Технологическая карта урока литературы в 5 классе: «Нравственные проблемы рассказа Л. Андреева «Петька на даче»»
Березина Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 31 г. Комсомольск-на-Амуре
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема урока: Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева «Петька на даче»
Класс: 5
Цели:
Ученик научится определять идейно-тематическое содержания произведения; определять нра
вственную проблематику рассказа.
Ученик сможет научиться навыкам аналитической работы с текстом и построения речевого высказывания
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Форма урока: урок-практикум
Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые методы, приемы формы: технология развивающего обучения
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал (приложение 1)
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять тему и проблему произведения, иметь представление о роли и значении
контраста как литературного приема.
Личностные: интерес к изучению литературы, способность к самооценке
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые
высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения.
Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
||||||||||
Организация начала урока 1 мин. |
Проверяет готовность учеников к уроку, настраивает на продуктивную работу на уроке |
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация учебной деятельности |
Словесный, метод мотивации учебной деятельности |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
||||||||||
Мотивация к учебной деятельности 7 мин Целеполагание Проверка домашнего задания |
Ребята, любите ли вы делать свои маленькие открытия, узнавать что-то новое, необычное? - Вспомните об одном из своих последних открытий. Расскажите, что нового узнали из книг, других источников информации - Сегодня на уроке мы попробуем сделать очередные открытия в безграничном мире художественной литературы и культуры. Начнем? Некоторые из вас получили индивидуальные задания и сейчас расскажут, что удалось узнать нового и интересного. - А вы внимательно слушайте и думайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке. - Какие чувства вы испытали при просмотре этих картин? Почему? (предполагаемые ответы детей: чувство сострадания, душевной боли, потому что на картинах изображены моменты, показывающие тяжелое детство детей в дореволюционной России.) - И еще одно маленькое открытие. Посмотрите на черно-белую фотографию 19 века. Знаком ли вам человек, изображенный на нем? (фото Ивана Андреева, парикмахера 19 века, прототипа главного героя рассказа) - Родион знает уже и сейчас расскажет вам. Итак, попробуйте связать воедино мозаику открытий ваших одноклассников и сформулируйте тему нашего урока. - На какие вопросы хотели бы получить ответы сегодня на уроке? - Что будем для этого делать? Я помогу вам обратить внимание на определенные эпизоды рассказа, расставить акценты, чтобы глубже понять замысел автора - Я предлагаю наглядно зафиксировать уже имеющиеся знания по теме на шкале и отмечать, как мы будем двигаться в своих открытиях. Итак, какие знания по теме у нас уже есть? - К чему должны прийти? Каков конечный пункт нашей работы? - Дома вы должны были прочитать рассказ «Петька на даче» и составить его план. - Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвало прочитанное произведение? - На какие части можно разделить рассказ? Прочитайте план, составленный дома |
Дети дают ответ на поставленные вопросы, рассказывают о своих « мини-открытиях» Индивидуальное задание «Экскурсия в картинную галерею» . Учащиеся рассматривают репродукции картин, слушают рассказ подготовленного ученика. Подготовленный ученик проводит краткую экскурсию в импровизированную картинную галерею (презентация), рассказывая о картинах В.Г.Перова «Тройка», В.Е.Маковского «Свидание» (репродукции картин на слайде) Индивидуальные задания: 3 подготовленных ученика читают наизусть фрагменты из рассказов А.П.Чехова «Спать хочется», «Ванька», Л.Андреева «Петька на даче». Учащиеся слушают и вспоминают, из какого произведения звучит фрагмент.
Сообщение подготовленного ученика о знаменитом парикмахере 19 века Иване Андрееве, прототипе героя в рассказе «Петька на даче» Определение темы урока совместно с учителем. Постановка учебной задачи на урок Уч- ся формулируют вопросы -Почему рассказ называется «Петька на даче? - Подробнее поговорить о главном герое, его жизни -думать, внимательно работать с текстом, рассуждать – делать новые открытия Вместе с учащимися фиксируем уже имеющиеся знания на шкале . Вместо физкультминутки учащиеся отыскивают развешанные по классу таблички и прикрепляют на шкалу знаний. Таблички: 1.Краткие сведения о писателе Л.Андрееве; 2.Рассказы А.П.Чехова о трудном детстве детей 19 века; 3.Содержание рассказа Л.Андреева «Петька на даче»; 4. Прототип главного героя в рассказе «Петька на даче» Какие нравственные проблемы поставил Л.Андреев в рассказе? Уч-ся читают план рассказа ( демонстрируется на слайде), обсуждают. Уч-ся отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают. |
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся Проблемный, метод фронтальной организации учащихся Прием шкалирования |
Личностные: нравственно-этическое оценивание Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выстраивать логичное устное высказывание. регулятивные: целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: контролируют учебные действия, оценивают свою работу; коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. |
||||||||||
4. Практикум. Аналитическая работа с текстом 15 мин |
- Для решения задач нашего урока, я предлагаю вам поработать в группах - Объединитесь в группы Каждая группа должная выполнить определённое задание, распределив между собой обязанности, а потом выступить с результатами своей работы. Группа 1: выборочно перечитать 1 часть рассказа, проанализировать эпизод «Жизнь Петьки в парикмахерской», заполнить таблицу по заданным параметрам, сделать вывод по своей работе Группа 2: вспомнить, выборочно перечитать, проанализировать и сравнить два эпизода: «Дорога Петьки на дачу» и обратно в город , заполнить таблицу по заданным параметрам, представить результаты своей работы. Группа 3: рассмотреть вторую часть текста, рассказывающую о жизни Петьки на даче. Заполнить таблицу, сделать вывод С какими словами у вас ассоциируется жизнь Петьки в парикмахерской (выберите подходящие таблички и закрепите на доске) …. Жизнь героя по дороге на дачу? …..его пребывание на даче в Царицыно? Как вы думаете, почему так резко противопоставлены город и дача и их цветовая гамма? В литературе этот прием называется контраст (определение на слайде) - Какое понимание хочет донести автор до читателя? (каким должно быть детство ребенка) - А каким, по-вашему, оно должно быть? (беззаботным, радостным, легким) - Продолжите фразу именем существительным «Детство – это…… мама, солнце, радость, счастье |
Работа в группах, распределение обязанностей, выборочная аналитическая работа с текстом по заданным параметрам, заполнение таблицы, подготовка к презентации своей работы.
Таблица заполняется учащимися каждой группы на основе анализа предложенного эпизода- Представление учащимися результатов своей работы, выборочное чтение фрагментов рассказа для подтверждения своих выводов, заполнение таблиц учащимися других групп; Отмечаем на шкале достижений свои результаты. |
Мини-исследование в группе. Проблемно-поисковый. Творческая деятельность. |
познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами, планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата. |
||||||||||
5. Подведение итогов урока 5 мин |
Давайте пополним копилку знаний - На какие размышления вывел нас автор? - Так какие же нравственные проблемы затронул автор в своем рассказе? - Какие открытия вы сделали, проанализировав содержание рассказа? Отметим свои достижения на шкале Возьмите правильные, по вашему мнению, слова и переместите их Что такое детство? Дом, счастье, беззаботность, любовь, красота. Дополните этот ряд своими словами |
Учащиеся отвечают, рассуждают, подводят итоги. (предполагаемые ответы детей: автор заставил задуматься о том, как должны люди относиться друг к другу; затронул тему милосердия, сострадания, чуткости, ответственности взрослых за судьбу детей) |
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы после завершения действия личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация познавательные:умение осуществлять сравнение, понимать проблему произведения коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли; умение представлять результат деятельности группы |
|||||||||||
6. Рефлексивно-оценочный этап. 5 мин |
Все ли вам удалось сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Что узнали новое для себя? Как вы оцениваете свою работу? Что было непонятным? трудным? |
Метод контроля, познавательно-рефлексивный |
Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли познавательные: смыслообразование (значение обучения) личностные: способность к самооценке |
|||||||||||
7. Домашнее задание. 3 мин |
Нарисовать обложку к рассказу Л.Андреева Допишите возможный финал рассказа |
Словесный, наглядный |
Приложение 1
Предполагаемые результаты работы 1 группы
Петька в парикмахерской
(мир города в рассказе Л.Андреева)
Внешность Петьки |
Ему 10 лет, маленькая, худая фигурка, стриженая голова, веснушчатый, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый, руки и шея грязные-прегрязные, на лице тоненькие морщинки |
Внутреннее состояние |
Он не знал, скучно ему или весело, но хотелось в другое место |
Поведение |
Выполнял скучные обязанности, подавал воду; |
Отношение к нему окружающих |
На него чаще всего кричали, наказывали, давали подзатыльники; посетители ему не сочувствовали |
Окружающая обстановка( парикмахерская, город, бульвар) |
Кругом грязь, неприятные запахи, пыльные серые деревья, серая тень, безжалостное солнце; в парикмахерской – тоже грязь, духота, треснувшее зеркало и мухи. |
Вопросы группе для обсуждения проделанной работы
Какие чувства у вас вызывает похожий на старичка мальчик?
Как вы думаете, сочувствует ли своему герою автор? Что вас в этом убедило? (описывает его с любовью, подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленькая фигурка, морщинки)
Какое слово очень часто повторяется при описании жизни Петьки в городе? (грязный)
Как вы думаете, «грязная жизнь» - это какая жизнь? Подберите синонимы. (неправильная, безнравственная)
Каким должно быть детство ребенка? Справедливо ли, что так безнравственна вокруг него жизнь?
Предполагаемые результаты работы 2 группы
Петька по дороге на дачу
Внешность Петьки |
Оторопелые глаза, лицо стало белым и блестящим, морщинки пропали, глаза перестали казаться сонными |
Внутреннее состояние |
Чувство возбужденности, нетерпения, боялся опоздать |
Поведение |
Толкал мать к двери, дергал за руку; прилип к окну, вертелся, перебегал с места на место |
Отношение окружающих |
Пассажиры отвечали ему улыбками |
Пейзаж, окружающая обстановка |
Голубое небо, беленькие радостные облачка, зелень лесов, игрушечная белая церковь |
Вопросы группе для обсуждения проделанной работы
Дорога назад в город
Сравните, какой была дорога Петьки с дачи.
(не вертелся, не смотрел в окно, сидел тихо, глаза были сонливы и апатичны)
2.Что осталось в памяти Петьки от недели на даче?
3.Какой картиной завершается рассказ ? Петька на даче
Предполагаемые результаты работы 3 группы
Петька на даче
Внешность Петьки |
Маленький веснушчатый носик, растолстел, помолодел |
Внутреннее состояние |
Вначале боялся, чувствовал себя слабым и беспомощным, затем вступил в полное соглашение с природой |
Поведение |
Бегал, улыбался, гулял, купался, исследовал окрестности, почувствовал себя как дома, копал червей, удил рыбу |
Отношение окружающих |
Доброжелательное (Митя), заинтересованное (барин); люди нарядные, веселые |
Пейзаж, окружающая обстановка |
Природа живая, чувствующая; светлые полянки, яркие цветы, темно-синее небо смеялось |
Вопросы группе для обсуждения проделанной работы
1.Что приобрел Петька на даче? (дом и детство)
2. Был ли он счастлив в эти дни?
фрагмент рассказа для заучивания наизусть ( А.П.Чехов «Спать хочется»)
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:
Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою.
Перед образом горит зеленая лампадка,через комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны.
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная иголка.
Выучить наизусть фрагмент рассказа (А.П.Чехов «Ванька»)
Он вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:
« А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяина огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают.А спать мне велят в сенях.Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности.
Выучить наизусть фрагмент рассказа Л.Андреев «Петька на даче»)
И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту.
Сообщение о прототипе главного героя Иване Андрееве
Иван Андреев родился в семье крепостных крестьян в Калужской губернии и с детства был привычен к тяжелому труду. Будучи еще совсем маленьким Ванятка легко управлялся с домашней скотиной и готовился стать достойной сменой отцу. Но семья все равно жила впроголодь – порой не было даже хлеба.
Чтобы выбраться из нищеты, в 1861 году родители отправили юного Ивана в Москву на заработки. Однажды Андреев столкнулся на улице со своим земляком, который отвел его в парикмахерскую к цирюльнику Артемову.
Ивана взяли учеником. Позже, став знаменитым парикмахером, Иван поделился воспоминаниями о своем детстве с писателем Леонидом Андреевым.
Время ученичества для Ивана Андреева стало настоящим адом. Спал он на полу, подложив под голову полено и накрывшись рваной шубейкой. Вставать надо было в 5 утра и идти за водой с тяжелыми ведрами. Ежедневно начищал до блеска сапоги своему хозяину. Ставил самовар, подметал и мыл пол, колол дрова, а потом учился парикмахерскому искусству, наблюдая во все глаза за тем, как мастера бреют и стригут, завивают локоны и укладывают бакенбарды.
И хозяин, и мастера постоянно «воспитывали» его при помощи кулаков, оплеух, подзатыльников. Однажды после очередных побоев он отлежал 2 месяца в больнице. Когда Иван Андреев вырос, он стал очень талантливым мастером, открыл собственную парикмахерскую, прославился во Франции, стал самым модным профессионалом Москвы.
Писатель Л.Андреев был потрясен, когда услышал о тяжелом детстве своего однофамильца, и использовал рассказанную историю, как основу для своего рассказа.