Технологическая карта урока ИЗО "Искусство Гжели", 5 класс

5
2
Материал опубликован 21 August

« Искусство Гжели»

Технологическая карта урока

Учитель

Сартасова Любовь Михайловна

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Гжель. Истоки и современное развитие промысла

Цель урока

1) Познакомить с народным промыслом – «гжель», с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.

2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

3) прививать любовь и уважение к труду мастеров техники гжель, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.

Основные термины, понятия

Гжельская керамика, гжельская майолика, мазок, растительный орнамент

Планируемый результат



Личностные

Сформировать:

-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны;

-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;

-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

-умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности



Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).



Предметные

Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с росписью

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;

осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская

Образцы посуды с гжельской росписью, таблицы, альбом, краски, бумажные тарелочки


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организация на урок


Проверка ранее изученного.












Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;









Открытие новых знаний

Цели:

- организовать усвоение учащимися нового

способа действия с проговариванием


Включение в систему знаний и повторений.

Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.




Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Самостоятельная работа.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку



Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку, наличие принадлежностей.

Ребята, а давайте с вами вспомним, с какими народными художественными промыслами мы познакомились на прошлом уроке, чему научились. ( Слайд 2,3,4)

Сейчас я буду показывать картинки с игрушками, а вы называть промысел и отвечать откуда она родом.

- Родина Каргопольской игрушки (Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).

- Родина Филимоновской игрушки (Тульская обл., д. Филимоново)

- Родина Дымковской игрушки (Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров) (слайд 5 –ответы)

-Ответьте, как называется профессия человека, изготавливающего игрушки? ( Слайд 6)

- Профессия изготовления игрушек (игр. Дел мастер, игрушечник).

Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.

И сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним народным промыслом. Чтобы узнать его название нужно расставить карточки разных оттенков синего по возрастанию насыщенности синего цвета.

-Кто смелый пойдет и поставит их. Начать с белого.

- Иди ……… Мы их переворачиваем и читаем название промысла. Правильно- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока «Искусство Гжели». ( Слайд 7,8-стихотворение о гжели)

- Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).

- Итак, ребята, мы с вами:

1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением.

2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.

3) выполним роспись тарелочки по мотивам ГЖЕЛИ

( Слайд 9)

Вступительное слово учителя: вы знаете, что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?

(Сообщение - выступление ученицы – приложение 2)

-Почему рисунок синий? ( Слайд 10)

Виды керамики ( Слайд 11-27)


Подготовка к творческой работе.

Мотивы росписи ( Слайд 27-учебник)

Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы).

Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

О гжельской розе «агашке»вам расскажет __. (слайд 28)

Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют). (слайд 29-32)

- Мастера, расписывая изделия, используют технические приемы росписи:

1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти обмакивают в синюю краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)


Практическая часть.

(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.

А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на тарелочке.

Готовые работы закрепляем на нашей полочке!

Ребята, посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?



Оценивание работ. Анализ работ. (Приложение 3)

Закрепление изученного (тест –слайд 34-37)

- Родина Гжели (1.Московская область)

- В слове «Гжель» слышится слово (2. жечь)

- Роспись Гжели выполняется (2. Кобальтом)

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Чему вы научились?

Домашнее задание:

подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)

найдите загадки, поговорки о народных промыслах.



Рефлексия. (Приложение 4)

-Ребята у вас лежат на партах лепестки белые и синие.

Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток синего цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите белый лепесток. Давайте составим цветы и увидим результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока.

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Отвечают на вопросы















Отвечают на вопрос



Выходят к доске, повторяют холодные цвета, выбирают необходимые карточки, составляют слово «Гжель» (Приложение 1)




Осознанно слушают


Формулируют

задачи, которые предстоит решить на уроке




Осознанно слушают






Под руководством учителя выявляют место затруднения



Участие в беседе





Ученики выбирают или придумывают мотив рисунка, который будет выполнен в стиле гжельской росписи


Слушают и выполняют задания;



Отвечают на вопросы

ЛУУД:

действие смыслообразования.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места



КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли



РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)

ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

















Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.

Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь слушать и слышать (КУУД)

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)


Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД)

Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)

Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд)

Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать







Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

(РУУД)








Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)



Приложение 1

t1724218003aa.jpgt1724218003ab.jpg

Приложение 2

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары.

Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века

Название Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти всё население деревень занималось керамикой. Таких деревень там сейчас 32. Сама Гжель - лишь одна из них. Это - обычное подмосковное село.
Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала 14 века.

Гжельскую розу часто называют агашкой. История этого названия такова. Роспись по фарфору в основном выполняли простые заводские работницы, из крестьянок. Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы - листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья - оно было очень модным и распространенным, - отсюда-то и пошло название «агашка».

Приложение 3

t1724218003ad.png

Приложение 4​​​​​​​


презентация к урокуPPT / 13.76 Мб

t1724218003ae.jpg







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, отличная презентация!

21 August

Спасибо за прекрасную работу, Любовь Михайловна!

23 August