Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе «Интерпретация поэтического текста ( на примере русской и японской поэзии»).
Технологическая карта урока литературы в 7-ом классе
«Интерпретация поэтического текста ( на примере русской и японской поэзии»).
Класс:7
Предмет: литература
Тема: «Интерпретация поэтического текста (на примере русской и японской поэзии)»
Цели. совершенствование анализа лирического произведения, знакомство с особенностями японской поэзии
Задачи урока:
Познакомиться с особенностями японской поэзии ;
Отработать навыки сопоставительного анализа;
Продолжить работу с литературоведческими терминами;
Учить находить средства художественной выразительности и определять их роль в поэтическом тексте
Учить определять тему и основную мысль стихотворения
Способствовать развитию мышления, воображения
Активизировать познавательную деятельность, умение работать в группе;
Воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока
1.По дидактической цели: урок освоения новых знаний и закрепления изученного материала.
2.По способу организации: комбинированный.
3.По ведущему методу обучения: репродуктивный.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация к уроку.
Планируемые результаты.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Закрепят знания об анализе поэтического текста 2. Научатся выявлять особенности русской и японской поэзии. 3. Продолжат совершенствовать навыки анализа поэтического текста. 4. Закрепят знания в области теоретико-литературных понятий. 5.Попробуют написать хокку самостоятельно. | 1.Результативные: организуют рабочее место, учатся умению формулировать тему урока и цель. 2.Познавательные: учащиеся сравнивают, обобщают, анализируют. 3. Коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками, умеют выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, развивают умение работать в группе. 4.Межпредметные: связывают между собой знания по литературе и музыкальному искусству. | 1.Стремятся к речевому самосовершенствованию. 2.Совершенствуют умение чувствовать красоту и выразительность речи. 3. Создают собственный поэтический текст |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
I.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Создает благоприятный настрой. Звучит японская музыка. Ученица танцует, затем читает хокку Басё «Как вишни расцвели». (Прием «яркое пятно») Мотивация познавательной деятельности: Нарисуйте словесную картину, которую вы представили, когда Лиза читала стихотворение? Как вы думаете, о поэзии какой страны пойдет речь? | Фронтальная беседа. | Личностные: учащимися устанавливаются связи между целью деятельности и ее мотивом Регулятивные: умение вступать диалог Коммуникативные: умение слушать собеседника, давать ответ на поставленный вопрос |
II.Целеполагание | На основе предыдущей беседы учащиеся формулируют тему урока и определяют его цель. | Осуществляют целеполагание на основе предложенной информации. Проблемный диалог. | Личностные: определяют готовность к учебной деятельности. Регулятивные: формулируют тему урока, осуществляют постановку целей. Коммуникативные: выражают свои мысли, сотрудничество с учителем и другими учениками. Познавательные: учатся делать выводы и обобщения. |
III.Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала | Сегодня мы не только узнаем о японской поэзии, но и еще раз прикоснемся к великой русской. Обратите внимание на слово «интерпретация». Как вы понимаете значение этого слова? Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей) Но для того чтобы интерпретировать текст, нужно вспомнить термины, которые лежат в основе анализа поэтического текста. Каждой группе выдаются карточки, на которых написаны определения. Работая с «облаком слов» в презентации, необходимо к каждому определению правильно подобрать термин. | Фронтальный опрос. Работа в группах, самостоятельно дополняют ответы друг друга без помощи учителя, оценивают свои знания. Самостоятельные ответы учеников. | Личностные: умение высказывать свою точку зрения Регулятивные: выделение и осознание качества и уровня усвоения материала Коммуникативные: умение слушать и слышать, формулируют собственное мнение. Познавательные: закрепляют знания о поэтических терминах |
IV.Объяснение нового материала | Наш урок начался с прекрасного стихотворения. Вы заметили, что стихотворение необычное. Это и есть японское хокку. Работа с теоретическим материалом в презентации. Объяснение особенностей написания хокку. Хокку — лирическое стихотворение. Основными темами хокку, как и танка, являются темы природы, гармоничного слияния человека с миром. Хокку состоит из 17 слогов, расположенных в определённом порядке. Обычная схема: 5-7-5. Хокку-трехстишие, поэтому пишется, по правилам, в три строки. Знакомство с биографией японского поэта М. Басё | Работа с презентацией, учащиеся записывают новую информацию в тетрадь. | Личностные: уметь слушать и воспринимать новую информацию. Познавательные: поиск и выделение информации, п умение ориентироваться в тексте. Коммуникативные:умение слушать, выписывать основную информацию. |
V.Практический этап (исследовательская работа) | А теперь давайте попробуем проанализировать поэтические тексты. Аиста гнездо на ветру. А под ним – за пределами бури – Вишен спокойный цвет. (М.Басё)
Вот уж снег последний в поле тает. Юный лес, в зеленый дым одетый, Алексей Толстой Работа в группах: Задание 1 и 2 группе: Из скольких строф состоит стихотворение? Что вы можете сказать о рифме в стихотворениях? Выписать основные средства выразительности? Задание для 3 группы Определить тему стихотворений. Найти образы – символы. Определить основную мысль стихотворений? | Работа в группах. Работа со слайдом презентации, с заданным материалом, комментирование ответов. Самостоятельный поиск решения вопроса Выступление учащихся. Выявление особенностей написания хокку. | Личностные: оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения нового материала. Коммуникативные: умение работать в группе. искать и отбирать информацию, умение формулировать свои мысли, давать развернутые ответы. делать выводы Познавательные: умение применять на практике полученные знания, оценка процесса и результатов деятельности |
VI. Творческий этап | Давайте попробуем сочинить хокку сами. Для этого обратите внимание на слайд в презентации. Это короткая инструкция для написания хокку. 1 . Тема ( предмет описания) Ты посмотри - снежинка 2,Развитие темы На ладони тает- 3. Неожиданный вывод Нет вечной красоты. Продолжите хокку, допишите 2 строчки. На небе – луна (1 группа) За окнами – дождь (2 группа) Цветы в полях (3 группа) | Работа в группах. Применение полученных знаний. Написание хокку собственного сочинения | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь слушать и понимать других, умение творчески передавать свои идеи и мысли. Личностные: умение получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, совершенствование эстетического вкуса. |
VII.Рефлексия. Итог урока. | Какие открытия на уроке вы сделали? Что больше всего понравилось на уроке? Оцените свою деятельность в группе по шкале от 1 до 10 | Самооценка и оценка деятельности. | Личностные: умение давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. |
VIII.Домашнее задание | Написать хокку на тему «Весна». | | |
Селиванова Галина Геннадьевна