12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Болдырева Анастасия Валерьевна801 Россия, Кемеровская обл., Кемерово |
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Мастер изображения фантазирует. Фантастические звери»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе.
Тип урока: комбинированный
Тема урока | «Мастер изображения фантазирует. Фантастические звери.» |
Цель | Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение фантастического зверя. |
Задачи | Образовательные: 1) познакомить с различными фантастическими персонажами, животными из сказок, мифов; сформировать представления об особенностях изображения фантастических животных в архитектуре Санкт-Петербурга. 2) сформировать умение выполнять художественный рисунок; закрепить навыки работы с материалами, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать приемы работы штрихом, мазком.
Развивающие: способствовать расширению кругозора, композиционного и образного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии и др. Воспитательные: 1) способствовать воспитанию интереса к фантастическим образам животных в фольклоре и архитектуре; воспитывать аккуратность, бережного и уважительного отношения к культурному архитектурному наследию своего и других народов. 2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д. |
Планируемые результаты | Предметные: иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; знать уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности Формируемые УУД: личностные регулятивные коммуникативные познавательные |
Основные понятия | Животные, фантазия, единорог, кентавр, Змей Горыныч, птица Сирин, русалка. |
Межпредметные связи | Музыка, технология, русский язык, литература. |
Оборудование
| Оборудование учителя: слайдовая презентация: иллюстративный материал к вводной беседе; план практической работы; критерии оценок; Аудиозаписи: М.Глинка. Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила»; музыка А.. Шнитке, Э.Денисова. Видеофрагмент Оборудование учащихся: Материалы: альбомный лист; восковые мелки (краски). Инструменты: кисти. Приспособления: клеенка (или газета), баночка для воды, палитра. |
Литература, интернет-ресурсы | 1.Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы М. «Просвещение» 2.Методическое пособие «Изобразительное искусство» 1- 4 классы Издательство Просвещение Москва 2010. 3. Интернет ресурсы: |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | ||||||||
Предметные | УУД | |||||||||||
I. Организация класса на работу | 1 мин | |||||||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Сегодня урок у вас проведу я. - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
| Коммуникативные УУД; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им | ||||||||
II. Повторение пройденного материала | 2 мин. | |||||||||||
Анализ материала прошлого урока | - Каких животных вы изображали: реальных или фантастических? (Реальных, которые существуют в жизни) | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |||||||||
III. Формулирование темы урока, постановка цели | 3-5 мин. | |||||||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. | - Чем отличается реальные животные от фантастических? (Фантастические - яркие, красивые, удивительные) - Что необходимо изменить, чтобы реального зверя превратить в сказочного? (Изменить форму, использовать яркие цвета, добавить узоры) - Правильно. А еще можно соединять различные части от разных существ. - Итак, на наш урок снова приходит Мастер изображения и сегодня мы будем фантазировать вместе с ним. А тема нашего урока – Фантастические животные. - Вашу активную работу на уроке я буду оценивать жетонами. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. | |||||||||
IV. Усвоение новых знаний | (10-12 мин.) | |||||||||||
| 1. Вводная беседа - Мастер Изображения рисует не только, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия. - Откуда художник может брать фантастические образы? - Придумывать фантастические образы художника вдохновляет природа. - Например, Мастер Изображения увидел сильную и мудрую птицу и превратил ее в птицу Сирин – волшебную птицу счастья. - Из Индии явились такие мифические существа, как единорог, сирены-рыбы морские, имеющие от головы до чрева образ человеческий, а ниже – рыбий. Оттуда же пришли Сирин и Алконост. Образ крылатых дев оказался понятным, близким жителю Древней Руси, ведь по его понятиям, звери, птицы, растения мало чем отличались от человека и могли друг в друга превращаться, да и сам человек свободно мог стать зверем, птицей, растением. Потому-то попали в число любимых героев народного творчества Сирена – полурыба – получеловек. Сирины олицетворяли водную стихию, помогали орошению земли и прорастанию семян. По представлению наших предков крылатые девы ещё излечивали от болезней, предсказывали судьбу, а главное – приносили людям счастье. - Посмотрите, живого индюка можно увидеть в деревне. А вот нарядную дымковскую игрушку, похожую на индюка, придумал художник. - Царь зверей лев – могучий и мудрый. А загадочное существо, похожее на льва и на человека, сделано древним художником из камня или дерева. Герои древних мифов, фантастические существа населяют Санкт -Петербург. Скульпторы воплотили их в камне и бронзе, превратив в произведения искусства. Они живут на фасадах и крышах зданий, в городских парках и садах; на мостах и набережных рек и каналов Санкт – Петербурга. Одна из загадок о Санкт - Петербурге звучит так: «Что самое старое в городе?». Ответ: это сфинксы на пристани у Академии художеств, на Васильевском острове. Им уже более трех с половиной тысяч лет. - Когда-то эти сфинксы охраняли гробницу фараона – египетского царя. В Древнем Египте считали, что сфинксы отгоняют злых духов. Огромные каменные изваяния весят целых 25 тонн! На голове каждого из них накидка и корона – символы власти в Египте. - Посмотрите, какие животные входят в образ сфинкса? (Туловище льва, голова человека) - Свой неповторимый рисунок имеют решетки многих петербургских мостов. На некоторых из них можно увидеть сказочных морских и речных существ. - Каких фантастических существ вы знаете? Русалки – (др.-русск. Русалиа) – в мифологии славян – женское водяное существо, чаще вредоносное, в которое превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещеные дети. Русалки – девушки с рыбьим хвостом, с длинными распущенными зелеными волосами, которые они расчесывают золотым гребнем. Банковский мост – это один из уютнейших пешеходных мостиков в Санкт - Петербурге, его оформлением в 19-веке занимался знаменитый скульптор П.П. Соколов. Для банковского мостика он создал четыре скульптуры грифонов с огромными позолоченными крыльями. Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу и бдительность. Грифон изображался с головой и крыльями орла и телом льва, поэтому обладал качествами и царя зверей, и царя птиц. Видеофргамент 2. Объяснение последовательности выполнения практической работы - Ребята, выполнять рисунок вы можете любым материалом, и красками, и восковыми мелками. А) Составление краткого плана работы. План. Разметка рисунка фантастического животного карандашом на альбомном листе. Выполнение рисунка восковыми мелками или красками. Вывод: составленный план работы поможет нам выполнить аппликацию. -Но прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности работы с клеем и ножницами. - Ваши работы я буду оценивать в соответствии с критериями: 1. Творческий, фантазийный подход. 2. Красочность и аккуратность выполнения. Физминутка | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем разбираются в последовательности, составляют план практической работы, выполняют физминутку | Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) первичное ознакомление учащихся с мировой культурой;
| Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям других народов) | ||||||||
V. Организация рабочего места | 1-2 мин. | |||||||||||
- Посмотрите, всё ли у вас сейчас есть на столах для работы. Материалы: альбомный лист; восковые мелки (краски). Инструменты: кисти. Приспособления: клеенка (или газета), баночка для воды, палитра. | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. | Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | |||||||||
VI. Практическая работа | 20-25 мин. | |||||||||||
- Ваша задача отобразить в своей работе образ фантастического персонажа. Этот образ может быть одним из известных нам из сказок, а может быть придуман вами. Вдохновлять вас будет М.Глинка. Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила»; музыка А.. Шнитке, Э.Денисова. | Выполняют практическую работу самостоятельно. | Уметь: Использовать технику аппликации; Выполнять: — изображение, используя алгоритм; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения | |||||||||
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. | 3 мин. | |||||||||||
- Итак, все закончили? А теперь давайте устроим мини-выставку работ, посмотрим, насколько вы проявили свою фантазию. Выходит первый ряд, теперь второй ряд, и третий. - Вы большие молодцы! - Я думаю, вы все сегодня очень постарались и работы получились очень красивыми! - Вам удалось проявить свою фантазию и творчество. - Пятёрки получают те, кто изобразил наиболее интересного фантастического животного, выполнил работу в соответствии с критериями и планом, проявил творчество. Итог урока - С какими фантастическими героями мы сегодня встречались на уроке? - Как вы думаете, удалось ли нам выполнить запланированную работу? - Что вам больше всего понравилось? - Были ли трудности? Какие? | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. | ||||||||||
VIII. Уборка рабочих мест | 2 мин. | |||||||||||
- Посмотрите, чтобы на парте не осталось мусора. … пройдет и соберет мусор. | Наводят порядок на рабочем столе | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |