Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Умножение дробей»
Иванова Е.Е.
учитель математики МОУ « СОШ №3 г. Вольска Саратовской области»
Тип урока: открытия нового знания ОНЗ (технология деятельностного метода).
Тема урока : Умножение дробей.
Цели урока:
Обучающий аспект:
-продолжить систематизировать знания по теме дроби;
- вывести правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число;
-применять правило при решении примеров;
-отрабатывать умение применять основное свойство дроби при сокращении дробей;
Развивающий аспект:
- развивать грамотную математическую речь в ходе решения примеров;
-развивать навыки анализа и синтеза при выводе правила умножения дроби на натуральное число;
Воспитывающий эффект:
-воспитывать культуру общения. Следование правилам групповой работы;
- воспитывать аккуратность при выполнении математических записей.
Технологическая карта изучения темы:
“Умножение обыкновенных дробей.”
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
|||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – установить тематические рамки; |
Слушают, осмысливают тип урока и виды деятельности. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. |
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в дорогу за знаниями. Возьмём мы с собой только свои знания и хорошее настроение. – Один великий педагог -Ян Амос Каменский сказал: “Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию”. – И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день будет для нас счастливым, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Умение слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД). Волевая саморегуляция /Регулятивные УУД/ Действие смыслообразования. Мотивация учения (Личностные УУД) |
|||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин) Цели: – организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; – организует выполнение учащимися пробного учебного действия; – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Проговаривают, что повторили. Выполняют задание, предложенное учителем. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Выполняют задание самостоятельно. |
Организует актуализацию умений выполнять действия с дробями. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия |
– С какими числами мы работали на протяжении нескольких уроков? – с обыкновенными дробями. – Какие операции мы умеем выполнять с дробями? – Сложение, вычитание, сокращение дроби. - Сегодня мы продолжим работу с дробями и узнаем новое знание . . Отметьте знаком плюс «+» верные выражения. ; ; ; ;
Представьте числа тремя способами. 7/49; 8/12; 7 доска Что использовали при выполнении задания? Сокращение дроби Найдите сумму 3/40 +3/40 + 3/40 + 3/40 + 3/40 = 3/8 Что особенного в этой сумме? Все слагаемые одинаковые Что с этой суммой можно сделать? Записать в виде произведения Запишите произведение 3/40 *5 Что является доказательством того, что вы произведение записали правильно Определение произведения Что мы сейчас повторили Определение произведения Следующий наш шаг – работа с пробным заданием Слайд Какое задание надо выполнить? Умножить дробь на натуральное число Вы должны найти произведение , не используя определение произведения. Что нового в задании? Умножить дробь на натуральное число У кого нет ответа? В чем у вас затруднение? Кто получил результат – продиктуйте. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своёпредположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме(Коммуникативные УУД). |
|||||||||
III. Выявление места и причины затруднения (1 мин) Цели: – выявить место (шаг, операция) затруднения; – зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). |
Организует фиксирование индивидуального затруднения. |
Какое задание вы должны были выполнить? Умножить дробь на натуральное число В каком месте возникло затруднение? В нахождении произведения Почему у нас возникло затруднение? Мы не знаем правило Что нам нужно Сделать? Поставить цель |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД). |
|||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) Цели: – организовать постановку цели урока; – организовать составление совместного плана действий; – определить средства. |
Проговаривают цели. Записывают: число классная работа и вопрос в тетради. |
Организует постановку цели урока. |
– Какую цель мы поставим перед собой? Вывести правило (алгоритм) умножения дроби на число и научиться применять его при решении примеров и задач Сформулируем тему нашего урока? – Какой главный вопрос нашего сегодняшнего урока: Умножение обыкновенной дробина натуральное число (На доске) |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). |
|||||||||
Проговаривают правила. |
Организует проговаривание правил работы |
– Чтобы достигнуть поставленных целей, что нам необходимо помнить? (Правила работы на уроке.) – Мы сплочённая команда, – Если вы работаете самостоятельно? |
|||||||||||
Называют средства. |
Организует определение средств |
– Какими средствами можем достигнуть целей урок? – Сами попробуем добыть знания, прочитать в учебнике, спросим у учителя….. |
|||||||||||
V. Реализация построенного проекта (9 мин) Цели: – реализовать построенный проект в соответствии с планом; – зафиксировать новое знание в речи и знаках; – организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; – уточнить тему урока. |
Проводят исследование задачи и стараются сформулировать правило умножения дроби на число (в карточке содержится алгоритм-подсказка) |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. |
Возвращение к слайду с пробным заданием Работа в группах (листочки на 2 и 4 парте) , результат на доску. Защита, дополнения от группы. Попробуем записать правило в общем виде. Сама пишу подробно Слайд с формулой Что теперь вы можете использовать для нахождения произведения дроби на натуральное число? Формулу Составим алгоритм Записать дробь: Числитель – произведение числителя на натуральное число; Знаменатель – остается тот же. Если возможно произведи сокращение. Найди произведение чисел в числителе, знаменатель – остается тот же.
Мультфильм «Котенок по имени Гав» Задача: котенок Гав считал, что 2/3 сосики очень маленькая порция. Узнайте сколько съедает Гав за день , если у него трехразовое питание? 2/3*3=2 (сосиски) Ответ : 2 сосиски
|
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану(Регулятивные УУД). |
|||||||||
Формулируют правило, начиная словами: – Я считаю…. – Я предполагаю… Читают правило вслух, и самостоятельно проговаривают про себя. |
Организует подводящий диалог. |
||||||||||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(10 мин) Цель: – организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Выполняют задание в тетрадях, и у доски. |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
1. Давайте попробуем применить наши знания на конкретных примерах. К доске вызывается один ученик для решения примера (учащиеся записывают в тетрадях) 1) 2) = 3) * 3 4) 5)*2 6) *4 С 3по 6 у доски по два человека. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
|||||||||
Отвечают на вопросы, записывают новое действие |
Организует применение нового способа действия. |
2. Где можно применить действия с дробями (при решении задач) и примеров -Как вы думаете, где вам встретится такие задания?(на доске вывести текст ОГЭ,где есть задания с дробями) Предложить детям выполнить задания в тетрадях и на доске. (4/7-1/14) *3 (13/20-11/20)*5 2/m*m Физминутка Проектор выключай |
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других(Коммуникативные УУД). |
||||||||||
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). |
|||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цели: – организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; – организовать самопроверку по эталону, самооценку; – организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Выполняют самостоятельную работу. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Контролирует работу в парах |
– А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. У каждого из вас на столах карточки с самостоятельной работой. После её выполнения вам предстоит выполнить самопроверку. ( приложение 1)
-Кто изображен на ваших рисунках - Что объединяет их? ( Это литературные герои) - 2015 год в России объявлен годом литературы. |
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
|||||||||
Выполняют самооценку по эталону. На карточках планирования последующей деятельности продолжают фразы: Повторить….. |
Организует выполнение проверки Организует выполнение работы над ошибками. |
– Выполните проверку, оцените себя и занесите оценку в оценочный лист.
|
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД). |
||||||||||
VIII. Включение в систему знаний.(5 мин) |
Слушают объяснение. Работают самостоятельно. |
Организует работу самостоятельно. Контролирует работу в парах. |
– Ребята, я предлагаю вам поработать коллективно у доски и проверить свои знания. В задание включены все действия с дробями, с которыми мы уже познакомились. Вам необходимо проявить свои знания, внимательность и сплочённость . Найдите периметр квадрата со стороной 4/7 метра? Скорость велосипедиста 17/2 км/ч . Какое расстояние он проехал за 4 часа? Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч и ехал 1/2 часа. он был вынужден изменить свою скорость до 40 км/ч в течении 3/8 часа. Какое расстояние проехал вездеход? Участок прямоугольной формы огорожен забором. Какова длина забора, если длина участка 41/2 м, а ширина 153/2 м? Дополнительные задания для сильных 1 вариант *6;*8; *7; *9; *2. 2 вариант *4; *3; * 6; *4; *2. |
Уметь выстраивать последовательность действий на уроке;(Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД). |
|||||||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Регистрируются и выбирают утверждение. |
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Организует регистрацию в системе голосования. |
– Какую цель ставили? – Научиться умножать дробь на натуральное число. – Достигли цели? – Научились и ответили на вопрос урока. – Какая тема урока была? – Умножение дроби на нат.число. – Выполните рефлексию, выбрав одно из предложенных утверждений. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|||||||||
X. Домашнеезадание. |
Слушают объяснение Задают вопросы. |
Объясняет цели домашнего задания. |
– Домашнее задание сегодня будет творческое. Возьмите буклеты с домашней работой. Вам необходимо составить задачу по рисунку и составить задачу и сделать к ней свой рисунок. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные |
Приложение 1
*3 |
4* |
*6 |
7* |
*4 |
5* |
*13 |
4* |
10* |
Приложение 4
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Вид работы |
Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично |
Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать |
Было трудно, не все смог выполнить и понять |
Найди правильный ответ |
|||
Вспоминаем то, что знаем |
|||
Первичное закрепление |
|||
Собери пазл |
|||
Составление и решение задач |
Работа ученика(цы) 5а класса ______________________
*6=
*9=
*2=.
*4=
*3=
* 6=
*4=
*2=
Работа ученика(цы) 5а класса ______________________
*6=
*9=
*2=.
*4=
*3=
* 6=
*4=
*2=