Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Загадки русские и якутские"
Технологическая карта урока литературы.
Тема урока. Загадки русские и якутские
Класс: 5
Цели урока: дать понятие о русском и якутском фольклоре; развивать речь учащихся; помочь использовать приобретенные знания для создания творческих работ, привить любовь к родному краю.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Методические приемы. Беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме, определение предложения, составление предложений по темам.
Используемые технологии: перспективно-опережающего обучения, сотрудничества.
Тип урока - закрепление полученных знаний.
Оборудование. Опорные конспекты, алгоритм, карточки с заданиями, презентация к уроку в виде слайдов, дидактический материал, «Карта достижений».
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) | ||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Напоминание о заполнении «Карты достижения» после каждого задания. | Демонстрируют готовность к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем | ||||||||||||||||
2. Актуализация знаний учащихся о фольклоре | Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста — губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве. Беседа по вопросам: 1. Что такое «фольклор»? 2. Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) - вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.) Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8. Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Сформулируйте цели нашего урока, пользуясь для этого опорными схемами. ЦЕЛЬ: 1) продолжим получать знания о ________________; 2) научимся правильно строить -------------- | Беседа с учащимися Проводим эту работу, чтобы быстро вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое. Если работа выполнена правильно, получится слово «молодец». | Познавательные: построение речевого высказывания Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: формулирование темы Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение выражать свои мысли | ||||||||||||||||
3. Развитие умения правильно строить смысловое высказывание | Беседа о малом жанре устного творчества — загадке. «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов). Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать. Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении. Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» — «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом — «Без имени» — согласятся все. Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели. Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность. Составление опорного конспекта «СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЗАГАДОК» Сходство всех четырех видов загадок — в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая — вопрос, вторая — ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума | Отвечают на вопросы. Правильно выстраивают свое смысловое высказывание, доказывая свою точку зрения Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: выражение своих мыслей; аргументация | ||||||||||||||||
4. Обучение составлению своей загадки. | 1. Загадка-иносказание. Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб — старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась: Стоит в лесу старичок, Надел красный колпачок. 2. Загадка-описание Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки: Бежит — бежит, шумит — шумит, а все никак не вытечет. (Река.) А теперь давайте познакомимся с якутскими загадками и переведем их на русский язык.
| Составление загадок в паре слабые учащиеся с сильными учащимися Правильное построение текста загадки. | Познавательные: выражение своих мыслей; умение применять пройденный материал на практике; аргументация. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: самоопределение | ||||||||||||||||
5. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. | - У нас всё замечательно получилось! Вы вспомнили сказки, басни, стихи и пословицы, вы убедились, как здорово работать, когда рядом единомышленники, которые трудятся с тобой в команде. Вы спорили, но и эти споры приводили к правильному решению. Если у вас остались вопросы, мы разберем их на следующем уроке (если есть время, то можно и на этом уроке) или вы прочитаете на стенде, правильные ответы туда поместят наши консультанты. Домашнее задание. Прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10). | Подведение итогов. Заполнение карт достижений. Оценка урока, своих возможностей. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: самоопределение | ||||||||||||||||
| | | |
Учитель: Петрова У.С.

