Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Доли»

3
0
Материал опубликован 21 February 2017 в группе

Технологическая карта урока

Автор

Скляренко Ирина Николаевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

УМК

"Математика. 5класс" УМК Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной

Тема урока

Доли

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

формирование представлений о доле как части целого, умений находить долю от целого и целого по его доле через систематизацию знаний и решение задач

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

Сформировать понятие доли как части целого через использование личностного опыта учащихся

Сформировать умение графически интерпретировать понятия половина, треть, четверть и т.д.

Научить решать задачи на нахождение доли от целого и целого по его доле

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

Создать условия для формирования доброжелательного отношения внутри коллектива

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к математике

развивающие (формирование регулятивных УУД)

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать

Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся

Расширять кругозор учащихся

Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся

Методы:

по источникам знаний: словесный;

по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;

относительно дидактических задач: восприятие;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

самостоятельно определяют тему, цель урока;

выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой

ведут диалог, отвечают на вопросы;

оценивают себя и друг друга;

рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование

Учебник, проектор

Ход урока

 

 
 

 

 

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организационный

этап

Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

Настрой на учебную деятельность

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Актуализация знаний

Задачи: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Предлагает выполнить задания устно:

Сравните числа

2309 и 2306

789 и 1100

235 и 236

Расскажите каким правилом сравнения вы пользовались

Вычислите

567 –22 – 78 

 564 + 177 + 36

153 * 99 + 153

25*87* 40

Выразите

22 дм =…см

3 ч =…мин

6 кг = …г

12 м =…см

а ц = …кг

х m = …кг

Дети выполняют задания:

Сравнивают числа

Вычисляют, применяя законы действий

Повторяют единицы измерения длины, массы, времени

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3

Целеполагание

Задачи: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими темы и целей урока.

Демонстрирует видеоролик     из мультфильма про апельсин (без звука)

После просмотра беседа по вопросам:

Что делают звери?

На что делят апельсин?

- В математике равные части, полученные при делении целого называют доли.

-Попробуйте предположить тему сегодняшнего урока.

- Тема урока «Доли».

А как вы думаете что мы будем изучать в этой теме, что узнаем нового? Что повторим?

Совместно с учащимися ставит цель и задачи урока.

Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

Делят апельсин.

Делят на части, на дольки.

Примерные ответы:

что такое доли,

где встречаются,

зачем нужны,

будем решать различные примеры и задачи.

Оформляют работу в тетради (число, тема «Доли»), оставляя дополнительно пустую строку

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4

Открытие новых знаний

- Доли образуются при делении целого на равные части.

- Давайте вспомним, как называются доля, если целое разделить

на 2 части?

на 3 части?

на 4 части?

на 5 частей?

на 6 частей? …

- Слова половина, треть, четверть существуют, но смешных слов «пятерть, шестерть» не существует. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая» и т.д.

- А как выдумаете бывает «сотая», назовите сотую часть рубля, а сотую часть метра, а тысячную часть километра, тысячную часть килограмма?

Предлагает в парах выполнить задание с последующей проверкой,

№ 366

Корректирует при необходимости ответы учащихся.

Предлагает фронтально выполнить задания № 368, 369

Предлагает

1) изобразить в тетради отрезок длиной 6 см, а затем изобразить отрезок, равный

Половине этого отрезка;

Трети этого отрезка;

Четверти этого отрезка;

Шестой части исходного отрезка.

2) Сравнить полученные части отрезка.

Помогает сделать вывод по сравнению частей отрезка

Предлагает решить обратную задачу:

По части построить целый отрезок, от которого взята целая часть. № 371.

Подводит итог решения двух задач (прямой и обратной), организуя фронтальную работу по следующим вопросам

1) Что общего и чем отличаются задания № 370 и № 371?

2) Как найти долю от целого?

3) Как найти целое по его доле?

Предлагает реализовать план поиска доли от целого и целого по его доле при решении задач

№ 372 (1, 3, 5)

Возможные ответы:

 

 половина

 треть

 четверть

пятерть (могут быть и такие ответы)

шестерть

1 копейка, 1сантиметр, 1 метр

Выполняют № 366 письменно в тетрадях, работая в парах. При фронтальном обсуждении выполнения заданий с классом ученики проверяют правильность своих ответов.

Выполняют устно № 368, 369, обосновывают свои ответы.

Строят отрезки заданной длины (№ 370)

Сравнивают части отрезка 6 см, делают вывод:

Чем больше частей, на которые делится отрезок, тем меньше сама часть. (шестая часть самая маленькая из построенных отрезков, а вторая часть самая большая)

Строят отрезки по заданию № 371

Примерные ответы:

В каждой задаче отрезок и его часть.

В одной: известна длина отрезка, нужно найти длину его части; В другой: известна длина части отрезка, нужно найти длину всего

С помощью деления;

С помощью умножения

Составляют план решения каждого типа задач.

Решают задачи по действиям с пояснениями

Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

5

Физкультминутка

Задачи :смена деятельности

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь , ребята , встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

 

6

Первичное закрепление

Практическая работа.

Цель: Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

  - Сегодня на уроке мы многому научились. А теперь я проверю, как вы  это усвоили. У вас на парте лежит  тест с заданиями.  Ваша задача внимательно   рассмотреть рисунок и записать в таблицу,  какая часть фигуры закрашена, какая не закрашена.

(выводится на экран)

- Теперь поменяйтесь работами  и проверьте работу своего соседа по слайду и оцените ее. (выводится на экран)

проверьте друг друга по слайду.   

Критерии оценивания  у вас  также написаны (выводится на экран),

Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;

Оценка «3» - за 3-4  правильно выполненных задания.

 

- Поставьте оценку своему товарищу по парте.

Самостоятельно пишут работу, самопроверка , самооценка.

Проверку выполнения задания осуществляет сосед по парте и выставляет оценку.

«5»- 9-10 верных ответов

«4»- 8 ответов

«3» - 6-7 ответов

«2» - 5 ответов

По карточкам решают задание, проверяют по готовому ответу, оценивают соседа по парте.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7

Поведение итогов

- Ребята, мы отлично потрудились! Давайте вспомним :

Что нового узнали на уроке?

Что запомнили?

Что вызвало затруднение?

- Кто желает сформулировать определение доли?

- Как найти целое, если известна его доля?

Как найти долю если известно целое

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся:

Фронтально отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: Учащиеся адекватно оценивают свои возможности в достижении цели

Познавательные : Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке

Комуникативные: Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств

8

Рефлексия

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.

Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок.

Хлопают в ладоши

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

9

Инструктаж по домашнему заданию

- Выполнить решение задач № 372 (2, 4, 6)

- Решить задачи по действиям с пояснениями,

затем записать решение выражением

Записывают в дневник

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.