12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Березина Инна Владимировна27
1

Технологическая карта урока литературы в 5 классе: «Нравственные проблемы рассказа Л. Андреева «Петька на даче»»

Березина Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 31 г. Комсомольск-на-Амуре

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева «Петька на даче»

Класс: 5

Цели:

Ученик научится определять идейно-тематическое содержания произведения; определять нра

вственную проблематику рассказа.

Ученик сможет научиться навыкам аналитической работы с текстом и построения речевого высказывания

 Тип урока: урок формирования умений и навыков

Форма урока: урок-практикум

Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемые методы, приемы формы: технология развивающего обучения

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал (приложение 1)

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять тему и проблему произведения, иметь представление о роли и значении

контраста как литературного приема.

Личностные: интерес к изучению литературы, способность к самооценке

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые

высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения.

Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организация начала урока

1 мин.

Проверяет готовность учеников к уроку, настраивает на продуктивную работу на уроке

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация учебной деятельности

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Мотивация к учебной деятельности

7 мин

Целеполагание

Проверка домашнего задания

Ребята, любите ли вы делать свои маленькие открытия, узнавать что-то новое, необычное?

- Вспомните об одном из своих последних открытий. Расскажите, что нового узнали из книг, других источников информации

- Сегодня на уроке мы попробуем сделать очередные открытия в безграничном мире художественной литературы и культуры. Начнем?

Некоторые из вас получили индивидуальные задания и сейчас расскажут, что удалось узнать нового и интересного.

- А вы внимательно слушайте и думайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке.

- Какие чувства вы испытали при просмотре этих картин? Почему? (предполагаемые ответы детей: чувство сострадания, душевной боли, потому что на картинах изображены моменты, показывающие тяжелое детство детей в дореволюционной России.)

- И еще одно маленькое открытие.

Посмотрите на черно-белую фотографию 19 века. Знаком ли вам человек, изображенный на нем? (фото Ивана Андреева, парикмахера 19 века, прототипа главного героя рассказа)

- Родион знает уже и сейчас расскажет вам.

Итак, попробуйте связать воедино мозаику открытий ваших одноклассников и сформулируйте тему нашего урока.

- На какие вопросы хотели бы получить ответы сегодня на уроке?

- Что будем для этого делать?

Я помогу вам обратить внимание на определенные эпизоды рассказа, расставить акценты, чтобы глубже понять замысел автора

- Я предлагаю наглядно зафиксировать уже имеющиеся знания по теме на шкале и отмечать, как мы будем двигаться в своих открытиях. Итак, какие знания по теме у нас уже есть?

- К чему должны прийти? Каков конечный пункт нашей работы?

- Дома вы должны были прочитать рассказ «Петька на даче» и составить его план.

- Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвало прочитанное произведение?

- На какие части можно разделить рассказ?

Прочитайте план, составленный дома

Дети дают ответ на поставленные вопросы, рассказывают о своих « мини-открытиях»

Индивидуальное задание «Экскурсия в картинную галерею» .

Учащиеся рассматривают репродукции картин, слушают рассказ подготовленного ученика.

Подготовленный ученик проводит краткую экскурсию в импровизированную картинную галерею (презентация), рассказывая о картинах В.Г.Перова «Тройка», В.Е.Маковского «Свидание» (репродукции картин на слайде)

Индивидуальные задания: 3 подготовленных ученика читают наизусть фрагменты из рассказов А.П.Чехова «Спать хочется», «Ванька», Л.Андреева «Петька на даче».

Учащиеся слушают и вспоминают, из какого произведения звучит фрагмент.


 


 


 


 

Сообщение подготовленного ученика о знаменитом парикмахере 19 века Иване Андрееве, прототипе героя в рассказе «Петька на даче»

Определение темы урока совместно с учителем. Постановка учебной задачи на урок

Уч- ся формулируют вопросы

-Почему рассказ называется «Петька на даче?

- Подробнее поговорить о главном герое, его жизни

-думать, внимательно работать с текстом, рассуждать – делать новые открытия

Вместе с учащимися фиксируем уже имеющиеся знания на шкале . Вместо физкультминутки учащиеся отыскивают развешанные по классу таблички и прикрепляют на шкалу знаний. Таблички: 1.Краткие сведения о писателе Л.Андрееве; 2.Рассказы А.П.Чехова о трудном детстве детей 19 века; 3.Содержание рассказа Л.Андреева «Петька на даче»; 4. Прототип главного героя в рассказе «Петька на даче»

Какие нравственные проблемы поставил Л.Андреев в рассказе?

Уч-ся читают план рассказа ( демонстрируется на слайде), обсуждают.

Уч-ся отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
 

Прием шкалирования

Личностные: нравственно-этическое оценивание

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; выстраивать логичное устное высказывание.

регулятивные: целеполагание

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: контролируют учебные действия, оценивают свою работу;

коммуникативные:

вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

15 мин

- Для решения задач нашего урока, я предлагаю вам поработать в группах

- Объединитесь в группы

Каждая группа должная выполнить определённое задание, распределив между собой обязанности, а потом выступить с результатами своей работы.

Группа 1: выборочно перечитать 1 часть рассказа, проанализировать эпизод «Жизнь Петьки в парикмахерской», заполнить таблицу по заданным параметрам, сделать вывод по своей работе

Группа 2: вспомнить, выборочно перечитать, проанализировать и сравнить два эпизода: «Дорога Петьки на дачу» и обратно в город , заполнить таблицу по заданным параметрам, представить результаты своей работы.

Группа 3: рассмотреть вторую часть текста, рассказывающую о жизни Петьки на даче. Заполнить таблицу, сделать вывод

С какими словами у вас ассоциируется жизнь Петьки в парикмахерской (выберите подходящие таблички и закрепите на доске)

. Жизнь героя по дороге на дачу?

..его пребывание на даче в Царицыно?

Как вы думаете, почему так резко противопоставлены город и дача и их цветовая гамма?

В литературе этот прием называется контраст (определение на слайде)

- Какое понимание хочет донести автор до читателя? (каким должно быть детство ребенка)

- А каким, по-вашему, оно должно быть? (беззаботным, радостным, легким)

- Продолжите фразу именем существительным «Детство – это…… мама, солнце, радость, счастье

Работа в группах, распределение обязанностей, выборочная аналитическая работа с текстом по заданным параметрам, заполнение таблицы, подготовка к презентации своей работы.

Внешность Петьки

 

Внутреннее состояние героя в эпизоде

 

Поведение

 

Отношение к Петьке окружающих людей

 

Окружающая обстановка, пейзаж

 

Таблица заполняется учащимися каждой группы на основе анализа предложенного эпизода-

Представление учащимися результатов своей работы, выборочное чтение фрагментов рассказа для подтверждения своих выводов, заполнение таблиц учащимися других групп;

Отмечаем на шкале достижений свои результаты.

Мини-исследование в группе. Проблемно-поисковый. Творческая деятельность.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами, планирование учебного сотрудничества, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата.

5. Подведение итогов урока

5 мин

Давайте пополним копилку знаний

- На какие размышления вывел нас автор?

- Так какие же нравственные проблемы затронул автор в своем рассказе?

- Какие открытия вы сделали, проанализировав содержание рассказа?

Отметим свои достижения на шкале

Возьмите правильные, по вашему мнению, слова и переместите их

Что такое детство?

Дом, счастье, беззаботность, любовь, красота.

Дополните этот ряд своими словами

Учащиеся отвечают, рассуждают, подводят итоги. (предполагаемые ответы детей: автор заставил задуматься о том, как должны люди относиться друг к другу; затронул тему милосердия, сострадания, чуткости, ответственности взрослых за судьбу детей)

 

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы после завершения действия

личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация

познавательные:умение осуществлять сравнение, понимать проблему произведения

коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли; умение представлять результат деятельности группы

6. Рефлексивно-оценочный этап.
 

5 мин

Все ли вам удалось сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Что узнали новое для себя? Как вы оцениваете свою работу? Что было непонятным? трудным?

 

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли

познавательные: смыслообразование (значение обучения)

личностные: способность к самооценке
 

7. Домашнее задание.

3 мин

Нарисовать обложку к рассказу Л.Андреева

Допишите возможный финал

рассказа

 

Словесный, наглядный

 

Приложение 1

Предполагаемые результаты работы 1 группы

Петька в парикмахерской

(мир города в рассказе Л.Андреева)

Внешность Петьки

Ему 10 лет, маленькая, худая фигурка, стриженая голова, веснушчатый, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый, руки и шея грязные-прегрязные, на лице тоненькие морщинки

Внутреннее состояние

Он не знал, скучно ему или весело, но хотелось в другое место

Поведение

Выполнял скучные обязанности, подавал воду;

Отношение к нему окружающих

На него чаще всего кричали, наказывали, давали подзатыльники; посетители ему не сочувствовали

Окружающая обстановка( парикмахерская, город, бульвар)

Кругом грязь, неприятные запахи, пыльные серые деревья, серая тень, безжалостное солнце; в парикмахерской – тоже грязь, духота, треснувшее зеркало и мухи.


 

Вопросы группе для обсуждения проделанной работы

Какие чувства у вас вызывает похожий на старичка мальчик?

Как вы думаете, сочувствует ли своему герою автор? Что вас в этом убедило? (описывает его с любовью, подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленькая фигурка, морщинки)

Какое слово очень часто повторяется при описании жизни Петьки в городе? (грязный)

Как вы думаете, «грязная жизнь» - это какая жизнь? Подберите синонимы. (неправильная, безнравственная)

Каким должно быть детство ребенка? Справедливо ли, что так безнравственна вокруг него жизнь?


 


 

Предполагаемые результаты работы 2 группы

Петька по дороге на дачу

Внешность Петьки

Оторопелые глаза, лицо стало белым и блестящим, морщинки пропали, глаза перестали казаться сонными

Внутреннее состояние

Чувство возбужденности, нетерпения, боялся опоздать

Поведение

Толкал мать к двери, дергал за руку; прилип к окну, вертелся, перебегал с места на место

Отношение окружающих

Пассажиры отвечали ему улыбками

Пейзаж, окружающая обстановка

Голубое небо, беленькие радостные облачка, зелень лесов, игрушечная белая церковь


 

Вопросы группе для обсуждения проделанной работы

Дорога назад в город

Сравните, какой была дорога Петьки с дачи.

(не вертелся, не смотрел в окно, сидел тихо, глаза были сонливы и апатичны)

2.Что осталось в памяти Петьки от недели на даче?

3.Какой картиной завершается рассказ ? Петька на даче


 

Предполагаемые результаты работы 3 группы

Петька на даче

Внешность Петьки

Маленький веснушчатый носик, растолстел, помолодел

Внутреннее состояние

Вначале боялся, чувствовал себя слабым и беспомощным, затем вступил в полное соглашение с природой

Поведение

Бегал, улыбался, гулял, купался, исследовал окрестности, почувствовал себя как дома, копал червей, удил рыбу

Отношение окружающих

Доброжелательное (Митя), заинтересованное (барин); люди нарядные, веселые

Пейзаж, окружающая обстановка

Природа живая, чувствующая; светлые полянки, яркие цветы, темно-синее небо смеялось


 

Вопросы группе для обсуждения проделанной работы

1.Что приобрел Петька на даче? (дом и детство)

2. Был ли он счастлив в эти дни?


 


 

фрагмент рассказа для заучивания наизусть ( А.П.Чехов «Спать хочется»)

Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:

Баю-баюшки-баю,

А я песенку спою.

Перед образом горит зеленая лампадка,через комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны.

Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная иголка.

Выучить наизусть фрагмент рассказа (А.П.Чехов «Ванька»)

Он вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

« А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяина огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают.А спать мне велят в сенях.Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности.

Выучить наизусть фрагмент рассказа Л.Андреев «Петька на даче»)

И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту.

Сообщение о прототипе главного героя Иване Андрееве

Иван Андреев родился в семье крепостных крестьян в Калужской губернии и с детства был привычен к тяжелому труду. Будучи еще совсем маленьким Ванятка легко управлялся с домашней скотиной и готовился стать достойной сменой отцу. Но семья все равно жила впроголодь – порой не было даже хлеба.

Чтобы выбраться из нищеты, в 1861 году родители отправили юного Ивана в Москву на заработки. Однажды Андреев столкнулся на улице со своим земляком, который отвел его в парикмахерскую к цирюльнику Артемову.

Ивана взяли учеником. Позже, став знаменитым парикмахером, Иван поделился воспоминаниями о своем детстве с писателем Леонидом Андреевым.

Время ученичества для Ивана Андреева стало настоящим адом. Спал он на полу, подложив под голову полено и накрывшись рваной шубейкой. Вставать надо было в 5 утра и идти за водой с тяжелыми ведрами. Ежедневно начищал до блеска сапоги своему хозяину. Ставил самовар, подметал и мыл пол, колол дрова, а потом учился парикмахерскому искусству, наблюдая во все глаза за тем, как мастера бреют и стригут, завивают локоны и укладывают бакенбарды.

И хозяин, и мастера постоянно «воспитывали» его при помощи кулаков, оплеух, подзатыльников. Однажды после очередных побоев он отлежал 2 месяца в больнице. Когда Иван Андреев вырос, он стал очень талантливым мастером, открыл собственную парикмахерскую, прославился во Франции, стал самым модным профессионалом Москвы.

Писатель Л.Андреев был потрясен, когда услышал о тяжелом детстве своего однофамильца, и использовал рассказанную историю, как основу для своего рассказа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.