Технологическая карта урока математики в 3 классе «Сложение и вычитание круглых десятков»
Технологическая карта
урока математики
3 класс
Образовательное учреждение: Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа – интернат №8» с. Кослан
Учитель: Микушева Е.М.
Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить со сложением и вычитанием круглых десятков в пределах 100.
Задачи:
Образовательные:
формировать навыки выполнения сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100;
совершенствовать вычислительные навыки и умения решать примеры и задачи;
Коррекционно – развивающие:
способствовать развитию логического мышления, внимательности, смекалки путем выполнения заданий;
развивать вычислительные навыки, познавательные умения: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы;
развивать самооценку собственной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах;
воспитывать дисциплинированность, аккуратность и грамотность.
Планируемые результаты:
Личностные:
освоение социальной роли обучающегося, элементарные проявления мотивов учебной деятельности на уроке математики;
умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками на уроке математики с использованием в собственной речи математической терминологии;
элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания), новой математической операции (учебного задания) – на основе пошаговой инструкции;
навыки работы с учебником математики (под руководством учителя);
понимание математических знаков, символов, условных обозначений; умение использовать их при организации практической деятельности;
Межпредметные результаты:
Регулятивные УД:
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д) во время урока;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в учебной деятельности;
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Познавательные УД:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами; выполнять арифметические действия;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст);
перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
обращаться за помощью и принимать помощь;
доброжелательно относиться к учителю и сверстникам, сопереживать.
Предметные результаты:
знание круглых десятков;
выполнение сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах).
Оборудование: рисунок Знайки Математика, счётный материал, карточки с заданиями.
Учебник: Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.программы. В 2 ч. Ч.2 /Т.В.Алышева. – М.: Просвещение, 2020. – 136 с.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы, методы работы | Планируемые результаты УУД, формирующие на данном этапе. |
Организационный момент. Настрой обучающихся на работу, проверка готовности к уроку. Цель: подготовить детей к работе, создать мотивацию, положительный настрой. | Учитель проверяет готовность к уроку. - Громко прозвенел звонок Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка?
Слушаем внимательно. | Обучающиеся слушают внимательно учителя, желают удачи соседу по парте.
| Применение приема положительного настроя на урок. Фронтальная работа Словесный метод | Регулятивные УУД: - обучающиеся самостоятельно организовали рабочее место к уроку; - выполнять инструкцию учителя и включаться в деятельность под руководством учителя. Познавательные УУД: - добывать новые знания, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: - обучающиеся выполняют элементарные коммуникативные действия при сопровождении учителя (учитель-ученик, ученик-ученик). |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: подготовить детей к работе, создать мотивацию, положительный настрой. | - Посмотрите, ребята, я сегодня не одна. У нас в гостях Знайка Математик. Он пришел нам помочь раскрыть новый математический секрет. А какой секрет, вы должны будете отгадать. На доске даны выражения: 2+3; 20+30; 4+5; 40+50; 8+1; 80+10. - Подумайте, на какие группы можно разложить эти выражения. Запишите в 2 столбика. - Найдите значения выражений первого столбика. Посмотрите внимательно на второй столбик. Определите, чему мы будем учиться при работе с этими выражениями. – Будем учиться считать круглые десятки и записывать числа, полученные при счете. |
Учащиеся раскладывают выражения на 2 столбика: 2+3 20+30 4+5 40 +50 8+1 80+10 - Будем складывать двузначные числа. | Фронтальная форма Словесный метод Создание проблемной ситуации Личностно – ориентированный подход | Регулятивные УУД: - действия целеполагания; - обучающиеся включаются в групповую деятельность под руководством учителя. Познавательные УУД: - действия классификации; - находить ответы на вопросы, используя знания, полученные на прошлых уроках; Коммуникативные УУД: - обучающиеся слышат, понимают и выполняют инструкции к учебным заданиям. |
Актуализация знаний. Цель: создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации. | Устный счёт Давайте, ребята, Учиться считать, Прибавлять, вычитать. Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа. На подстилке 2 птенца, Два пушистых близнеца. И еще готовы 5 из скорлупок вылезать. Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 5 мышат в траве шуршат, 3 забрались под ушат. 2 мышонка спят под елкой. Сосчитать мышей недолго. На березе 3 синички Продавали рукавички. Прилетело еще 5, Сколько будут продавать? Найдите среди трёх чисел такое число, которое равно сумме двух других чисел. 2,3,5 1,4,4 3,1,5 4,8,4 6,3,3 3,4,5 - Напишите в тетради число. Минутка чистописания - Вставьте пропущенные числа: 10, 20, …, 40, …, 60, …, …, 90, 100. - Какие числа пропущены? - Какие это числа? 3 дес - … ед. 5 дес. - … ед. 7 дес. - …ед. Пальчиковая гимнастика. «Замок» На двери висит замок. (соединение пальцев рук в «замок».) кто открыть его бы мог? (повторение движений.) потянули, (пальцы сцеплены, руки потянуть в одну, потом в другую сторону.) покрутили, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.) постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.) и - открыли! (пальцы расцепились, ладони в стороны.) Объяснение нового материала. Практическая работа. - Чтобы научиться выполнять сложение и вычитание круглых десятков, проведём практическую работу. Знайка Математик приготовил для вас конверты. Посмотрите, что в них. - Сколько у каждого в конверте пучков палочек? (10). - В 1 пучке 10 палочек. 1 пучок – это 1 десяток. Положите на парту 1 пучок палочек, добавьте еще 1 пучок. Сколько стало пучков? Сколько десятков палочек стало? - Составьте и запишите пример. - Сколько десятков получится, если к 1 десятку прибавить еще 1 десяток? - Запишем единицами - Положите на парту 3 пучка палочек, добавьте еще 2 пучка. Сколько стало пучков? Сколько десятков палочек стало? - Составьте и запишите пример. - Сколько десятков получится, если к 3 десяткам прибавить еще 2 десятка? - Запишем единицами - Какое действие выполняли? - Положите 3 пучка палочек, уберите 2 пучка. Сколько стало пучков? Сколько десятков палочек стало? - Составьте и запишите пример. - Сколько десятков получится, если из 3 десятков вычесть 2 десятка? - Запишем единицами. - Какое действие выполняли? - Ребята, давайте расскажем Знайке Математику, что можно делать с круглыми десятками? Физкультминутка Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. 2+5= 7 5+3+2=10 3 +5=8 2+3=5 4+4=8 3+3=6 Обучающиеся выполняют работу в тетрадях. - 30, 50, 70, 80. - двузначные, круглые десятки; У каждого обучающегося на парте конверт, в котором 10 пуков палочек. 2 десятка Учитель записывает пример на доске, учащиеся – в тетрадях. 1 дес. + 1 дес. = 2 дес. 10 + 10 = 20 5 десятков 3 дес. + 2 дес. =5 дес. 30 + 20 = 50 Сложение 1 десяток 3 дес – 2 дес. = 1 дес. 1 десяток 30 – 20 = 10 Вычитание Круглые десятки можно складывать и вычитать. | Фронтальная работа Работа на карточке Письменная работа в тетрадях. Самопроверка. Индивидуальная работа Здоровьесберегающая технология Деятельностный подход Личностно – ориентированный подход Фронтальная работа Индивидуальная работа Здоровьесберегающая технология | Регулятивные УУД: - во время урока адекватно использовать ритуалы школьного поведения: поднимать руку, вставать и выходить из класса с разрешением учителя; - учащиеся слушают инструкцию учителя, работают с символами и по образцу вместе с учителем; Познавательные УУД: - уметь воспринимать и перерабатывать полученную информацию на уроке; - выполнять задание по алгоритму; - группировать предметы на основе существенных признаков с помощью учителя и самостоятельно; - выполнять задания на логическое мышление; на развитие памяти; внимания; Коммуникативные УУД: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик-ученик); - обращаться с просьбой о помощи к учителю, однокласснику; принимать помощь; |
Первичное усвоение новых знаний. Цель: развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач. | Работа по учебнику. - Стр. 42 № 3. - Запишите примеры по образцу, решите их. 5 дес. + 3 дес. = … дес. 50 + 30 = … 4 дес.+ 3 дес. 5 дес.+ 4 дес. 7 дес.+ 2 дес. 2 дес.+ 5 дес. Стр. 44 № 9. - Запишите примеры по образцу, решите их. 7 дес. - 3 дес. = … 70 – 30 = … 4 дес. – 3 дес. 6 дес. – 2 дес. 8 дес. – 5 дес. 5 дес. – 4 дес. Работа над задачей. - Прочитайте задачу. Запишите кратко, выполните её решение. В первом автобусе было 60 пассажиров, а во втором автобусе – на 20 пассажиров меньше. Сколько пассажиров было в двух автобусах? Читает задачу учитель. - Читаем задачу про себя. - Называем условие (что известно). - Что неизвестно в задаче? - Что надо найти в задаче? - Мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи? - Можем найти, сколько пассажиров было во втором автобусе? Краткая запись: 1 авт. – 60 п. 2 авт. - ?, на 20 п. М., чем в 1 авт. ? - Можем найти, сколько было пассажиров в двух автобусах? - Мы ответили на главный вопрос задачи? | Работа по учебнику. Работа учащегося у доски. Остальные обучающиеся выполняют задание в тетрадях. Читает задачу каждый ученик про себя. - Известно, что в первом автобусе было 60 пассажиров. - Нам неизвестно, сколько пассажиров было во втором автобусе, но сказано, что на 20 пассажиров меньше, чем в первом. Надо найти, сколько пассажиров было в двух автобусах. - Нет. Потому что мы не знаем, сколько пассажиров было во втором автобусе. - Да. 1 обучающий у доски, остальные решают в тетради. Решение задачи 1)60-20 = 40 (п) было во втором автобусе. Ответ: 10 п. - Да. 2) 60+40=100 (п) в двух автобусах. - Да. Ответ: 100 п. | Работа с книгой, выполнение задания. Дифференцированный подход Индивидуальная работа Фронтальная работа Работа у доски. | Регулятивные УУД: - ориентироваться на странице в учебнике; - проговаривать последовательность действий с помощью учителя; - умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку; Познавательные УУД: - делать простейшие обобщения, сравнивать. классифицировать. - пользоваться знаками, символами; выполнять арифметические действия; Коммуникативные УУД: - обучающиеся слушают, понимают и выполняют инструкции к учебным заданиям; - отвечать по очереди, не перебивая друг друга; |
Первичное закрепление материала. Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы урока. | - Найдите сумму чисел. К каждому примеру на сложение составьте 2 примера на вычитание по образцу, решите их. Образец: 20+30=50 50-20=30 50-30=20 40+20 30 р.+40 р. 30+50 70 р.+20 р. 60+30 60 р.+ 40 р. |
Работа на карточках. Работа в парах. Взаимопроверка. | Работа в парах. Метод: практический. Дифференцированный подход | Регулятивные УУД: - понимать цель деятельности, участвовать в учебной деятельности и оценивать собственные действия; - умение осуществлять взаимный контроль. Познавательные УУД: - умение работать по алгоритму, по образцу; Коммуникативные УУД: - умение слушать одноклассника, определять способ взаимодействия; |
Итог урока. Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы урка. | - Ребята, мы раскрыли новый математический секрет, который был у Знайки Математика? - Какой был секрет? - Вы справились с заданиями Знайки? - Сегодня мы учились складывать и вычитать круглые десятки. - Как надо решать такие примеры? | - Да - Учиться складывать и вычитать круглые десятки. - Да Ответы обучающихся. |
| |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: ознакомить с инструктажем выполнения домашнего задания. | - Домашнее задание на стр. 44 №13. Обратите внимание на то, что первое действие в примерах выполняется в скобках. | Запись учащимися домашнего задания в дневник. | Фронтальная работа | |
Рефлексия. | - На уроке мы узнали… - Я научился (лась)… - Какое задание больше понравилось? - Какое задание показалось трудным? Почему? - Если мы сегодня с вами хорошо поработали и настроение у вас хорошее, покажите мне солнышко. Если не очень хорошее, то - тучку. | Ответы обучающихся. Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности. | | |
Оценивание. | | | | |
11