Технологическая карта урока математики по теме «Упрощение выражений» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
презентация к уроку
PPT / 2.79 Мб
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Упрощение выражений"
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с распределительным свойством умножения относительно сложения и относительно вычитания;
- учить применять это свойство при устных вычислениях;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с правилами , которые выражают распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания ;
-способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формирование представлений о значимости математики в развитии современного общества;
- развитие логического и критического мышления;
- развитие умения работать в группе, в паре;
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- применять распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания;
- научиться упрощать выражения с помощью распределительного свойства умножения относительно сложения и относительно вычитания;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание.
|
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
- Выполните умножение последующей проверкой (Слайд № 2): 1) 56∙4 = 2) 25∙13∙4 = 3) 125∙27∙4 = 4) 50∙9∙2 = 5) 67∙3 = 6) 59∙8 = 7) 8∙67∙125 = Предлагает проверить результаты с объяснениями решений (Слайд № 3): 1) 56∙4 = (50+6)∙4 = 224 2) 25∙13∙4 =(25∙4)∙13 = 1300 3) 125∙27∙4 = (125∙4)∙27 = 16200 4) 50∙9∙2 = (50∙2)∙9 = 900 5) 67∙3 = (60+7)∙3 = 201 6) 59∙8 = (50+9)∙8 = 472 7) 8∙67∙125 = (8∙125)∙67 = 67000 |
Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля)
Проверяют свои результаты. Выражают вслух свои затруднения при решении некоторых примеров. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
– Вы смогли выполнить все задания быстро? Ребята, мы повторим правила, изученные вами в начальной школе, дадим им новое название и будем учиться применять их при вычислениях. Чтобы узнать тему урока, решите примеры и результаты запишите в таблицу(Слайд №4): 13∙11(Е) 10∙9 (И) 77: 11 (О) 54:54 (Р) 40:10 (У) 27∙8 (Е) 2323:23 (Щ) 1442:7 (П) 72:6 (Н) - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №5). -Отсюда, цели урока ... |
Понимают, что в некоторых примерах трудно вычислить результат быстро, если соблюдать порядок действий.
Решают примеры и работают с таблицей (Приложение 2), ответы записывают в Лист самоконтроля (Приложение1). Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля.
Формулируют цели (Слайд №6): - повторить свойства умножения; - научиться упрощать выражения с помощью свойств умножения.
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.14 учебника. (Слайд № 7): -Что вы видите на картинке? Как найти сумму всех кружков? -Давайте сформулируем и запишем свойства умножения с помощью букв (Слайды 8, 9): 1) Распределительное свойство умножения относительно сложения: (а+в)с = ас + вс 2) Распределительное свойство умножения относительно вычитания: (а- в)с = ас - вс |
Читаю текст учебника.
Отвечают на вопросы.
Проговаривают и записывают в тетради свойства умножения. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайды № 10,11) |
"К речке быстро мы спустились, Так же выполняют гимнастику для глаз |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Решите задания № 559 (1,2 ст) Проверка (Слайд № 12): а) 91∙8 = (90+1)∙8= 720+8=728 б) 7∙59= (50+9)∙7= 350+63=413 в) 6∙52= (50+2)∙6= 300+12=312 г) 198∙4=(200-2)∙4= 800-8=792 д) 202∙3= (200+2)∙3= 600+6=606 е) 397∙5= (400-3)∙5= 2000-15=1985 - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу и решим задачи № 560(1ст). Проверка (Слайд № 13): а) 69∙27 + 31∙27 = (69+31)∙27=2700 б)202∙87-102∙87=(202-102)∙87=8700 в) 977∙49+49∙23=(977+23)∙49=49000 |
Решают примеры, применяя распределительное свойство умножения, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают примеры у доски и на местах, результат записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть свойства умножения, предлагаемые авторами учебника). Разберём еще примеры, используя опорную схему: Решите № 561(а,б). Проверка (Слайд № 14): а) (68+а)∙2 = 68∙2+2а= 136+2а б) (b-7)∙5= 5b -7∙5= 5b -35 Решите задание № 563(1,3ст). Проверка (Слайд № 15): а) 23а +37а = (23+37)∙а б) 4у - 26у = (4+26)∙у д) 27р-17р= (27-17)∙р е) 84b - 80b= (84-80)∙b Проведем математический диктант (Слайд № 16): |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально. Решают два ученика у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля):
Решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля) |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой. |
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 601(а,б), Проверка (Слайд № 17): а) х:16 = 324+284 х:16 = 608 х = 608 ∙16 х = 9728 б) 1344 : у = 543 - 487 1344 : у = 56 у = 1344: 56 у = 24 2) Работа над задачей № 607 (1). Проверка (Слайд №18): Пусть х км/ч- скорость велосипедиста, тогда составим и решим уравнение: 2х +4 = 30 2х = 30-4 2х = 26 х = 26:2 х = 13 Ответ: 13 км/ч. |
Выполняют задание под руководством учителя(записывают ответы в Лист самоконтроля)
Выполняют задание под руководством учителя(записывают ответы в Лист самоконтроля) |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №19): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №20). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №21) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 609 (1ст), 611(1ст), 614(а), 617. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Выполнение умножения с последующей проверкой |
2 |
||
Определение темы урока при работе с таблицей |
1 |
||
Решение задания № 559 |
3 |
||
Решение задания № 560 |
2 |
||
Решение задания № 561 |
2 |
||
Решение задания № 563 |
2 |
||
Самостоятельная работа |
4 |
||
Задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой № 601 |
2 |
||
Задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой № 607 |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
4 |
206 |
1 |
7 |
101 |
216 |
12 |
90 |
143 |
Приложение 3:
1вариант
1) Найдите значение выражения:
а) 43∙21 + 57∙21
б) 211∙13 - 11∙13
2) Решите уравнение:
11х + 3х = 28
2вариант
1) Найдите значение выражения:
а) 36∙29 + 36∙71
б) 329∙18 - 129∙18
2) Решите уравнение:
14х + 8х = 132