Технологическая карта урока литературного чтения «Нравственные проблемы в сказке Л. Муур "Крошка Енот"» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 1 September 2018

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

1.Тема : Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».

Тип урока : урок освоения новых знаний.

2.Результаты деятельности:

2.1.Личностные результаты: проявлять интерес к содержанию литературного произведения; понимать моральные нор – мы при оценке поступков героев литературного произведения; оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями произведения; понимание дружбы, сотрудничества в коллективе, взаимопомощи и поддержки.

2.2.Метапредметные результаты:

РУУД- выделять и формулировать познавательную цель; выбирать способы работы с текстом; проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий; самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой во внеурочное время; осуществлять самооценку своей деятельности.

ПУУД- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; искать и предоставлять найденную информацию; понимать структуру построения рассуждения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

КУУД- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; выражать своё мнение о проблемах, отражённых в произведении; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

2.3.Предметные результаты: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев; использовать интерпретации героев; устанавливать связи не высказанных в тексте на прямую; формулировать простые выводы ; соотносить героев с нравственными нормами.

3. Цель урока: - раскрыть нравственное содержание сказки;

освоить художественную идею произведения и раскрыть основную мысль текста;

формировать навык выразительного чтения, чтения по ролям;

составить структуру сюжета сказки;

развивать мышление, творческое воображение;

развивать литературную речь детей, включая их в различные речевые ситуации;

развивать умения формулировать проблему;

воспитывать уверенность в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми;

создать благоприятную атмосферу уважения и сотрудничества.

4.Технология достижения цели: технология деятельностного метода , проблемного обучения.

 

Ход урока

Этап урока

Цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организацион

ный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Встали все ровно! Сели!

- Ребята!

- Я улыбнусь Вам.

Вы улыбнитесь друг другу.

И подумайте : как хорошо,

Что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры,

Мы все здоровы.

- Что вы сегодня хотели пожелать друг другу?

- Мы будем оценивать вашу работу по критериям.

Приветствие учащихся.

Посадка.

Пожелания ребят.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний.(активизировать знания учащихся )

3. Постановка учебной задачи.

(определить тему и цель урока).

Постановка проблемы.

( принять постанов-

ку проблемы)

Подготовка к чтению.

(вспомнить правила выразительного чтения)

Первичное чтение по ролям.

(познакомить с литературным произведением)

- Ребята, вспомните как называется глава по которой работаем?

- Значит, нас ждут новые открытия!

- Так, что нас ждёт впереди? Выберите слова для ответа (слайд1) :

- читать

- считать

- размышлять

- решать

- общаться

- писать

- думать

- Какое произведение поможет решить эти задачи?

- Это тема урока. (слайд 2).

- Какие цели поставите перед собой на этом уроке? (слайд 3).

 

 

- Начнём с автора. Кто он?

- А вот наш литературовед Настя знает. Давайте, послушаем. (слайд 4)

 

- Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?

- Чтобы выяснить мы должны прочитать.

- Как должны прочитать, чтобы передать настроение и чувства героев?

- Будьте внимательны, чтобы после чтения доказать наши предположения и ответить на поставленные вопросы.

Ребята заранее подготовились к чтению произведения.

Глава «Вперёд по дороге открытий».

Выбирают слова, доказывая своё предположение.

Л. Муур «Крошка Енот».

Ставят цели к уроку :

- познакомиться с произведением;

- научиться выразительно читать;

- раскрыть содержание сказки.

Писатель или писательница.

Сообщение о Л. Муур.

Рассказ – сказка?

Выразительно, соблюдая интонацию, паузы меняя силу голоса, темп речи.

Читают по ролям :

автор, мама, обезьянка, Крошка Енот.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуациюспрогнозироватьпредстоящую деятельность.

Беседа по прочитанному.

(определить жанр произведения)

Словарная работа.

(уточнить знания детей о еноте)

Продолжение беседы по содержанию.

Словарная работа.

(уточнить знания о растении)

Выборочное чтение.

(находить отрывок к данному сюжету)

Физминутка.

(снятие усталости)

Продолжение беседы по содержанию.

(анализировать произведение, находить главную мысль)

Исследователь ская работа ( в группе).

(работать над композицией произведения)

 

Рефлексия.

(выяснить нравственный урок сказки)

Взаимооценива-ние.

(оценить свою работу по критериям)

Итоги урока.

(подвести итоги работы)

Домашнее задание.

( выбрать домашнее задание)

 

- Поделитесь своими впечатлениями. - - Понравилось?

- Начнём исследовать наше произведение.

- К какому жанру отнесём? Почему?

- Доказали? Справились с заданием?

 

- Почему сказка называется « Крошка Енот»?

- Кто такой Енот?

- А вот более точную информацию подготовил ученик Илья. (слайд 5)

- Какое важное событие произошло в жизни нашего героя?

- Вспомните, что является главным украшением вашего стола в день рождения?

- А у крошки Енота?

- Как вы представляете осоку?

 

- Соня приготовила сообщение об этом растении. Послушайте. (слайд 6)

 

- Сейчас интересное задание.

- Выберите нужный отрывок к слайду.

- Прочитайте найденный отрывок с такой интонацией, чтобы было понятно, что говорили и чувствовали герои. ( слайд )

- Справились с заданием?

Мы прочитали, глаза устали, проведём физминутку для глаз.

- Настоящему сказочному герою на пути к цели обязательно должны встретиться трудности и препятствия. Встретил ли их Крошка Енот?

- В какой момент удалось догадаться, кто сидит в пруду? Докажите словами, зачитав отрывок.

- Можно ли назвать Крошку Енота храбрецом?

- Конечно можно, так как он смог побороть свой страх. Он преодолевает препятствие и возвращается домой поумневшим и повзрослевшим на 1 год.

Кажется, сказка проста, но есть и сложности.

- О чём эта сказка?

- В тексте есть подсказка. Воспользуйтесь этим.

- Вы согласны с этим утверждением?

- Что нам помогает общаться друг с другом?

Это нам пригодится в исследовательской групповой работе.

- Вспомните композицию сказки. Сколько частей в сюжете?

 

- Как вы думаете, какое задание вам нужно сделать?

- Цель понятна?

 

Давайте, проверим ваши предположения.

- Выполнили задание? Достигли цели?

Наши помощники Д. Ватсон и Ш. Холмс постоянно в поиске и теряются в догадках : о ком эта сказка?

 

- А всегда ли мы нравимся себе? Почему?

Вот, сколько разных людей живут в нас.

Поэтому всегда нужно помнить, каков, тот человек, кто сидит у тебя внутри, в душе.

А. С. Пушкин сочинил прекрасные слова: Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

- А вы для себя какой урок вынесли?

- Чему научила вас сказка?

- Оцените свою работу на уроке по критериям, используя памятки.

- Выберите вопрос и ответьте на него.

- Довольны ли вы своей работой?

- Достигли поставленной цели?

- Что было интересно?

- Мне захотелось …

- Я понял, что …

- Выберите себе задание по желанию.

1. Перечитать сказку.

2. Прочитать сказку по ролям.

3. Сделать иллюстрацию к сказке.

4. Найти полную версию сказки и прочитать.

Ребята, я хотела бы вас поблагодарить за улыбки, за активное участие на уроке.

Да. Высказывают мнение о том, как прочитали.

Сказка. Особенности сказки: языковые средства, волшебные предметы, добро побеждает зло, волшебные помощники, сказочный злодей.

Енот главный герой и он маленький, добрый.

Сообщение о Еноте.

День рождения.

Торт, конфеты, …

Сладкая осока.

Сообщение.

Находят отрывок. Исправляют интонационные ошибки при чтении.

Да.

Выполняют упражнения для глаз.

Да, встретил. Его пугало отражение в воде.

Находят соответствующий отрывок, доказывая правильность.

Высказывают две точки зрения. Доказывают правильность рассуждений.

О Еноте, о дружбе, об улыбке.

Зачитывают. Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой.

Объясняют.

Улыбка, доброта, взаимопонимание.

1 часть – зачин;

2 часть – кульминация;

3 часть - развязка.

Найти начало и конец части, озаглавить её.

Составляют план.

1 часть – День рождения.

2 часть – Страх Енота.

3 часть - Улыбка.

Да.

Выдвигают версии: о животных, о людях.

Нет. Мы можем быть добрыми и злыми, весёлыми и грустными, …

Доброте, нужно улыбаться.

«5» - активно работал весь урок, хорошо читал.

«4» - работал хорошо, отвечал на вопросы, хорошо читал.

«…» - работал не очень хорошо, мало читал, читал с ошибками.

Отвечают на вопросы, подводят итоги урока.

Выбирают по их желанию.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).

УУД: познавательные (опираются на уже известное).

УУД: коммуникативные(учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

 

 

 

 

 

- Подбирали однокоренные слова по лексическому значению. Омофоны.

- Омоформы.

Несколько учащихся зачитывают каламбуры.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

3 минуты

Фронтальный опрос (встреча с Кощеем Бессмертным).

- Иван-Царевич появился перед Кощеем (Слайд 26), а тот говорит ему: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Давай мирно договоримся. Выполнишь последнее задание мое – забирай Елену-Прекрасную, а коли нет – голова твоя с плеч долой!”

– Делать нечего, согласился Иван.

(Слайд 27, 28)

- Что называют омонимами?

- В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Назовите виды омонимов.

-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

- А если не поняли – такой смайл:

(Приложение 3 - смайлики)

- Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу.

- Удивился Кощей Бессмертный нашим знаниям, не рассчитывал на это и решил отпустить возлюбленную Ивана.Открылась потайная дверь, и вышла Елена-Прекрасная. Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать.

А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

2 минуты

1). Учить записи в справочнике, письменно выполнить задания к тексту (у каждого лежит на столе – Приложение 4) – для всех.

2). Творческое задание (по желанию): составить каламбур+рисунки. (Слайд 29)

Запись учащимися задания в дневники.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.


1. Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.

1. Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.

1. Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот.
2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.
3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Дорога налево»:

Отгадайте загадки.

1. Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу.

ОТВЕТ_________________

2. Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

ОТВЕТ_________________

3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить.

ОТВЕТ_________________

«Дорога прямо»:

1.Прочитайте предложения. Ответьте устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? Назовите вид данных омонимов.

- Наконец мы нашли настоящий замок.

- Это была настоящая мука.

2. Вставьте пропущенные буквы,. Чем вы руководствовались при постановке гласных? Назовите вид омонимов.

Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.

3. Назовите омонимы, определите вид омонимии.

Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

«Дорога направо»:

-

Задание:Найдите омонимы и определите их вид.

1. - Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

ОТВЕТ_________________

2. Сев в такси, спросила такса:

- За проезд какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

Не берем совсем. Вот так-с!

ОТВЕТ_________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Прочитай текст, письменно выполни задания к нему.

Главное слово

Хотите, я расскажу вам сказку? Я слышала её от своей бабушки.

Есть на белом свете Золотая Дверь. Если её распахнуть пошире, то все люди на Земле будут счастливы.

И вот однажды к этой Двери съехались мальчики и девочки со всего света. Одни приехали из стран, где яркое небо, солнце и пальмы. Другие – с Крайнего Севера, где вечная мерзлота.

Дети окружили Золотую Дверь и увидели флажок. На нём было написано: «Чтобы Дверь открылась, нужно сказать главное слово».

Одна девочка сказала:

- Я живу в пустыне. Кругом один песок, горячий, как огонь. Вода встречается редко. А без воды жизни нет… Главное слово – вода!

Но Дверь не открывалась.

Тогда заговорил мальчик:

- В тех местах, где живу я, - настоящее царство мерзлоты. Много месяцев висит над землёй полярная ночь. Без света, без тепла мы бы давно погибли. Главное слово – огонь!

Но дверь и теперь не открылась.

Одна маленькая девочка прошептала:

- Я знаю! Это хлеб. Без него все умрут с голоду.

Дети с надеждой посмотрели на Дверь. Она была заперта.

И тогда мальчик уверенно проговорил:

- Я знаю это слово! Оно коротенькое, но самое важное. Это – МИР! Мир – это радость. Мир – это синее небо и жаркое солнце. Мир – это хлеб и вода. Мир – это счастливые люди.

Золотая Дверь торжественно распахнулась.

Кто главные герои сказки?

Откуда они приехали?

Зачем хотели дети открыть Золотую Дверь?

Что нужно было сделать для этого?

Какие слова дети считали главными?

Почему Дверь не открывалась?

Какое слово самое главное для всех детей на Планете? Почему?

Встретились ли вам в этом тексте омонимы? Выпишите их.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации