Интегрированный урок по математике «Слагаемые и значение суммы», (1 класс)
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Слагаемые и значение действий».
Учитель: Решетникова Т. А., МАОУ гимназия №49 г. Тюмень («Перспективная начальная школа»).
Класс |
1 «В» |
Тип урока: |
Интегрированный урок. "Урок усвоения новых знаний" |
Тема урока: |
«Слагаемые и значение суммы». |
Цель урока: |
Способствовать ознакомлению с понятием «значение суммы»; создать условия для формирования умений составлять сумму по рисунку, находить значение суммы на наглядной основе. |
Задачи урока: |
Образовательные: Формирование культуры математической речи. Учить читать равенства, используя математическую терминологию («слагаемое», «слагаемое», «сумма»). Формировать умение записывать суммы чисел. Закрепление знаний о составе изученных чисел. Закреплять вычислительные навыки сложения с изученными числами. Развивающие: Развитие связной математической речи. Развивать словесно-логическое мышление (на математическом материале), словесно - логическую память, произвольность внимания. Развитие математических понятий, навыков самостоятельности; Развивать логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Воспитательные: Воспитывать познавательную активность. Воспитывать интерес к математике, культуру поведения на уроке. Формировать умение работать в коллективе, в парах. Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные термины, понятия: |
Сумма, первое слагаемое, второе слагаемое, равенство, значение суммы. |
Межпредметные связи: |
Окружающий мир, литературное чтение, музыка. |
Умения: |
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать новое, осознание своей успешности при освоении темы, проявлять эмоционально – ценностное отношение к труду. Предметные умения: употреблять новые понятия в речи, умение работать со счётным материалом, сравнивать и обобщать, совершенствование устного счёта, формирование умения решать задачи. Метапредметные умения: Познавательные: использовать источники информации для выполнения учебного задания, использовать приобретённые знания в жизни. Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его. Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, адекватно взаимодействовать с партнёром, используя речевые средства, согласовывать позицию и находить общее решение при выполнении работы в паре, группе. |
№ п\п |
Микроцели |
Учебная ситуация |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы |
Формы |
1. Организация учебного процесса |
Цель: 1) Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) Определение содержательных рамок урока: действие сложения. 3) Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. |
- Ребята, чему был посвящён предыдущий урок математики? Была ли успешной ваша работа? Учитель открывает на доске девиз урока:
Хочу все знать!
Что особенного вы ждете от сегодняшнего урока? Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания. |
На прошлом уроке мы работали над составом чисел 2, 3, 4, 5. - Узнаем что-то новое. |
Вопросно-ответная технология |
Фронтальная работа |
2. Актуализация опорных знаний и умений |
Цель: 1) создание условий для овладения обучающимися знаниями об отличительных особенностях загадки. |
-Чтобы хорошо поработать на уроке, нужно сделать зарядку для ума. Ответы записываем в тетрадь и на доске. 1.Отгадайте-ка ребятки, что за цифры есть в загадках? - Вид ее как запятая, хвост крючком и не секрет: любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет. С хитрым носиком сестрица - Налитая, симпатичная, цифра самая отличная, на серп она похожа, ее ты знаешь тоже. Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Но еще и цифра …
На доске записаны цифры: 2, 1, 3, 4, 5 - Какие числа поменялись местами? - Верните их на место, восстановив числовой ряд (запишите ниже): - Как можно назвать числа второго ряда? - Назови самое маленькое натуральное число? - Можно ли назвать самое большое натуральное число? - Какие математические записи можно записать с числами? - Назовите соседей числа 2, 3, 4? - Назовите число, предшествующее числу 2, 3, 4, 5? - Число 2 является последующим, для какого числа? и т. д. |
2 1 5 3 4 1, 2, 3, 4, 5 - Натуральные числа, однозначные. - «Один» - Последнего натурального числа не существует. Натуральный ряд чисел бесконечен. - Равенство, неравенство. - 1 и 3; 2 и 4; 3 и 5. - Числу «два» предшествует число «один» и т. д. |
Контроль и самоконтроль. Разминка. |
Фронтальная работа. Самостоятельное выполнение упражнений. |
3. Актуализация смысла действия сложения. |
Цель: Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Открывается рисунок на доске (слайд) - Ребята, предположите, что сегодня будем закреплять на уроке? Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского «Времена года»). Какое время года изобразил композитор? - Какое сейчас время года? - Действительно, сейчас у нас гостит осень. Она и к нам заглянула в класс и оставила для вас корзиночку с грибами. С приходом осени животные запасают на зиму еду. Послушайте рассказ В. Бианки и определите, о каком животном говориться в рассказе: БЕЛКИНА СУШИЛЬНЯ. В. БИАНКИ Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собрала грибы — маслята и подберезовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям, и подкрепляться сушеными грибами. - Правильно, рассказ о белке. Я предлагаю вам составить математический рассказ и помочь лесным жителям приготовить еду на зиму: |
- Сегодня на уроке будем складывать, находить результат сложения, читать выражения, называть компоненты сложения. - Осень. - Рассказ о белке. |
Метод исследования. Закрепление теоретического материала полученного на уроках окружающего мира. . Экскурсия в природу. |
|
Задание для пробного действия. |
Цель: Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
- Можно ли записать равенства к нашим рисункам? – Как называются полученные записи? – Как называются числа при сложении? – Чем похожи суммы? - Как можно назвать число, которое получится в результате сложения чисел? Вывод: Значение суммы равно четырем. Чтение выражение разными способами: |
- Под деревом росли два белых гриба и два подосиновика. - В лесу я нашел один рыжик и три подберезовика. - Ежик на зиму запас три масленка и один белый гриб. - Можно. 2 + 2 1 + 3 3 + 1 -Это суммы. - Слагаемые. - При решении выражений получается 4. - Сумма. 2 + 2 = 4 1 + 3 = 4 3 + 1 = 4 «Сумма чисел двух и двух равно четырем» или «Значение чисел двух и двух равно четырем» и т. д. |
Репродуктивный метод. Вооружение основными ЗУН, необходимыми для владения данной темой. Формирование навыков исследовательской работы. |
Групповая работа. Упражнение в практическом применении формируемых умений и навыков. |
4. Выявление места и причины затруднения. |
Цель: Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
- Ребята, откройте учебник на стр. 63, найдите запись, где записаны компоненты сложения и найдем новое слово, с которым мы сегодня познакомились. - Сегодня на уроке мы будем находить? - Мы, верно, определили тему урока? Физминутка: Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! |
- Значение суммы. - Сегодня на уроке будем находить значения сумм. |
Исследовательский метод. |
Четкая формулировка главной проблемы и раскрытие путей ее решения. Обязательность обобщения. |
5. Реализация построенного проекта. |
Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
- Какой знак надо поставить, чтобы получились суммы: 3 2 2 3 4 1 1 4 - Почему? - Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое. Можно ли продолжить эту запись? - Что можно найти?
- Найдите значение суммы:
- Каким способом вы находили значение суммы? - Если между суммой и значением суммы стоит знак равно, то, как ещё можно назвать эту запись? |
- «Плюс» - Когда между числами стоит знак «+», эта запись называется сумма. - (дети называют слагаемые во всех записях) - Да. - Значение суммы. Дети проговаривают: - Сумма чисел трех и двух равна пяти или Значение суммы трех и двух равно пяти. - Сложением. - Равенство. |
Проблемный метод. Развитие интереса к знаниям и к практике предмета. Углубление знаний по отдельным вопросам теории. Вооружение учащихся информационными и познавательными ЗУН. |
Фронтальная. Письменная работа. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
- Ребята, мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Владимировича Михалкова. (105-летие в 2018 г) - Какие стихотворения этого поэта, писателя, сказочника мы выучили? - Послушайте еще одно стихотворение Сергея Михалкова «Котята» в музыкальном исполнении и подумайте, как автор использовал числа: Вы послушайте, ребята,
- С какого числа начинают счет в математике? - На что похоже стихотворение, когда в таком исполнении использовать числа? - То есть, числа можно использовать в литературе, а как мы в математике можем использовать данные из стихотворения? - Какая математическая запись соответствует стихотворению. Какие слова из стихотворения помогут выбрать нужную запись? - Какую видите закономерность? - Это состав, какого числа? Вывод: Можно ли сказать, что одно из чисел 2, 5, 3 является значением суммы двух других? |
- «Чистописание», «Школа», «Не спать», «Щенок», «1 сентября», «Часы». - С числа «один». - На считалочку. ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА - Используется математическое правило: «От перестановки слагаемых сумма или значение суммы не изменяется» - «Пяти» - Вывод: Можно записать 2+ 3, или 3 + 2, а получится всё равно 5. То есть, - от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. |
Формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности. |
Фронтальная |
7. Самоконтроль с самопроверкой. |
Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: № 3 стр. 63 (можно на доске, при помощи цветных магнитов). - Ученик выбирает математическую запись и читает полученное выражение, используя математический язык: |
1.Внимательно слушай товарища. |
Игровая технология. Оказание помощи в преодолении затруднений и углубление в суть проблемы. Получение информации об уровне знаний, умений и навыков каждого учащегося. |
Работа в группе. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
- Для чего нам нужно знать знание состава чисел, чтение разными способами вычисления? - Может, зря мы столько работали сегодня?
- Какой пиктограмме соответствует ваша деятельность на уроке? Оцените свою работу. Выводы: Из литературных источников мы узнали, где можно встретить числа. В результате нашей работы мы узнали, как используются числа в нашей жизни. И поняли, что без знания математики обойтись невозможно. Д/з Вспомните сказки, мультфильмы, в названиях сказок, фильмов, мультфильмов. М. Михайлов «Два мороза», С Михалков «Три поросёнка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев».
|
- При изучении каждого числа, мы изучаем состав этих чисел, учимся рассуждать и использовать математическую речь. |
Обобщение материала по теме. Подведение итогов творческой работы. |
Оценка результатов наблюдений. |