Технологическая карта урока математики в 3 классе «Повторение таблицы умножения. Площадь прямоугольника»
Макаркина Оксана Александровна
Учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 26»
Богородский городской округ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока математики в 3 классе
«Повторение таблицы умножения. Площадь прямоугольника»
Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
(М. В. Ломоносов)
В данной разработке с использованием STEM оборудования будем закреплять с детьми таблицу умножения, и сравнивать площади фигур, разовьём логической мышление, воображение, коммуникативные навыки. Данное занятие можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая информация об уроке
Предмет: Математика Класс 3а Учитель: Макаркина О. А. Дата: 07.12.2021
Тема урока: Повторение таблицы умножения, площадь прямоугольника
Цель урока: повторение и закрепление знаний таблицы умножения, нахождения и сравнения площади фигур.
Задачи:
обучающие: закрепить знания таблицы умножения, нахождения площади фигур, соблюдать порядок действий в числовых выражениях, решать задачи.
развивающие: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные навыки, речь;
воспитывающие: воспитывать умение общаться; устойчивый интерес к занятиям математикой.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты
личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности;
осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу; контролируют и оценивают свою деятельность, при необходимости вносят корректировки.
познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, строят логическую цепочку рассуждений.
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие.
предметные:
научатся использовать изученную информацию в вычислениях, соблюдать порядок действий в числовых выражениях, решать геометрические задачи по нахождению площади фигур.
Технологии, методы обучения: STEM – технологии; частично-поисковый метод; индивидуальная, фронтальная, групповая форма
Дидактические средства: компьютер, проектор, электронная презентация
Оборудование: STEM - оборудование:
Математические весы |
|
Рычажные весы |
|
Прозрачный экран, для изучения симметрии |
|
Счётные кубики |
План урока
Этапы урока |
Задания для обучающихся
|
Деятельность обучающихся
|
Деятельность учителя
|
||
Организационный этап |
||
Приветствие учащихся |
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, линейка и карандаш? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдет ребята впрок, Если будем правильно Считать и активно отвечать! |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
||
Мотивация учебной деятельности |
Прочитайте тему урока, вспомните, что мы с вами изучали на последних уроках, и сформулируйте учебную задачу |
Дети читают тему урока, формулируют учебную задачу. |
Актуализация знаний |
||
Математическая разминка. Давайте вспомним таблицу умножения. Для работы нам понадобятся математические весы. Перед собой вы видите числа, которые можно получить по-разному. Работаем по рядам: 1 ряд составляет выражения с числами 12 и 36; 2 ряд - 16 и 20; 3 ряд – 18 и 24. Прочитайте слова, которые у нас получились. Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся? |
На доске записаны числа:12, 16, 18 20, 24, 30
На карточках с выражениями написаны буквы.
|
Дети работают в парах, составляют выражения, к заданным числам, выходят к доске и прикрепляют рядом с числом нужное выражение. Объясняют, как они получили данное число.
Пушкин. Сказки.
В путешествие по сказкам А.С. Пушкина. |
Применение знаний и умений в новой ситуации |
||
1) Отгадайте загадку и назовите сказку А.С.Пушкина.
Вот какое задание приготовил поп для Балды.
2) Посмотрите, кто к нам пожаловал. Догадались кто это?
Белка просит вас помочь сосчитать орешки, а то главный казначей заболел и теперь некому их считать. Но белочка слышала, что вы прекрасно вычисляете с помощью волшебных весов и она очень хотела, чтобы вы, ребята, и её научили. Поможете? За 1 день она сгрызла 9 штук орехов. Как это показать на весах? Как по-другому это выложить на весах? Каким выражением запишем?
Какое математическое свойство мы здесь применили?
3)Вспоминаем следующую сказку. Петушок приготовил для вас вот такое задание!
Попробуйте с помощью математических весов вставить нужное число так, чтобы равенства стали верными. Вспомните, что решая выражения нужно помнить о порядке действий! |
Живет батрак в поповом доме, Задание на сравнение с помощью рычажных весов и счётных кубиков (презентация). У детей на столе карточка с задачей На одной чаше весов лежат 6 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши. На другой чаше 3 таких же яблока и 5 таких же груш. Весы находятся в равновесии. Что тяжелее: яблоко или груша?
Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Хозяйка там живёт ручная, Да затейница какая! Она песенки поёт Да орешки всё грызёт…
Белка за один день сгрызает 9 штук орехов и за десять дней у неё накопилось огромная куча скорлупок. Нам с вами нужно сосчитать, сколько штук орехов белочка сгрызла за эти дни.
1+9=9 9*1=9 2*9=18 9*2=18 3*9=27 9*3=27 4*9=36 9*4=36 5*9=45 9*5=45 6*9=54 9*6=54 7*9=63 9*7=63 8*9=72 9*8=72 9*9=81 9*9=81 10*9=90 10*9=90
Золотую эту птицу Посадил Дадон на спицу. Коль сидит та птица смирно, То вокруг царя все мирно.
7 + 8 = 3 + ..* 2 20 + 8 + 9 = 5 + 8 * .. .. + 7 * 3 = 6 * .. +1
|
Это Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»
Выполняют задания с помощью весов. Предлагают решение этой задачи. Записывают решение в тетрадь
Белочка из «Сказки о царе Салтане»
Дети составляют таблицу умножения с числом 9 и на число 9
Переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется «Сказка о Золотом Петушке»
Дети выполняют задание, записывают на доске полученные равенства.
|
Обобщение и систематизация знаний |
||
Ребята, а как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания таблицы умножения? 4) Пока вы думали, у нас в гостях появился новый герой. Догадались?
Золотой рыбке в сказке надо было для старухи и избу новую построить, и терем высокий, и даже царский дворец. Поможем рыбке справиться с заданием? Для этого нам надо дополнить чертёж зданий и вычислить площади этих построек.
Как можно вычислить площадь этих зданий?
Площадь, какой фигуры мы с вами можем вычислить? Как вычислить площадь прямоугольника?
С какими единицами измерения длины мы будем работать?
|
У старухи есть корыто, Перед вами незавершённые чертежи избы, терема и дворца. Посовещайтесь со своим соседом и решите, с каким заданием вы сможете справиться! Избушка – более лёгкое задание. Терем – задание посложнее. Замок – задание повышенной сложности
С помощью прозрачного экрана вам надо дорисовать эти постройки.
|
Дети выдвигают свои предположения.
Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке»
Дети выполняют задание. Показывают, что у них получилось
-Посчитать по клеточкам. -Разбить чертёж на составные фигуры и вычислить площадь. -Прямоугольника. -Площадь прямоугольника равна длине умноженной на ширину.
Квадратные сантиметры. Дети выполняют вычисления у себя в тетрадях. Объясняют свои решения. |
Рефлексия (подведение итогов урока, оценка деятельности обучающихся, выставление отметок) |
||
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. А какие задачи мы ставили в начале урока? Выполнили мы их? А кто помог вам сегодня справиться со всеми заданиями? |
|
Отвечают на вопросы учителя |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
||
|
|
|
Приложение 1
Математическая разминка
12
18
16
20
24
36
6 * 2 П
8 * 2 У
9 * 2 Ш
2 * 10 К П
3 * 8 И
4 * 9 Н
6 * 3 А
5 * 4 З
3 * 4 С
4 * 4 К
4 * 6 К
6 * 6 И
Приложение 2
Работа с рычажными весами и счётными кубиками.
Задача:
На одной чаше весов лежат 6 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши. На другой чаше 3 таких же яблока и 5 таких же груш. Весы находятся в равновесии. Что тяжелее: яблоко или груша?
Решение: Представим, что яблоки - это красные кубики, а груши – жёлтые кубики. Положим на одну чашу весов 6 красных кубиков и 3 жёлтых кубика, а на другую чашу 3 красных кубика и 5 жёлтых. Получилось вот такое равенство:
6 + 3 = 3 + 5
Уберём с каждой чаши наименьшее количество яблок (красных кубиков) и наименьшее количество груш (жёлтых) кубиков, то есть по 3 яблока и по три груши. Тогда на весах останется:
6 – 3 = 3 яблока 3 – 3 = 0 яблок
3 – 3 = 0 груш 5 – 3 = 2 груши, то есть 3 яблока = 2 грушам
Вывод: груша тяжелее, чем яблоко.
Приложение 3 Избушка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Терем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|