Технологическая карта по математике в 8 классе «Квадратные уравнения»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта
Тема: Квадратные уравнения, 8 класс
Урок комплексного применения знаний и умений.
Разработала Сапарина Ю.Е.
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1459784135.ppt (Квадратные уравнения 8 класс)
Цели |
в направлении личностного развития: воспитание у учащегося качеств, которые обеспечивают социальную мобильность, а так же способность принимать самостоятельные решения; развитие критического и логического мышления и способности к умственному эксперименту; формирование способности преодолевать мыслительные стереотипы; развитие познавательного интереса у учащихся, памяти и воображения; формирование необходимых качеств для адаптации в современном информационном обществе; в метапредметном направлении: формирование представлений о значимости науки математики в современном обществе и как о части общечеловеческой культуры; развитие представлений о математике как о методе познания действительности; формирование общих способов интеллектуальной деятельности; в предметном направлении: овладение математическими ЗУН, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе; применение изученных знаний и навыков в повседневной жизни; формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. |
Планируе мый результат |
Предметные: Ученик научится: обобщить и систематизировать знания, умения учащихся по теме “Квадратные уравнения”. понимать уравнение как важную математическую модель для описания различных реальных ситуаций. Ученик получит возможность: уверенно применять уравнения для решения математических задач, а также задач из смежных предметов. Личностные универсальные учебные действия: позитивная моральная самооценка, чувство гордости при выполнении моральных норм; потребность в самореализации и социальном признании. Ученик получит возможность: формирования устойчивого интереса к изучению предмета математика и учению в целом; Самообразования и самосовершенствования. Регулятивные универсальные учебные действия: Ученик научится: постановке целей и преобразованию практической задачи в познавательную; принятию решения в проблемной ситуации. Коммуникативные универсальные учебные действия: Ученик научится: задавать необходимые вопросы для продуктивной организации собственной деятельности; отстаивать собственную точку зрения; оказывать взаимопомощь в сотрудничестве с партнером при необходимости; Устанавливать рабочие отношения при работе в группе. Ученик получит возможность: научиться эффективному обмену знаниями между ч ленами группы при выполнении заданий. Познавательные универсальные учебные действия: Ученик научится: выбирать наиболее эффективные способы решения уравнений в зависимости от условий задачи; строить логические рассуждения; Ученик получит возможность: научиться выдвигать гипотезы и предположения о закономерности каких либо событии и проводить исследования для проверки данных гепотиз. |
Основные понятия |
Квадратные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений. |
Ресурсы: |
|
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя. |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. |
- создание условий для возникновения потребности у учеников активного включения в учебную деятельность. |
Думают над вопросом учителя и настраиваются на активную работу. |
Создает условия для возникновения потребности у учеников активного включения в учебную деятельность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация ЗУН. |
- организовать актуализацию умений и навыков решений квадратных уравнений. |
Предлагают решения поставленных задач, высказывают предположения. По ключу составляют выражение |
Организует выполнение пробного учебного действия учениками. Вычислите и разгадайте ребус: |
Задания на доске а) ; б) ; в); г) ; д) (а) 1)6; 2)3; 3)106 (б) 1)15; 2)3; 3)14; (в) 1)2; 2)148; 3)48. (г) 1)53; 2)35; 3)45; (д) 1)5; 2)25; 3)125 Ключ к ответу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплексное применение ЗУН Остановка «Древний Вавилон». Остановка «Египет». Остановка «Индия». Остановка «США». Остановка «Франция» |
- настроить на принятие исторической информации, повторение изученного материала по теме, применение знаний на практике; - обеспечить восприятия, осмысления и запоминания детьми изучаемой темы. |
Отвечают на вопрос учителя Устно решают тестовые задания на карточках. Расшифровывают слово Выполняют действия. Делают упражнения. Выполняют задания. Работа по карточкам, в группах. Работа по цепочке. Составляют слово: Франция. |
Как вы думаете, почему мы остановились в этом месте? Слайд 1 Мы совершили остановку здесь по тому, что алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земельными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Как было сказано ранее, квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилонянами. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются как неполные, так и полные квадратные уравнения. Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современными, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решением, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствует понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратного уравнения. А следующая остановка закодирована в шифровке, чтобы её расшифровать вам придется вспомнить теоретический материал теме «Квадратные уравнения» А Ключ к шифровке: подчеркнуть те буквы, которые являются верными ответами на следующие вопросы. (устная работа) 1. Какой буквой обозначают дискриминантом квадратного уравнения? D -4; П – 1; Т – 5. 2.От чего зависит количество корней квадратного уравнения? От! коэффициента – 4; от дискриминанта – 6; от знака свободного члена – 7. 3. х2-10х+21=0 Неполное квадратное уравнение – 5; Полное квадратное уравнение – 8; Линейное уравнение – 9. 4. Формула дискриминанта: D = b2 - 4a (11); D= b2 + 4ac (9); D= b2 - 4ac (10) 5. Максимальное количество корней квадратного уравнения 2 – 12; 1 – 14; 3 – 15. 6. Изменятся ли корни уравнения 2х2 + 5х + 7=0, если у него изменить знаки всех коэффициентов? Да – 17; Нет – 13; неизвестно – 1 Слайд 2 Некоторые способы решения уравнений как квадратных, так и уравнений высших степеней были выведены арабами. Так известный арабский математик Ал-Хорезми в своей книге «Ал - джабар» описал многие способы решения различных уравнений. Их особенность была в том, что Ал-Хорезми применял сложные радикалы для нахождения корней (решений) уравнений. Необходимость в решении таких уравнений была нужна в вопросах о разделе наследства. В древности решать уравнения приходилось в основном в практических целях.
В этой стране были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи ». Задачи часто облекались в стихотворную форму. Что это за страна не трудно узнать, решив квадратное уравнение. Квадратные уравнения решали и в Индии. Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499 году индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII век), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой конической форме: aх² + bx = c, где a > 0 В этом уравнении коэффициенты, кроме а, могут быть и отрицательными. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим. Уравнения применялись в строительстве, в военных делах, и в бытовых ситуациях. Физкультминутка
Мы писали, мы писали, Следующая наша остановка в Штатах. Почему Штаты спросите вы. Потому что там произошло очень значимое событие. А что именно произошло в США, нам поможет узнать задание. ( работа по карточкам) Составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а, в, с: Среди полученных уравнений выберите неполные квадратные уравнения. ДДС - что означает данная аббревиатура? Джеймс Джозеф Сильвестр ввёл термин «дискриминант квадратичной формы». Термин образован от лат. discriminar — «разбирать», «различать». Он начал изучать математику в Сент-Джон-коллежде Кембриджского университета в 1831 году. Его учёба прерывалась длительными болезнями, но в итоге он занял второе место на выпускном экзамене по математике в 1837 году. В 1841 году он получил степень бакалавра и магистра в Тринити-колледже в Дублине. В том же году он переехал в США чтобы стать профессором в университете Виржинии, но вскоре вернулся в Англию. Именем Сильвестра названа бронзовая медаль, вручаемая с 1901 года Королевским обществом за выдающиеся заслуги в математике.
Проанализируйте высказывания. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово – страну 1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня. 2.В уравнении x2-2x+1=0 единственный корень. 3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна - 5. 4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное число. 5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0. 6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней. 7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1. 8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9. 9. Корни уравнения x2 – 0,16 = 0 равны 10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным. 11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней. 12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами. 13. Уравнение x2 =0 имеет один корень. В результате вычёркивания букв должно получиться: Франция. Франсуа Виет родился в провинции Франции в 1540 году. Виет имел возможность получить хорошее образование и относился к обучению очень серьезно. Став юристом, он продолжал заниматься математикой, астрономией и космологией. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней формулами. Среди открытий сам Виет особенно высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений. Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король обратился к Виету. Известно, что Виет, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Наконец им стало известно, что шифр для французов уже не секрет и что виновник его расшифровки – Виет. Будучи уверенными, в невозможности разгадать способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед Папой Римским и инквизицией в кознях дьявола, а Виета обвинили, что он был в союзе с дьяволом и приговорили его к сожжению на костре. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции. |
Как вы думаете, почему мы остановились в этом месте? Слайд 1 Мы совершили остановку здесь по тому, что алгебраические приемы решения линейных и квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне. Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земельными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Как было сказано ранее, квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилонянами. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются как неполные, так и полные квадратные уравнения. Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современнымоднако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решением, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствует понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратного уравнения. А следующая остановка закодирована в шифровке, сравнения»
Ароенгбиопветамуслд Ключ к шифровке: подчеркнуть те буквы которые являются верными ответами на следующие вопросы. (устная работа) 1. Какой буквой обозначают дискриминантом квадратного уравнения? D -4; П – 1; Т – 5. 2.От чего зависит количество корней квадратного уравнения? От1 коэффициента – 4; от дискриминанта – 6; от знака свободного члена – 7. 3. х2-10х+21=0 Неполное квадратное уравнение – 5; Полное квадратное уравнение – 8; Линейное уравнение – 9. 4. Формула дискриминанта: D = b2 - 4a (11); D= b2 + 4ac (9); D= b2 - 4ac (10) 5. Максимальное количество корней квадратного уравнения 2 – 12; 1 – 14; 3 – 15. 6. Изменятся ли корни уравнения 2х2 + 5х + 7=0, если у него изменить знаки всех коэффициентов? Да – 17; Нет – 13; неизвестно – 1
Некоторые способы решения уравнений как квадратных, так и уравнений высших степеней были выведены арабами. Так известный арабский математик Ал-Хов своей книге «Ал - Джагар» описал многие способы решения различных уравнений. Их особенность была в том, что Ал-Хорезприменял сложные радикалы для нахождения корней (решений) уравнений. Необходимость в решении таких уравнений была нужна в вопросах о разделе наследства. В древности решать уравнения приходилось в основном в практических целях.
В этой стране были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого народных собраниях, предлагая и решая алгебраиче х2-10х+21=0
Квадратные уравнения решали и в Индии. Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате», составленном в 499 году индийским математиком и астрономом (VII век), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных диной , могут быть и отрицательными. Правило . Физкультминутка
Мы писали Следующая наша остановка в Штатах. Почему Штаты спросите вы. Потому что там произошло очень значимое событие. А что именно произошло в США, нам поможет узнать задание. ( бота по карточкам) Составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а , атные уравнения. Карточка №1
Карточка №2
учёба прерывалась длительными болезнями, но в итоге он занял второе место на выпускном экзамене по математике в 1837 году. В 1841 году он получил степень бакалавра и магистра в Тринити-колледже в Дублине. В том же чтобы стать профессором в университете Виржинии, но вскоре вернулся в Англию. Именем названа бронзовая медаль, вручаемая с 1901 года Королевским обществом за выдающиеся заслуги в математике.
букв получите слово – страну 1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня. 2.В уравнении x2-2x+1=0 единственный корень. 3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна - 5. 4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное число. 5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0. 6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней. 7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1. 8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9. 9. Корни уравнения x2 – 0,16 = 0 равны . 10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным. 11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней. 12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами. 13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.
В Франсуа Виет родился в провинции Франции в 1540 году. Виет имел возможность получить хорошее образование и относился к обучению очень серьезно. Став юристом, он продолжал заниматься математикой, астрономией и космологией. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней формулами. Среди открытий сам Виет особенно высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений. Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король обратился к Виету. Известно, что Виет, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Наконец им стало известно, что шифр для французов уже не секрет и что виновник его расшифровки – Виет. Будучи. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Открывают дневники, записывают домашнее задание, отвечают на вопрос. |
Подумайте, каким методом можно решить задачу? Выслушивает версии и вместе с учениками, разбирает этапы решения. |
Чему будет равна сторона квадрата, если найти его площадь или сторону умножить на 4 и из результата вычесть 3 , то получится одно и то же число. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Рисуют на листах солнышко или тучку. |
Если вы считаете, что урок вам был интересен, и вы получили новые знания, то нарисуйте на листе солнышко; если нет, то тучку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Отвечают на вопросы. |
На этом наше путешествие заканчивается, подведем итог урока, предлагаю вам закончить предложения, написанные на доске |