Интегрированный урок по математике «Слагаемые и значение суммы», (1 класс)

2
0
Материал опубликован 23 January 2018 в группе

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Слагаемые и значение действий».

Учитель: Решетникова Т. А., МАОУ гимназия №49 г. Тюмень («Перспективная начальная школа»).

Класс

1 «В»

Тип урока:

Интегрированный урок. "Урок усвоения новых знаний"

Тема урока:

«Слагаемые и значение суммы».

Цель урока:

Способствовать ознакомлению с понятием «значение суммы»; создать условия для формирования умений составлять сумму по рисунку, находить значение суммы на наглядной основе.

Задачи урока:

Образовательные:

Формирование культуры математической речи.

Учить читать равенства, используя математическую терминологию («слагаемое», «слагаемое», «сумма»).

Формировать умение записывать суммы чисел.

Закрепление знаний о составе изученных чисел.

Закреплять вычислительные навыки сложения с изученными числами.

Развивающие:

Развитие связной математической речи.

Развивать словесно-логическое мышление (на математическом материале), словесно - логическую память, произвольность внимания.

Развитие математических понятий, навыков самостоятельности;

Развивать логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Воспитательные:

Воспитывать познавательную активность.

Воспитывать интерес к математике, культуру поведения на уроке.

Формировать умение работать в коллективе, в парах.

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные термины, понятия:

Сумма, первое слагаемое, второе слагаемое, равенство, значение суммы.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Умения:

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать новое, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду.

Предметные умения:  употреблять новые понятия в речи, умение работать со счётным материалом, сравнивать и обобщать, совершенствование устного счёта, формирование умения решать задачи.

Метапредметные умения:

Познавательные:  использовать источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни.

Регулятивные:  выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности  и оценивать его.

Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

п\п

Микроцели

Учебная ситуация

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Формы

1.

Организация учебного процесса

Цель:

1) Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) Определение содержательных рамок урока: действие сложения.

3) Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

- Ребята, чему был посвящён предыдущий урок математики?

Была ли успешной ваша работа?

Учитель открывает на доске девиз урока:

 

Хочу все знать!

 

 

Что особенного вы ждете от сегодняшнего урока?

Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.

На прошлом уроке мы работали над составом чисел 2, 3, 4, 5.

- Узнаем что-то новое.

Вопросно-ответная технология

Фронтальная работа

2. Актуализация  опорных знаний и умений

Цель:

1) создание условий для овладения обучающимися знаниями об отличительных особенностях загадки.

-Чтобы хорошо поработать на уроке, нужно сделать зарядку для ума. Ответы записываем в тетрадь и на доске.

1.Отгадайте-ка ребятки, что за цифры есть в загадках?

- Вид ее как запятая, хвост крючком и не секрет: любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет.

С хитрым носиком сестрица
Счет откроет …(единица)

- Налитая, симпатичная,

цифра самая отличная,

на серп она похожа,

ее ты знаешь тоже.

Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,
Ты получше посмотри –
Это вроде бы и буква,

Но еще и цифра …


Раздувается всё шире
Циферка… (4)

На доске записаны цифры:

2, 1, 3, 4, 5

- Какие числа поменялись местами?

- Верните их на место, восстановив числовой ряд

(запишите ниже):

- Как можно назвать числа второго ряда?

- Назови самое маленькое натуральное число? 

- Можно ли назвать самое большое натуральное число?

- Какие математические записи можно записать с числами?

- Назовите соседей числа 2, 3, 4?

- Назовите число, предшествующее числу 2, 3, 4, 5?

- Число 2 является последующим, для какого числа?

и т. д.

2

1

5

3

4

1, 2, 3, 4, 5

- Натуральные числа, однозначные.

- «Один»

- Последнего натурального числа не существует. Натуральный ряд чисел бесконечен.

- Равенство, неравенство.

- 1 и 3; 2 и 4; 3 и 5.

- Числу «два» предшествует число «один» и т. д.

Контроль и самоконтроль. Разминка.

Фронтальная работа.

Самостоятельное выполнение упражнений.

3. Актуализация смысла действия сложения.

Цель:

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Открывается рисунок на доске (слайд)

- Ребята, предположите, что сегодня будем закреплять на уроке?

Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского «Времена года»). Какое время года изобразил композитор?

- Какое сейчас время года? 

- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Она и к нам заглянула в класс и оставила для вас корзиночку с грибами. С приходом осени животные запасают на зиму еду. Послушайте рассказ В. Бианки и определите, о каком животном говориться в рассказе:

БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ. В. БИАНКИ

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых  гнезд  на  деревьях.   Там у нее сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала  грибы  —  маслята  и  подберезовики.  Их  она насадила на обломанные сучочки  сосен  и  сушит  впрок.  Зимой  она  будет бродить по ветвям, и подкрепляться сушеными грибами.

- Правильно, рассказ о белке.

Я предлагаю вам составить математический рассказ и помочь лесным жителям приготовить еду на зиму:

- Сегодня на уроке будем складывать, находить результат сложения, читать выражения, называть компоненты сложения.

- Осень.

- Рассказ о белке.

Метод исследования.

Закрепление теоретического материала полученного на уроках окружающего мира.

.

Экскурсия в природу.

 

Задание для пробного действия.

Цель:

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

- Можно ли записать равенства к нашим рисункам?

– Как называются полученные записи?

– Как называются числа при сложении?

– Чем похожи суммы?

- Как можно назвать число, которое получится в результате сложения чисел?

Вывод: Значение суммы равно четырем.

Чтение выражение разными способами:

- Под деревом росли два белых гриба и два подосиновика.

- В лесу я нашел один рыжик и три подберезовика.

- Ежик на зиму запас три масленка и один белый гриб.

- Можно.

2 + 2

1 + 3

3 + 1

-Это суммы.

- Слагаемые.

- При решении выражений

получается 4.

- Сумма.

2 + 2 = 4

1 + 3 = 4

3 + 1 = 4

«Сумма чисел двух и двух равно четырем» или

«Значение чисел двух и двух равно четырем» и т. д.

Репродуктивный метод.

Вооружение основными ЗУН, необходимыми для владения данной темой.

Формирование навыков исследовательской работы.

Групповая работа.

Упражнение в практическом применении формируемых умений и навыков.

4.

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

- Ребята, откройте учебник на стр. 63, найдите запись, где записаны компоненты сложения и найдем новое слово, с которым мы сегодня познакомились.

- Сегодня на уроке мы будем находить?

- Мы, верно, определили тему урока?

Физминутка:

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
 
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты).

- Значение суммы.

- Сегодня на уроке будем находить значения сумм.

Исследовательский метод.

Четкая формулировка главной проблемы и раскрытие путей ее решения. Обязательность обобщения.

5.

Реализация построенного проекта.

Цель:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

- Какой знак надо поставить, чтобы получились суммы:

2 2 3

1 1 4

- Почему?

- Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое.

 Можно ли продолжить эту запись? 

- Что можно найти?


 

- Найдите значение суммы:


 


 


 


 

- Каким способом вы находили значение суммы?

- Если между суммой и значением суммы стоит знак равно, то, как ещё можно назвать эту запись?

- «Плюс»

- Когда между числами стоит знак «+», эта запись называется сумма.

- (дети называют слагаемые во всех записях)

- Да.

- Значение суммы.

Дети проговаривают:

- Сумма чисел трех и двух равна пяти или Значение суммы трех и двух равно пяти.

- Сложением.

- Равенство.

Проблемный метод.

Развитие интереса к знаниям и к практике предмета.

Углубление знаний по отдельным вопросам теории.

Вооружение учащихся информационными и познавательными ЗУН.

Фронтальная.

Письменная работа.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

- Ребята, мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Владимировича Михалкова. (105-летие в 2018 г)

- Какие стихотворения этого поэта, писателя, сказочника мы выучили?

- Послушайте еще одно стихотворение Сергея Михалкова «Котята» в музыкальном исполнении и подумайте, как автор использовал числа:

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.


 

- С какого числа начинают счет в математике?

- На что похоже стихотворение, когда в таком исполнении использовать числа?

- То есть, числа можно использовать в литературе, а как мы в математике можем использовать данные из стихотворения?

- Какая математическая запись соответствует стихотворению.

Какие слова из стихотворения помогут выбрать нужную запись?

- Какую видите закономерность?

- Это состав, какого числа?

Вывод: Можно ли сказать, что одно из чисел 2, 5, 3 является значением суммы двух других?

- «Чистописание», «Школа», «Не спать», «Щенок», «1 сентября», «Часы».

- С числа «один».

- На считалочку.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА

- Используется математическое правило: «От перестановки слагаемых сумма или значение суммы не изменяется»

- «Пяти»

- Вывод: Можно записать 2+ 3, или 3 + 2, а получится всё равно 5. То есть,

- от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности.

Фронтальная

7. Самоконтроль с самопроверкой.

Цель:

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: № 3 стр. 63

(можно на доске, при помощи цветных магнитов).

- Ученик выбирает математическую запись и читает полученное выражение, используя математический язык:

1.Внимательно слушай товарища.
2.Говори вполголоса
3.Исправляй товарища
так, чтобы не обидеть.
4.Береги каждую минуту.

Игровая технология.

Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть проблемы.

Получение информации об уровне знаний, умений и навыков каждого учащегося.

Работа в группе.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

- Для чего нам нужно знать знание состава чисел, чтение разными способами вычисления?

- Может, зря мы столько работали сегодня?


 


 

- Какой пиктограмме соответствует ваша деятельность на уроке? Оцените свою работу.

Выводы:

Из литературных источников мы узнали, где можно встретить числа.

В результате нашей работы мы узнали, как используются числа в нашей жизни. И поняли, что без знания математики обойтись невозможно.

Д/з Вспомните сказки, мультфильмы, в названиях сказок, фильмов, мультфильмов.

М. Михайлов «Два мороза», С Михалков «Три поросёнка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев».


 

- При изучении каждого числа, мы изучаем состав этих чисел, учимся рассуждать и использовать математическую речь.

Обобщение материала по теме.

Подведение итогов творческой работы.

Оценка результатов наблюдений.

   

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.