Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме: «Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и значением суммы».
Методические рекомендации по проведению урока.
На уроке учащимся предстоит сформулировать вывод о возможности нахождения одного из слагаемых по значению суммы и второму слагаемому. Затруднение могут возникнуть при формулировке учащимися правила нахождения неизвестного слагаемого в уравнении на основе связи между слагаемыми и значением суммы. Поэтому урок надо проводить таким образом, чтобы ученик:
1)имел представление об уравнении, как о равенстве, в котором есть неизвестное число, обозначенное буквой;
2) умел решать уравнение способом подбора;
3)знал название компонентов при операции сложения.
При изучении данной темы на первом этане урока учащимся предстоит сформулировать вывод о возможности нахождения одного из слагаемых по значению суммы и второму слагаемому.
План урока.
Тема программы: «Уравнения и их решения».
Тема урока: «Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и значением суммы».
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Вид урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для развития умений решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого.
Задачи урока:
сформулировать правило нахождения неизвестного слагаемого в уравнении на основе связи между слагаемыми и значением суммы;
решать уравнения с неизвестными слагаемыми;
составлять уравнения с неизвестным слагаемым в текстовой задаче.
Оборудование: ноутбуки, интерактивная доска
Технологическая карта урока математики во 2 классе
по теме: «Решение уравнений на основе связи между слагаемыми и значением суммы».
Планируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: | Обучающиеся получат возможность для формирования: |
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно - исследовательской деятельности; | -общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; |
понимание причин успеха в учёбе; | -самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; | понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир; |
-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; | - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. |
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых | -под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации |
-строить небольшие математические сообщения в устной форме ( до 4-5 предложений) | формулировать выводы на основе сравнения, |
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства | Использовать средства для решения коммуникативных задач |
Использовать простые речевые средства для передачи своего мнения | Проявлять инициативу в учебно- познавательной деятельности |
Предметные результаты: Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: | |||
-использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения; -решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, на основе связи между слагаемым и значением суммы. | -решать уравнения на основе связи между слагаемыми и значением суммы. | |||
Этап урока ( учебная ситуация) | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействия в образовательном процессе; деятельность учителя деятельность ученика | |
Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению. | Система ценностных отношений Сформированные УУД | Формирование и развитие системы ценностных отношений к личностным, метапредметным и предметным результатам. | Организует ситуацию решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов. | Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений. |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Формальная готовность к уроку. Взаимоконтроль. | Формирование и развитие ценностных отношений к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке). | Ну-ка проверь, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте Всё ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? -Вспомните, какие математические задания, упражнения мы умеем выполнять? -Как вы думаете, в математике существуют только эти задания, или существуют ещё и другие, неизвестные нам? -Хотели бы вы научиться новому? -А для чего вам нужны новые знания? Ни к чему стоять на месте От безделья скучать. Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут. Под таким девизом и проведём наш урок. | Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. |
2.Актуализация знаний, мотивация. | Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний. | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания. | На доске запись ряда чисел 2, 4, 6, 10… Задание№1: Продолжи закономерность. - Какая здесь закономерность? Что вы знаете о сложении? Какое действие обратное сложению? Как называются компоненты при сложении? Какую тему изучаем? Что такое уравнение? Задание №2(интеракт.доска) - Найди среди данных записей уравнения: 48-25=23 30+х>4 36-х=12 Х+5 | Слушают, записывают ряд чисел и продолжают его. Сравнивают получившийся результат. Формулируют своё затруднение ( недостаточность способов действия) Называют тему и объясняют, что уравнение это равенство, в котором есть неизвестное число, обозначенное буквой. Анализируют каждую запись делают вывод. |
3.Постановка учебной задачи. | Сформулированная и зафиксированная с помощью решения уравнений учебная задача в самостоятельной или совместной деятельности с учителем. Представления обучающихся, о том, что нового они узнают, чему научатся на уроке. | Формирование и развитие ценностных отношений к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). | Задание №3 (интеракт.доска) - Из чисел 2,5,8,11 выбери для каждого уравнения такое значение х при, котором получится верное равенство. 4+х=12 2+х=7 х-9=2 -Каким способом решали уравнения? -Удобно было вам решать уравнения таким способом? Этот способ решения уравнений не всегда бывает удобным, а иногда и трудным. Уравнения можно решать и другим способом, но для этого нужно знать взаимосвязь между компонентами. Сегодня мы будем работать с компонентами сложения. - Кто сможет назвать тему нашего урока. Сформулируйте задачи урока. Что мы должны научиться делать сегодня на уроке? | Слушают задание. Решают уравнения способом подбора. Проговаривают название способа. Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Формулируют тему урока и задачи: Находить неизвестное слагаемое; Научиться решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого. |
4.Решение учебной задачи. | Новый алгоритм решения уравнения на основе взаимосвязи между слагаемыми и суммой. | Формирование и развитие ценностных отношений к совместной познавательной деятельности по открытию нового правила. | Работа с учебником. Задание. №75 с.36 1)- Найди значение сумм и разностей. 2) Как равенства каждого столбца связаны между собой? -Что получится, если из значения суммы двух чисел вычесть одно из слагаемых? -Как найти неизвестное слагаемое? 3) Решите уравнения. (взаимопроверка) | Формулирование и проверка гипотезы о способе нахождения неизвестного слагаемого. (Моделируют правило, сравнивают с правилом в учебнике.) Решают уравнения на основе сформулированного вывода. |
Физминутка. | ||||
5.Первичное закрепление ( применение алгоритма на практике) | Умение действовать по правилу. | Формирование и развитие ценностных отношений к умению выполнять задания по алгоритму. | Задание:№77с.36 1)Реши уравнения: 2) Чем похожи эти уравнения? 3)Запиши другие уравнения с тем же значением неизвестного слагаемого и реши их. | Решают уравнения на нахождение неизвестного слагаемого. Сравнение уравнений, нахождение общего признака. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Умение применять правило в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ценностных отношений к обобщению знаний и способов действий. Повторение ранее усвоенных знаний. | Работа с обучающими программами на ноутбуках (работа в парах). | Выполняют решение уравнений. Осуществляют самоконтроль и самооценку. |
Физминутка для глаз. | ||||
7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний. | Использование нового знания в условиях решения задач. | Формирование и развитие ценностных отношений к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее изученных знаний. | Задание: №78 с.37 Решение задачи (составлением уравнения). | Моделирование (составляют уравнение по конкретному сюжету, описанному в задаче). Решают задачу составлением уравнения. |
8.Итог занятий. Рефлексия деятельности. 9. Домашнее задание. | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ценностных отношений к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Над какой темой мы сегодня работали на уроке? Какие задачи были поставлены? Выполнили мы эти задачи? Оцените работу на уроке. Интеракт.доска: М Д Д 1)Учебник. №76 с.36 2)Составь уравнения на нахождение неизвестного слагаемого. Урок окончен. Спасибо за урок. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают ( фиксируют) свои достижения. Стикерами показывают своё отношение к видам деятельности. Слушают и записывают домашнее задание. |
7