Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Загадки русские и якутские"

0
0
Материал опубликован 4 November

Технологическая карта урока литературы.

Тема урока. Загадки русские и якутские

Класс: 5

Цели урока: дать понятие о русском и якутском фольклоре; развивать речь учащихся; помочь использовать приобретенные знания для создания творческих работ, привить любовь к родному краю.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методические приемы. Беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме, определение предложения, составление предложений по темам.

Используемые технологии: перспективно-опережающего обучения, сотрудничества.

Тип урока - закрепление полученных знаний.

Оборудование. Опорные конспекты, алгоритм, карточки с заданиями, презентация к уроку в виде слайдов, дидактический материал, «Карта достижений».


Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Напоминание о заполнении «Карты достижения» после каждого задания.


Демонстрируют готовность к уроку


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем

2. Актуализация знаний учащихся о фольклоре

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста — губы, рот.)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) - вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.

Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цели нашего урока, пользуясь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

1) продолжим получать знания о ________________;

2) научимся правильно строить --------------



Беседа с учащимися






Проводим эту работу, чтобы быстро вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое.

Если работа выполнена правильно, получится слово «молодец».


Познавательные: построение речевого высказывания

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Познавательные: формулирование темы

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли


3. Развитие умения правильно строить смысловое высказывание

Беседа о малом жанре устного творчества — загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов).

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» — «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом — «Без имени» — согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

Составление опорного конспекта «СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЗАГАДОК»

Сходство всех четырех видов загадок — в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая — вопрос, вторая — ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума

Отвечают на вопросы. Правильно выстраивают свое смысловое высказывание, доказывая свою точку зрения





Высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Познавательные: выражение своих мыслей; аргументация


4. Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб — старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.

2. Загадка-описание

Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит — бежит, шумит — шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

А теперь давайте познакомимся с якутскими загадками и переведем их на русский язык.

Загадки на якутском языке

На русском языке

Муос сонноох мохчоохоон оҕонньор баар үһү. (собо)

Говорят, есть старичок Мохчоохоон с роговидной дохой. (карась)

Ураҕас төбөтүгэр ойуу-бичик баар үһү. (Куйуур)

Говорят, что узорчатое переплетеное на конце шеста привязано.(Рыболовный сак)

Быата суох тимир ыаҕас баар үһү. (Ойбон)

Железный туесок без веревки есть, говорят.( Прорубь)

Ымыйалаах кымыс быччас гына түспүт. (Ойбон)

Кумыс в большой чаше (кубке) вдруг выпучился (вздулся). (Прорубь)

Сыта уойар (кыыл) баар үһү. (Ойбон хайыҥа)

Говорят, есть нечто, что лежа жиреет. (Льдины около проруби)

Тааҕылаах убаһа, күннэтэ тура-тура, үҥкүрүйэр үһү. (Сүүр)

Говорят, со свалявшейся шерстью каждый день валяется. (Ледень)

Тойон киһи дьорос гына түспүт. (Анньыы)

Вытянулся в струнку важный господин. (Пешня)


Составление загадок в паре слабые учащиеся с сильными учащимися

Правильное построение текста загадки.


Познавательные: выражение своих мыслей; умение применять пройденный материал на практике; аргументация.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение



5. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.

- У нас всё замечательно получилось! Вы вспомнили сказки, басни, стихи и пословицы, вы убедились, как здорово работать, когда рядом единомышленники, которые трудятся с тобой в команде. Вы спорили, но и эти споры приводили к правильному решению. Если у вас остались вопросы, мы разберем их на следующем уроке (если есть время, то можно и на этом уроке) или вы прочитаете на стенде, правильные ответы туда поместят наши консультанты.

Домашнее задание.

Прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10).

Подведение итогов. Заполнение карт достижений. Оценка урока, своих возможностей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение









Учитель: Петрова У.С.

t1762212363aa.gift1762212363ab.png t1762212363ac.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.