Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Уравнения»
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5 В
Автор учебника: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.
Тема: Уравнение (2 урок)
Тип урока: урок систематизации знаний
Цели урока (формирование УУД):
Личностные:
формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные:
развитие у учащихся умений: находить необходимую информацию в тексте;
анализировать информацию; формулировать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы; соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные: формирование представлений учащихся о понятии уравнения и правил решения уравнений; формирование представлений учащихся о различных математических моделях (уравнения) и способов их решения; развитие умений решать уравнения; развитие умений алгебраического способа решения задач.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, поисковый и частично-поисковый
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Организационный этап |
Приветствие. «Улыбнись!» Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. У каждого из вас на столах лежат Оценочные листы. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, а результаты вносить в ОЛ. |
«Включаются» в деятельность, организуют рабочее место, знакомятся с Оценочным листом. |
Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на урок. |
Актуализация знаний |
На каждой парте «Цветик- семицветик» с вопросами: 1. Упростите выражение: 4 + х + 18 2. Составь выражение по заданному условию. В первом мешке 20 кг яблок, что на х кг меньше, чем во втором. Сколько кг яблок во втором мешке? 3. Число 20 может ли быть решением уравнения х-16=4? 4. Что является корнем уравнения 0х=0? 5. Чему равен корень уравнения х*30=300 6. Является ли 6 корнем уравнения 2х+25=36 7. Расстояние АВ = s (км), скорость автомобиля 60 км/ч. Найдите время движения. Ответы записывают в тетрадь, затем дети по готовым ответам (с обратной стороны лепестка) оценивают друг друга и результаты записывают в ОЛ (верный ответ- 1 балл) |
Выполняют задания, производят взаимопроверку, вносят результаты в ОЛ. |
Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в паре, владение навыками контроля и оценки деятельности Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
Формулирование темы урока |
Устный счёт Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений. (122 + 18) : 70 = 2 (64 : 8 + 20) : 7 = 4 20 • (26 + 14) : 100 = 8 1 • (30 + 2) – 4 • 4 = 16 5 • 4 + 12 = 32 (400 – 300) – 36 = 64 У нас получился ряд чисел: 2, 4, 8, 16, 32, 64 Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза) Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…). За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока. 2 4 8 16 32 64 128 256 512 У Р А В Н Е Н И Е - Для чего нам нужно уметь решать уравнение? (решать задачи с помощью уравнений) - Сформулируйте тему урока… -Предлагаю предположить гипотезу, какие проблемы мы можем разрешить на уроке математики, с помощью уравнений… -Вот сейчас мы начнем учиться решать проблемы…. |
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и цель урока, конструируют учебные задачи урока |
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности самостоятельно, искать средства её осуществления. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Применение знаний и умений в новой ситуации |
Предлагаю, работая в группах, составить математическую модель, т.е. уравнение, записать в тетрадь, осуществить самопроверку и оценить свою работу (за каждое верно выполненной задание- 1 балл), выставляют в свой Оценочный лист, в раздел «Учебная задача». 1. Температура воздуха была 23 градуса. В первый день она опустилась на неизвестное количество градусов, а во второй день поднялась на 5 градусов. В результате температура воздуха стала 19 градусов. На сколько градусов опустилась температура в первый день? 2. Турист прошел часть пути за 45 минут, затем отдыхал неизвестное количество времени, и оставшуюся часть пути прошел за 34 минуты. В результате весь путь турист преодолел за 2 часа 18 минут. Сколько минут отдыхал турист? 3. Летом мы с Мишей собирали клубнику. Так как он был намного меня младше, то он собрал ягод в 2 раза меньше, чем я. Сколько килограмма ягод собрал Миша, если вместе мы собрали 15 кг? |
Работают в группах, выполняя задания по карточкам. Производят самопроверку, вносят результаты в ОЛ. |
Личностные: осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий |
Физкультминутка |
Осуществляет профилактику утомления А сейчас пришло время отдохнуть, вы уже хорошо и много потрудились!!! Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». |
Выполняют движения под руководством учителя |
|
Самостоятельная работа |
Работа с учебником. Стр. 61, № 373 (б, в) Стр. 61, № 375. |
Самостоятельно выполняют задания из учебника |
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату Познавательные: умение планировать деятельность, выделять необходимую информацию; |
Рефлексия, подведение итогов урока |
Как вы понимаете слова С. Коваля: «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические Сезамы»? -Достигли ли мы цели урока? -Что удалось вам на уроке? Клише: На уроке я открыл (узнал)… Меня заинтересовало… Мне было трудно… Мне требуется помощь… |
Подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Сдают Оценочный лист и тетрадь. |
Регулятивные: владение навыками самоанализа и самоконтроля; Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Информация о домашнем задании |
Инструктаж по домашнему заданию «3» № 395 (а, в), №397 (б) «4» № 376 (а, г), №377 (б), 385 «5» № 378 (а), № 396 (а, б), 389 |
Записывают домашнее задание |
Регулятивные: умение проводить самооценку собственных возможностей |