Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Проценты» с презентацией
Технологическая карта урока по математике в 5 классе.
Тема «Проценты»
Учитель Мордасова Ирина Владиславовна
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, решать основные типы задач на проценты.
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, калькуляторы (в случае необходимости), карточки самооценивания.
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторение определения процентов, перевод процентов в десятичные дроби и обратно. Выразите проценты в виде десятичных дробей. 9% 164% 75% 90% 10% 14,6% Выразите десятичные дроби в виде процентов 0,04 0,8 1,7 0,324 0,21 0,58 Найдите 10% от 1 ц; 1 дм; 6 кг. Найдите число, если 1% этого числа равен 23 Сколько процентов составляет число 6 от 12 ? Купив 1,5 кг груш, девочка истратила 50% своих денег. Сколько кг груш могла бы купить девочка на все деньги? В делегации иностранных гостей 50% говорили по-французски и 60%- по-английски. Как вы это объясните? | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 6 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Предлагает обучающимся сегодня поработать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли археолога; в роли банкового служащего, домохозяйки и др. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Тема урока: «Решение задач на проценты.» Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. | 3 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений. | Повторить три основных типа решения задач на проценты. | Организация и контроль за процессом решения задач. Класс разбит на три группы, каждой предлагается свое задание. Для 1 группы А) Гречневая крупа содержит 10% белков, 60% углеводов и 2,5% жиров. Сколько углеводов содержится в 300 г. гречневой крупы? Б) Придумайте свой вопрос к задаче. Для 2 группы А) Из свежих яблок получается 16% сушеных, а из свежих слив – 35% сушеных. Сколько нужно взять свежих слив, чтобы получить 14 кг сушеных? Б) Придумайте свой вопрос к задаче. Для 3 группы А) В 200 г сыра «Сваля» содержится 90 г жиров. Сколько процентов жиров содержит сыр «Сваля»? Б) Придумайте задачу, которая решалась бы по такой же формуле | Работают в группах над поставленными задачами. По одному человеку от группы представляют решение задачи на доске. | 10 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. Каждой группе предлагается выбрать тему задачи из представленных: Археология Телевизоры Бюджет семьи Банки, кредиты Кулинария Распродажа | Работают в группах над поставленными задачами. | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы групп и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 | |
Задачи для работы в группах.
Тема «Археология».
Даже по отдельным костям скелета археологи могут определить рост человека. Например, длина малой берцовой кости составляет 22% роста человека, а локтевой - 16 % роста человека.
а) При раскопках нашли малую берцовую кость длиной 39,3 сантиметра. Каков был рост человека?
б) Как можно доказать, что локтевая кость длиной 20,3 сантиметра не могла принадлежать тому же человеку? Результаты округлите до единиц.
Тема «Техника. Телевизоры».
Завод за один месяц выпустил 3400 телевизоров, из них 17 оказались бракованными. А его филиал за это время выпустил 2 200 телевизоров и из них 11 оказались бракованными. Какое предприятие работает качественнее?
Тема «Семейный бюджет».
Папа получил премию 12000 рублей. Семья уже распланировала как потратить 80% папиной премии. Мальчик просит купить ему электронную книгу на оставшиеся деньги, которая стоит 2600 рублей. А мама говорит, что у них остаётся только сестре на сапоги 2000 рублей. Права ли мама?
Тема «Банки. Кредиты».
Какую сумму вы получите дополнительно к вашим деньгам, если положите в банк 1000 рублей под 14,5 % годовых. Выясните, что выгоднее? Положить в банк на год 30 000 под 8% годовых или положить в банк на год
40 000 под 7% годовых.
Тема «Кулинария».
Для приготовления обеда в столовой выделили 260 кг картофеля. После механической обработки получено 221 кг чистого картофеля.
Определите процент отходов.