Технологическая карта урока ИЗО "Искусство Гжели", 5 класс
« Искусство Гжели»
Технологическая карта урока
Учитель | |
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | комбинированный |
Тема урока | Гжель. Истоки и современное развитие промысла |
Цель урока | 1) Познакомить с народным промыслом – «гжель», с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа. 2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности. 3) прививать любовь и уважение к труду мастеров техники гжель, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус. |
Основные термины, понятия | Гжельская керамика, гжельская майолика, мазок, растительный орнамент |
Планируемый результат
Личностные | Сформировать: -уважительное отношение к культуре и искусству своей страны; -коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; -потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; -умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Метапредметные | Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Предметные | Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с росписью осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции; осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная работа Работа в группах Индивидуальная работа | Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская Образцы посуды с гжельской росписью, таблицы, альбом, краски, бумажные тарелочки |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
Организация на урок Проверка ранее изученного. Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; Открытие новых знаний Цели: - организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием Включение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: - Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. - Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Самостоятельная работа. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - Зафиксировать новое содержание урока; - Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. -Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, наличие принадлежностей. Ребята, а давайте с вами вспомним, с какими народными художественными промыслами мы познакомились на прошлом уроке, чему научились. ( Слайд 2,3,4) Сейчас я буду показывать картинки с игрушками, а вы называть промысел и отвечать откуда она родом. - Родина Каргопольской игрушки (Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н). - Родина Филимоновской игрушки (Тульская обл., д. Филимоново) - Родина Дымковской игрушки (Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров) (слайд 5 –ответы) -Ответьте, как называется профессия человека, изготавливающего игрушки? ( Слайд 6) - Профессия изготовления игрушек (игр. Дел мастер, игрушечник).
Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения. И сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним народным промыслом. Чтобы узнать его название нужно расставить карточки разных оттенков синего по возрастанию насыщенности синего цвета. -Кто смелый пойдет и поставит их. Начать с белого. - Иди ……… Мы их переворачиваем и читаем название промысла. Правильно- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока «Искусство Гжели». ( Слайд 7,8-стихотворение о гжели) - Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей). - Итак, ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла. 3) выполним роспись тарелочки по мотивам ГЖЕЛИ ( Слайд 9) Вступительное слово учителя: вы знаете, что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился? (Сообщение - выступление ученицы – приложение 2) -Почему рисунок синий? ( Слайд 10) Виды керамики ( Слайд 11-27) Подготовка к творческой работе. Мотивы росписи ( Слайд 27-учебник) Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном. -Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. О гжельской розе «агашке»вам расскажет __. (слайд 28) Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют). (слайд 29-32) - Мастера, расписывая изделия, используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти обмакивают в синюю краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ) 2) Четкие мазки с разным нажимом кисти 3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики) Практическая часть. (Напомнить о правильной работе с художественными материалами. А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на тарелочке. Готовые работы закрепляем на нашей полочке! Ребята, посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается? Оценивание работ. Анализ работ. (Приложение 3) Закрепление изученного (тест –слайд 34-37) - Родина Гжели (1.Московская область) - В слове «Гжель» слышится слово (2. жечь) - Роспись Гжели выполняется (2. Кобальтом) Что нового сегодня на уроке вы узнали? Чему вы научились? Домашнее задание: подготовить сообщение о новом промысле (Городецком) найдите загадки, поговорки о народных промыслах. Рефлексия. (Приложение 4) -Ребята у вас лежат на партах лепестки белые и синие. Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток синего цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите белый лепесток. Давайте составим цветы и увидим результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока. | Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Отвечают на вопросы Отвечают на вопрос Выходят к доске, повторяют холодные цвета, выбирают необходимые карточки, составляют слово «Гжель» (Приложение 1) Осознанно слушают Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке Осознанно слушают Под руководством учителя выявляют место затруднения Участие в беседе Ученики выбирают или придумывают мотив рисунка, который будет выполнен в стиле гжельской росписи Слушают и выполняют задания; Отвечают на вопросы | ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Приложение 1
Приложение 2
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары.
Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века
Название Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти всё население деревень занималось керамикой. Таких деревень там сейчас 32. Сама Гжель - лишь одна из них. Это - обычное подмосковное село.
Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала 14 века.
Гжельскую розу часто называют агашкой. История этого названия такова. Роспись по фарфору в основном выполняли простые заводские работницы, из крестьянок. Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы - листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья - оно было очень модным и распространенным, - отсюда-то и пошло название «агашка».
Приложение 3
Приложение 4
презентация к урокуPPT / 13.76 Мб
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна