Технологическая карта урока литературное чтение в 4 классе по теме «Лирическая сказка С. Козлова "Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды"»
Технологическая карта урока литературное чтение в 4 классе
Раздел учебника: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».
Тема урока: Лирическая сказка С.Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды».
Цель урока: способствовать полноценному восприятию сказки С. Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды»
Задачи урока: создать условия, для того чтобы учащиеся:
способствовать формированию умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения, находить элементы сюжета;
способствовать воспитанию чувства прекрасного; помочь учащимся осмыслить эстетическое понятие «красота»;
подвести детей к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки;
учились читать выразительно, передавая эмоции героев;
способствовать формированию умения осознанно, правильно и выразительно читать; анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Развитая сфера этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.
Умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Умения взаимодействовать в статичных парах.
Предметные:
Формирование навыка чтения.
Умение находить заглавие текста, называть автора произведения.
Умение углубляться в содержание произведения.
Развитие умения анализировать текст.
Тип урока: Комбинированный урок
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: текст сказки, мультимедиа (мультфильм, фотография автора, иллюстрация к сказке)
Учебно-методический комплекс (УМК): «Перспективная начальная школа» (Н.А. Чуракова )
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||
1. Организационный момент |
||||
Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения. |
Проверка учащимися готовности к уроку. |
Личностные: Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности |
||
2. Подготовка к первичному восприятию |
||||
Сегодня мы познакомимся с произведением, которое написал человек, сменивший ни одну профессию. Он работал и кочегаром, и токарем на заводе, и учителем музыки, и геологом в экспедициях, в музее-заповеднике был экскурсоводом, работал в типографии. (На экране показываю портрет автора) Его зовут Сергей Григорьевич Козлов, но знаем мы его именно как детского писателя. Он родился 22 августа 1939 года в Москве. Он написал много сказок (цикл) с участием трех главных героев Ёжика, Медвежонка и Зайца. С одной из них мы сегодня познакомимся, но сначала вспомним что такое сказка. А виды сказок каждый из вас запишет самостоятельно на листках в виде кластера. Молодцы! Какие особенности есть у волшебных сказок? Сказка, которую мы сегодня прочитаем называется: «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды». Какие мысли и чувства вызывает у вас название этой сказки? Какую иллюстрацию вы бы сделали к сказке? |
Учащиеся дают определение сказки устно, а затем создают кластер. Один из учащихся рисует на доске верный кластер и объясняет его. В волшебных сказках: есть два мира (реальный и волшебный), волшебные предметы, герои-помощники, события происходит три раза, всегда добро побеждает зло. Учащиеся высказывают свои предположения. Например, о том, как главные герои протирают звезды на небе. Учащиеся описывают воображаемую картину к сказке. |
Познавательные: ученики учатся: ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках; Коммуникативные: ученики учатся: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); Регулятивные: ученики учатся: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. |
||
3. Первичное восприятие |
||||
Учащиеся слушают сказку. |
||||
4. Проверка качества первичного восприятия |
||||
Понравилась ли вам сказка? Какое у вас настроение после прочтения? А вы любите наблюдать за звёздами? Вы замечали, что звёзды на небе видны не всегда? Иногда они светят тускло, а иногда ярко. Как вы думаете почему? (На экране иллюстрация к сказке С. Острова). Отличается ли иллюстрация на экране от той, что вы сами представили? Какое настроение хотел передать С. Остров? |
Учащиеся описывают свои чувства, делятся впечатлениями. Учащиеся отвечают на вопросы. Настроение: умиротворение, легкость на душе, радость. Учащиеся высказывают свое мнение. Настроение схожее с тем, что почувствовали учащиеся во время прослушивания сказки. |
Познавательные: умение оценивать услышанное |
||
5. Постановка учебной задачи |
||||
Прочитаем еще раз сказку. О чем она? Слова «чистота» и «красота» могут быть синонимами? Можем ли мы с вами «протирать звезды»? Ответ на эти вопросы мы узнаем на сегодняшнем уроке. |
Учащиеся по цепочке читают текст вслух. О том, как Ёжик и Медвежонок протирали звезды, чтобы они освещали небо и землю. Так герои наводили чистоту. Учащиеся высказывают свои предположения. |
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; поиск решения проблемы. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других. |
||
ФИЗМИНУТКА |
||||
6. Вторичное восприятие |
||||
Учащиеся слушают сказку еще раз. |
||||
7. Анализ произведения |
||||
А можно ли этот текст назвать сказкой? Почему? Какие признаки сказки есть у этого текста? Каких нет? Обратимся к главным героям. Герои в этой сказке такие же как герои в сказках о животных? Опишите характер Ёжика, подтвердив свои слова примерами из текста. Опишите характер Медвежонка. Чем отличается медведь из русских народных сказок от Медвежонка в этой сказке? Подтвердите свои слова примерами из текста. Что помогло вам понять характеры героев? Что особенного в этих монологах? Верно. А сейчас проведем эксперимент: представим, что мы сейчас прочитаем текст первый раз: но прочитаем его без слов Ёжика и Медвежонка. Что изменилось? Какой текст вам больше нравится? Почему? Итак, именно монолог героев помогает нам представить героев, понять весь сюжет сказки. Отличается ли монолог Ёжика от монолога Медвежонка по настроению? Как это показывает автор? |
Учащиеся высказывают свои предположения. Признаки сказки: животные могут достать до звезд, но нет тройственности действий, волшебных предметов, волшебных героев; на самом деле звезды падают не из-за неосторожности Медвежонка. Нет. В этой сказке есть Ёжик, хотя обычно встречаются волк, лиса. Ёжик: маленький, добрый, трудолюбивый, любознательный. Автор описал точно, последовательно распорядок дня Ёжика: каждое утро мыл (тряпочку); «здесь начиналось самое главное. Сначала звёзды надо было обстукать веником…»; «если я не протру звёзды, то кто же протрёт звёзды?»; Медвежонок: маленький, добрый, такой же неуклюжий, как и в других сказках: «Медвежонок очень старается, но у него не получается»; «если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это её нечаянно столкнул Медвежонок». В сказке С. Козлова он называется Медвежонком, представляется маленьким, добрым, заботливый. Помогли сами слова героев, их монологи в виде риторических вопросов. Текст стал не таким эмоциональным. Мы не знаем зачем герои протирают звезды. Авторский текст нравится больше, т. к. мы знаем что они думают, и чувствуют. Да. Медвежонок хвалит своего друга. Он счастлив. В его монологе есть восклицательные знаки. «Удивительно, как это Ёжику в голову пришла такая счастливая мысль!» |
Личностные: эмоциональный отклик; Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, культурой поведения в учебном диалоге; Познавательные: развитие логических операций. Регулятивные: контролирование своей деятельности по результату, сохранению заданной цели . |
||
8. Обобщение |
||||
А сейчас мы посмотрим мультфильм по этой сказке. Какое настроение у вас было при просмотре? Отличается ли оно от того, что было при чтении сказки? Что помогло создать настроение мультфильма? Сохранится ли настроение таким же, если читать сказку быстрее? Почему так важно было диктору читать сказку медленно? Как скорость чтения передает характер героев? Есть ли такие герои-философы в других сказках о животных? Если бы вы написали эту сказку, то к какому роду литературы вы бы отнесли это произведение? Какой бы вид сказки это был? Верно, это лирическая. философская сказка. Зачем нужно заботиться о мире? Почему героям не смотря на трудность работы, нравилось наводить чистоту, заботиться о мире? Верно, им важна была и красота. Но в начале урока мы думали, что «чистота» и «красота» не являются синонимами. Правы ли мы были? Тогда можно ли слова «протирать звезды» понимать в иносказательном смысле? Кто из вас «протирает звезды»? |
Учащиеся высказывают свое мнение. Настроение: грустное. Такое настроение помогла создать минорная музыка. Нет. Герои при медленном чтении представляются нам мечтателям, философами. Нет. К лирике. Сказка- рассуждение, философская сказка... Высказывания учащихся. Для поддержания чистоты окружающего мира, заботы о нем. Они могли потом любоваться красотой вокруг себя. Нет. Оба слова в этой сказке являются синонимами. Да. Ответы учащихся. |
Личностные: умение дать объективную оценку результатов детельности. |
||
9. Итог урока/Рефлексия |
||||
Итак. Мы познакомились с вами с необычной сказкой С. Козлова, в которую заложен глубокий смысл. Попробуем теперь прочитать его по ролям так, чтоб слушатель мог прочувствовать состояние героев. |
Учащиеся читают по ролям. |
|||
10. Домашнее задание |
||||
Предлагаю вам дома поразмышлять на тему «Что я сделал хорошего?» |
Слушают задание, задают вопросы при необходимости. |