателя:

Задаёт вопросы:

Как развивалась агрессия Германии в Европе?

Какова была реакция великих держав на аншлюс Германией Австрии?

Какая крупная страна официально осудила аншлюс Германией Австрии?

По каким причинам стал возможен аншлюс Германией Австрии?

В чём состояли причины, заставлявшие западные державы придерживаться политики умиротворения агрессора?

Посмотрите на изображение и объясните, в чем состоял Судетский кризис (Приложение 3).

t1714512130aa.jpg

Почему «мюнхенская политика» Англии и Франции потерпела крах? В чём состояла главная ошибка сторонников этой политики?

Какое из государств выиграло в наибольшей степени от дипломатических интриг?

Как вы думаете, что нужно было сделать, чтобы остановить агрессию Германии?

Чем закончились переговоры в Москве между СССР, Францией и Великобританией о заключении пакта о взаимной помощи?

Почему в августе 19839 г. СССР заключил договор о ненападении с Германией и подписал секретный протокол к нему? Как вы считаете, насколько этот шаг был обоснован?

Деятельность обучающихся:

Обучающиеся ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты.

2.Работа с понятиями

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

Ознакомившись с информацией учебника при заполнении таблиц и сообщениями обучающихся, объясните понятия:

«политика умиротворения», «система коллективной безопасности в Европе», «аншлюс Австрии», «Судетский кризис», «Мюнхенское соглашение», «пакт Молотова-Риббентропа».

Деятельность обучающихся:

Объясняют понятия.

Политика умиротворения – это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов, основана на уступках агрессору. Политика Великобритании и Франции в отношении нацистской Германии в 1933-1939 гг.

Система коллективной безопасности в Европе - состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе.

Аншлюс Австрии – насильственное включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12 марта 1938 года.

Судетский кризисполитический кризис в Чехословакии, требование передать Германии Судетскую область, где значительную часть населения составляли этнические немцы.

Мюнхенское соглашение – соглашение 1938 г. об отторжении части территории Чехословакии, подписанное главами правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии. Вошло в историю как Мюнхенский сговор.

Пакт Молотова-Риббентропа – договор о ненападении между СССР и Германией, подписанный в Москве 23 августа 1939 г. наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Дидактическая задача этапа: закрепить новый материал, проверить сформированность новых знаний, умений, навыков.

Работа с исторической картой

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

Используя историческую карту, охарактеризуйте важнейшие события, происходившие в Европе в конце 1930-х годов.

Деятельность обучающихся:

Работают с картой, находят на карте Германию, Австрию, Чехословакию, Москву и рассказывают о событиях конца 1930-х годов, связанных с ними (Приложение 4).

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

 Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков.

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

1.Прочтите отрывок из «Заявления Советского и Германского правительства» (1939 г.) (Приложение 5) и назовите дату, когда был подписан упоминаемый в заявлении договор:

«После того, как Германское правительство и Правительство СССР подписанным сегодня договором окончательно урегулировали вопросы, возникшие в результате распада Польского государства и тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе, они в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, отвечала бы интересам всех народов».

Деятельность обучающихся:

Читают исторический документ, анализируют его, называют дату его составления.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 Дидактическая задача этапа: проверить сформированность новых знаний, умений, навыков.

Деятельность преподавателя:

Предлагает выполнить задания в формате ЕГЭ

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

А) Мюнхенское соглашение;

Б) англо-франко-советские переговоры в Москве;

В) Пакт Молотова-Риббентропа;

Г) аншлюс Австрии.

Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какому событию посвящена данная карикатура? Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Ответ запишите в тетради.

t1714512130ab.jpg

Деятельность обучающихся:

В тетради выполняют задания в формате ЕГЭ, записывают ответы (Приложение 6).

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Дидактическая задача этапа: развитие читательской грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций.

Деятельность преподавателя:

Даёт задание:

- Прочитайте текст, отражающий мнение историка (Приложение 7), и ответьте на вопрос.

Что помешало создать Антигитлеровскую коалицию?

«С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того, чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо-франко-советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несёт главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожающей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счёт Советского Союза»

(Якушевский А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М., 1989.– С. 267)

 Деятельность обучающихся:

Изучают текст. Дают ответ на вопрос.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

  Дидактическая задача этапа: формирование целостной системы знаний по теме  

Деятельность преподавателя:

Предлагает ответить на вопрос:

Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

 Деятельность обучающихся:

Дают ответ на вопрос.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Дидактическая задача этапа: выявление уровня освоения знаниями, коррекция пробелов

Деятельность преподавателя:

Знакомит с критериями оценивания выполнения заданий (Приложение 8).

Предлагает выполнить задания (Приложение 9) с целью проверки приобретенных знаний.

Задания

Задания с выбором одного верного ответа

1. Когда произошел аншлюс Австрии?

А) март 1939 г.;

Б) март 1938 г.;

В) сентябрь 1938 г.;

Г) май 1939 г.

2. «Мюнхенский сговор» – это:

А) согласие на передачу Судетской области Германии;

Б) присоединение Австрии к Германии;

В) захват Германией Саарского угольного бассейна;

Г) выход Германии из Лиги Наций.

3. Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР летом 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?

А) заключение франко-германского соглашения о противодействии распространению коммунистической идеологии;

Б) отказ Германии от планов нападения на Польшу;

В) заключение СССР и США союза против Японии, приоритетность дальневосточного направления внешней политики для СССР;

Г) срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы.

Краткий ответ в виде выражения

4. Как называлась политика Великобритании и Франции отодвинуть

угрозу собственной безопасности путем различных уступок Германии?

5. Как называлась область Чехословакии, на которую в 1938 г. свои

претензии предъявила Германия?

Задания с выбором нескольких правильных ответов

6. Какие страны участвовали в конференции в Мюнхене в 1938 г.?

А) Германия;

Б) СССР;

В) Франция;

Г) Великобритания;

Д) Польша;

Е) Италия.

Анализ текстовых исторических источников

7. Прочтите отрывок из заявления наркома иностранных дел СССР.

 «Вступив в Лигу наций в целях организованного сотрудничества с другими миролюбивыми государствами, Советское правительство не упускало ни одного подходящего случая для рекомендации наиболее эффективных гарантий мира, каковые оно видело в организации региональных пактов о взаимной помощи против агрессоров. Советское правительство вступило на этот путь, заключив такой пакт с Францией и ______________.

Имевшие место в течение последних четырёх лет нарушения международных обязательств по пакту Лиги и по Парижскому договору Бриана  — Келлога, нападения одних государств на другие давали повод Советскому правительству выявлять его готовность принять активное участие во всех мероприятиях, направленных к организации коллективного отпора агрессору. Советское правительство при этом предостерегало, что международная пассивность и безнаказанность агрессии в одном случае фатально повлекут за собой повторение и умножение таких случаев. События международной жизни подтверждают правильность этих предостережений. Новое подтверждение они получили в совершённом военном вторжении в Австрию и насильственном лишении австрийского народа его независимости».

 Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Заявление было сделано в 1920-е гг.

2.  Описываемая в тексте политика Советского государства была направлена на создание системы коллективной безопасности.

3.  В заявлении упомянута международная организация, созданная после Первой мировой войны для предотвращения новых войн.

4.  Автор заявления  — Г. В. Чичерин.

5.  Пропущенное в тексте название страны  — Польша.

6.  В том же десятилетии, к которому относится данное заявление, советские добровольцы участвовали в гражданской войне в Испании.

Установление причинно-следственных связей

8. Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор.

Деятельность обучающихся:

В тетради выполняют задания. Обменявшись тетрадями, сверяют выполненную работу с эталоном ответа (взаимопроверка) (Приложение 10).

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

 Дидактическая задача этапа: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Деятельность преподавателя:

Предлагает обучающимся проанализировать собственную учебную деятельность, оценить ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Обучающимся предлагается небольшая анкета (Приложение 11).

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. Материал урока мне был



активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Деятельность обучающихся:

Заполняют анкету, озвучивают ответы.

Этап 5.2. Подведение итогов

 Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, поощрить обучающихся, оценить их работу

Деятельность преподавателя:

Возвращает к проблемному вопросу, к задачам занятия.

Вернёмся к проблемному вопросу урока. Ответьте на вопрос.

Было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе её можно было предотвратить?

Оценивание работы обучающихся на занятии. Озвучивает оценки.

Деятельность обучающихся:

Обсуждают механизм предотвращения мирового конфликта. Высказывают своё мнение. Ведут диалог-обоснование своей точки зрения. Озвучивают свои варианты. Делают вывод, что предотвращение войны зависело от создания системы коллективной безопасности. Система коллективной безопасности могла противостоять агрессивному блоку «Берлин – Рим – Токио» и обеспечить мир в Европе. Но включился не механизм мира, а механизм войны, приведший к глобальному конфликту. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожающей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих. Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счёт Советского Союза.

Этап 5.3. Домашнее задание

 Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать обучающихся к выполнению домашнего задания.

Деятельность преподавателя:

Конкретизирует домашнее задание:

Изучить материал §12 учебника «Всеобщая история» и с. 281-282 учебника «История России». Знать даты, уметь пояснять понятия.

Ответить на вопросы 5-6 на с.143 учебника «Всеобщая история» (устно).

Деятельность обучающихся:

Записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты

 

Приложение 1

Неоконченное предложение

Новые границы в Европе после Первой мировой войны определил подписанный в ходе Парижской мирной конференции … (Версальский договор).

Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов, это … (план Дауэса).

План Дауэса предусматривал предоставление Германии … (займов).

Стабилизации международных отношений в 1920-е годы способствовал пакт … (Бриана-Келлога).

Раппальский договор был подписан между РСФСР и … (Германией).

В 1929 году на Гаагской конференции был принят план… (Юнга).

Гитлер пришёл к власти в Германии в … (1933 году).

В 1933 году Германия вышла из международной организации - … (Лиги Наций).

Народному фронту в Испании в годы гражданской войны оказывал поддержку … (СССР).

Политика невмешательства США в европейские дела и в вооружённые конфликты вне американского континента называется …. (изоляционизм).

Приложение 2

Основные события международных отношений конца 1930-х гг.

Дата

Событие

Последствия

12 марта 1938 г.

Аншлюс Германией Австрии

Гитлер получил стратегический плацдарм для захвата Чехословакии и дальнейшего наступления в Юго-Восточной Европе и на Балканах, а также источники сырья, людские ресурсы и военные производства. Территория Германии увеличилась на 17%, население на 10% (на 6,7 млн человек. В состав вермахта были включены 6 сформированных в Австрии дивизий.

30 сентября 1938 г.

Мюнхенское соглашение

Германия получила сначала Судетскую область со всеми укреплениями, сооружениями, путями сообщения, фабриками, заводами и огромным количеством вооружения, а весной 1939 г. оккупировала всю Чехию, расчленив на «протекторат» Чехии и Моравии. Словакия стала марионеточным государством под властью фашистов. Часть территории отошла Польше и Венгрии. Нацисты получили промышленный потенциал, что позволило им резко увеличить производство вооружений. Укрепилась уверенность Гитлера в том, что Англия и Франция не будут воевать и за другие страны Европы.

Август 1939 г.


Англо-франко-советские (Московские) переговоры

Похоронена идея коллективной безопасности в Европе. Утрачена возможность остановить общими усилиями готовящееся нашествие вермахта на Польшу.

23 августа 1939 г.

Советско-германский договор о ненападении. Секретный протокол

Ограничено продвижение Германии к советским границам. Советские границы отодвинуты на сотни километров на запад. Западная Украина вошла в состав УССР, Западная Белоруссия – в БССР. Отсрочено нападение Германии на СССР почти на два года, что позволило укрепить обороноспособность страны. Отношения Германии и Японии осложнились


Приложение 3

t1714512130aa.jpg


Приложение 4

t1714512130ac.jpg


Приложение 5

«После того, как Германское правительство и Правительство СССР подписанным сегодня договором окончательно урегулировали вопросы, возникшие в результате распада Польского государства и тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе, они в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, отвечала бы интересам всех народов». («Заявление Советского и Германского правительства» (1939 г.)


Приложение 6

t1714512130ab.jpg

Карикатура «Мюнхенский сговор», 1938. Кукрыниксы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1.  Соглашение между Германией, Великобританией, Францией и Италией, которое предусматривало, что Чехословакия в течение 10 дней освободит и уступит Германии Судетскую область (Мюнхенское соглашение).

2.  Обоснование, например: на карикатуре изображены представители Великобритании и Франции, которые «скармливают» Чехословакию Гитлеру в образе волка.

Может быть приведено другое обоснование.

Приложение 7

«С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того, чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо-франко-советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну… Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несёт главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожающей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих… Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счёт Советского Союза»

(Якушевский А. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М., 1989.– С. 267)


Приложение 8

Критерии оценивания выполнения теста

За верное выполнение заданий 1–5 обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 7, 8 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждый верный ответ.

За выполнение задания 6 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Обучающийся получает по 1 баллу за каждую верно указанную букву.

Таким образом, максимальное количество баллов за правильно выполненную работу составляет 15.

Таблица перевода тестовых баллов в 5-балльную шкалу

Количество набранных баллов

Оценка

1-4

1

5-7

2

8-10

3

11-13

4

14-15

5


Приложение 9

Задания

Задания с выбором одного верного ответа

1. Когда произошел аншлюс Австрии?

А) март 1939 г.;

Б) март 1938 г.;

В) сентябрь 1938 г.;

Г) май 1939 г.

2. «Мюнхенский сговор» – это:

А) согласие на передачу Судетской области Германии;

Б) присоединение Австрии к Германии;

В) захват Германией Саарского угольного бассейна;

Г) выход Германии из Лиги Наций.

3. Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР летом 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?

А) заключение франко-германского соглашения о противодействии распространению коммунистической идеологии;

Б) отказ Германии от планов нападения на Польшу;

В) заключение СССР и США союза против Японии, приоритетность дальневосточного направления внешней политики для СССР;

Г) срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы.

Краткий ответ в виде слова, выражения

4. Как называлась политика Великобритании и Франции отодвинуть угрозу собственной безопасности путем различных уступок Германии?

5. Как называлась область Чехословакии, на которую в 1938 г. свои претензии предъявила Германия?

Задания с выбором нескольких правильных ответов

6. Какие страны участвовали в конференции в Мюнхене в 1938 г.?

А) Германия;

Б) СССР;

В) Франция;

Г) Великобритания;

Д) Польша;

Е) Италия.

Анализ текстовых исторических источников

7. Прочтите отрывок из заявления наркома иностранных дел СССР.

 «Вступив в Лигу наций в целях организованного сотрудничества с другими миролюбивыми государствами, Советское правительство не упускало ни одного подходящего случая для рекомендации наиболее эффективных гарантий мира, каковые оно видело в организации региональных пактов о взаимной помощи против агрессоров. Советское правительство вступило на этот путь, заключив такой пакт с Францией и ______________.

Имевшие место в течение последних четырёх лет нарушения международных обязательств по пакту Лиги и по Парижскому договору Бриана-Келлога, нападения одних государств на другие давали повод Советскому правительству выявлять его готовность принять активное участие во всех мероприятиях, направленных к организации коллективного отпора агрессору. Советское правительство при этом предостерегало, что международная пассивность и безнаказанность агрессии в одном случае фатально повлекут за собой повторение и умножение таких случаев. События международной жизни подтверждают правильность этих предостережений. Новое подтверждение они получили в совершённом военном вторжении в Австрию и насильственном лишении австрийского народа его независимости».

 Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1.  Заявление было сделано в 1920-е гг.

2.  Описываемая в тексте политика Советского государства была направлена на создание системы коллективной безопасности.

3.  В заявлении упомянута международная организация, созданная после Первой мировой войны для предотвращения новых войн.

4.  Автор заявления  — Г. В. Чичерин.

5.  Пропущенное в тексте название страны  — Польша.

6.  В том же десятилетии, к которому относится данное заявление, советские добровольцы участвовали в гражданской войне в Испании.

Установление причинно-следственных связей

8. Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить этот договор.


Приложение 10

Эталон ответа

ответа

Верный ответ

1

Б

2

А

3

Г

4

Политика умиротворения

5

Судетская

6

А, В, Г, Е

7

2,3,6

8

Название договора: Договор о ненападении (или Пакт Молотова-Риббентропа)

Причины:

- Нежелание Англии и Франции создавать в Европе систему коллективной безопасности

- Боязнь СССР оказаться в состоянии войны на два фронта из-за усиления Японии на Дальнем Востоке


Приложение 11

Анкета для этапа рефлексии

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. Материал урока мне был



активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.