Технологическая карта урока математики на тему «Действие умножения. Знак умножения» (2 класс)
Технологическая карта и самоанализ открытого урока математики, проведённого 01/03/ 2017г.
в ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Учитель: Талицкая Марина Григорьевна
Класс: 2 кл.
Предмет: математика
Тема: «Умножение. Смысл умножения»
Учебник: М.И.Моро, М.А. Бантова, г,в,Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В.Степанова «Математика», 2 класс, «Школа России», М.: Просвещение, 2015.
Цель: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложение одинаковых слагаемых.
Задачи:
Образовательные: дать представление о новом математическом действии, сформировать представление о связи умножения и сложения одинаковых слагаемых, формировать умение заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения и наоборот.
Развивающие: развивать умение анализировать учебный материал, развивать логическое и критическое мышление, восприятие, развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым, аккуратность, настойчивость в достижении поставленных целей, упорство в отстаивании своей позиции.
Здоровьесберегающие: создавать атмосферу позитивности и благоприятного психологического климата на уроке, создавать условия для улучшения физического и психологического состояния учащихся.
Формирование УУД:
Личностные: самоопределение, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, смыслообразование, самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе опорных знаний (целеполагание), определение последовательности промежуточных целей и соотнесение их с конечным результатом, контроль и самоконтроль в форме сравнения способа действий и его результата с эталоном, коррекция действий, выделение и осознание учащимися уровня достигнутого, самооценка, самопроверка и взаимопроверка.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ информации и структурирование знаний, произвольное построение речевого высказывания, нахождение наиболее эффективного способа решения учебной задачи, рефлексия способов действий.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, принятие решения и его реализация, разрешение возможных конфликтов, управление собственным поведением, контроль и самоконтроль, коррекция своего поведения в соответствии требованиям межличностной коммуникации.
Метапредметные результаты: формирование умения планировать свое речевое поведение, развитие коммуникативной компетенции, совершенствование умения определять содержание усвоенных знаний, развитие умения ставить перед собой цели и определять задачи, совершенствование умения планировать последовательность действий, прогнозировать результат и овладевать исследовательскими учебными действиями, совершенствование умения осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением, научатся сравнивать числовые равенства и неравенства, решать примеры и задачи с помощью умножения. Выполнять задачи творческого и поискового характера. Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Тип урока: получение нового знания
Формы работы учащихся: в парах, фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный, практический (дидактическая игра)
Оборудование: Доска, мультимедиа, наглядность, карточки, презентация, индивидуальные маркерные доски.
Виды самооценки: 1. Методика «Радуга» Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 2 ошибки – желтым цветом, 3 ошибки – оранжевым, более 4 ош. - белым. В конце урока учение может сам поставить себе оценку. Красный цвет -5, красный и зелёный – 4 и т.д.
2. Методика «Волшебная линеечка». Оценивают себя в конце урока в тетради за правильное и аккуратное выполнение заданий.
3. Методика «Рефлексия деятельности». В конце урока дети наклеивают «стикеры» в соответствии с самоанализом своей деятельности на уроке. Всё понятно, легко- домик, есть проблемы -яблочко, не понял совсем, было трудно – указательный палец.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Этап мотивации к деятельности |
Приветствие. Посадка. Проверка готовности к уроку. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдёт вам, дети, впрок. Постарайтесь всё понять И внимательно считать - Недавно мы читали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Одним из героев был старичок. Он подарил Павлику «Волшебное слово». Давайте представим, что это тот самый дедушка. Сегодня мы пойдём к нему в гости, а точнее в сад. Будем помогать собирать урожай. |
Посадка. Проверка готовности к уроку Настраиваются на работу. |
Р. Контроль своих действий Л. Понимание значения получения новых знаний, формирование умения и желания учиться. Принятие желание помочь пожилому человеку. К. Совместное речевое проговаривание. |
Этап актуализации опорных знаний |
Устный счёт (1 группа у доски) - Наведём порядок на грядках. Найдите равные выражения и составьте пары. (на отдельных карточках) 54+7, 63+38, 9дм 4 см, 46-15, 1м2дм 6см, 12-7+9, 90-27, 100-29, 94см, 28+3, 12дм6см, 16-8+6 - Поставьте знаки сравнения, не считая выражения. (2 группа у доски) 8+7+15+65 * 7+65+20+8 5+13+24+6 *13+6+5+42 -Как это можно сделать? (Найти одинаковые слагаемые, сравнить только различные) -Решить цепочки примеров, передавая друг другу по очереди лист с заданием (3 группа) Математический диктант (4 и 5группа) Работа с интерактивной доской |
Считают устно, работают в группах. Презентация. Слайд1 Слайд 2 Самооценка и закрашивание кружочка. |
П. Анализ информации Р. Осознание учебной задачи, осуществление самоконтроля, сравнение информации с эталоном. К. Постановка самому себе вопросов и принятие решений, умение работать в группе, договариваться, распределять обязанности. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
-Пришла пора садить семена на рассаду. Сколько всего семян цветов приготовил дедушка? (ИХ УДОБНО СЧИТАТЬ ПО 5) Сколько раз по 5 придётся писать? -Сколько всего поленьев напилил дедушка, а нам с вами необходимо прибрать на место? (Считаем по 4) Сколько раз по 4 придётся писать? |
Презентация. Слайд 3,4 Отвечают на вопросы. Записывают решение: 5+5+5+5+5=25 4+4+4+4+4+4+=24 Отвечают на вопросы, делают вывод, что складывать одно и то же число много раз неудобно. Самооценка и закрашивание кружочка. |
Л. Установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом, смыслообразование. Р. Целеполагание, выделение и осознание уровня достигнутого К. Установление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, составление речевого высказывания, управление собственным поведением. П. Анализ информации, структурирование знаний, нахождение наиболее эффективного способа решения учебной задачи. Л. Смыслообразование Р. Целеполагание К. Установление учебного сотрудничества |
Построение плана выхода из затруднений в деятельности. Постановка учебной цели |
-Дедушка хочет угостить нас вишней. Он приготовил для каждого из вас по 3 вишни. Сколько раз по 2 вишни придётся записать? Попробуйте это сделать на одной маркерной доске в группах. т.д. -Удобно вам было? Быстро? Вспомните, о каких математических действиях мы говорили в начале урока? Можно ли для решения этой проблемы использовать сложение… вычитание? Как же быть? Что вы предлагаете? |
Презентация. Слайд 5 Работают на маркерной доске в группе, обсуждают. Записывают 2+2+2+….. 27 раз Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют идею о необходимости использования нового действия |
П. Анализ учебной информации, нахождение наиболее эффективного способа решения, самостоятельное формулирование вывода К. Организация совместного обсуждения, сотрудничества разрешение возможных конфликтов |
Овладение новым знанием |
Дедушка хочет вам дать совет. Для устранения подобных затруднений, когда много раз приходится складывать одно и то же число, используют другое действие – умножение. (Показать знак действия умножения) Тогда пишут так: на первое место пишут число, которое повторяется, на второе место – сколько раз оно повторяется, а между ними ставят знак «∙»: 3*27 -Дедушка собрал ещё и абрикосы. По сколько, сколько раз? Первое число в записи умножения показывает по сколько взяли, второе – сколько раз? |
Презентация. Слайд 6 Слушают, задают вопросы Отвечают на вопросы Работают по учебнику, заучивают правило. Самооценка и закрашивание кружочка. |
К. Организация совместного обсуждения, установления сотрудничества с учителем, речевая коммуникация. Л. Организация исследовательского пространства ученика П. Анализ и исследование информации, рефлексия способов действий |
Физкультминутка: Дети в огород идут, А там ягодки растут. Дети спинки нагибают, Ягодки они срывают. На носочки я встаю, Яблочки я достаю. С яблочком бегу домой, Дедушке подарок мой. |
Произносят стихотворение, сопровождая физическими упражнениями. |
||
Актуализация нового знания |
-Мы собрали яблоки и положили их на тарелки. По сколько яблок на каждой тарелке?
- Придумайте две суммы одинаковых слагаемых для своего соседа на индивидуальных маркерных досках. Поменяйтесь досками с соседом по парте - Замените сложение умножением и наоборот. 5+5+5+5+5= 4+4+3+4+4= 8*3= 3+3+3+8= 7*4= -Обсудите в группах ваше решение. -Где вы испытывали затуднение? -Какие выражения вы не смогли заменить умножением - Так что же такое умножение? (Учитель корректирует выводы детей и направляет на формулировку правила) |
Записывают решение: 5+5 = 10 Заменяют сложением 5*2=10 Слайд 7 Фронтальная работа, один ученик работает с презентацией на экране, работа выполняется с коллективными пояснениями. Записывают в тетрадь Слайд 8 Самостоятельно формулируют правило. Несколько учеников повторяют сформулированный вывод. Работа в парах постоянного состава. Дети в группах сами называют случаи примеров на сложение одинаковых слагаемых и оценивают правильность выполнения соседа по парте. 0твечат на вопросы. Обсуждают, делают вывод: слагаемые должны быть одинаковые. Самооценка и закрашивание |
К. Организация сотрудничества с учителем и сверстниками, обсуждение, контроль и коррекция поведения П. Самостоятельное использование эффективных способов решений учебной задачи, рефлексия способов действий Р. Организация последовательности действий, контроль и оценка результата П. Анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода К. Организация совместной деятельности, самоконтроль, создание пространства речевого сотрудничества, соотнесение своей позиции в коллективе Р. Планирование действий, прогнозирование результата |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа |
Посмотрите на картинки и запишите решение задачи Сколько всего груш? Составьте задачку про арбузы |
Записывают решение, проверка в парах. Два человека выполняют на индивидуальных досках, проводят проверку друг друга. Затем коллективное обсуждение, как выполнили. Записывают решение 5+5+5+5=20 (г) Ответ:20 груш собрали дети Составляют и решают задачу действием умножения. Самооценка и закрашивание |
Р. Планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону, контроль и самоконтроль. К. Организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, разрешение возможных конфликтов, коррекция своих действий |
Домашнее задание |
Сделайте в тетради рисунки так, чтобы можно было записать решение и сложением, и умножением. Если рисовать трудно, можно использовать просто геометрические фигуры. |
Задают вопросы. |
|
Рефлексия |
- С каким действием сегодня познакомились? Что такое умножение? -Оцените свою работу на уроке с помощью волшебной линеечки на полях тетради. Аккуратно ли и без ошибок вы оформляли записи. Выберите стикеры-значки. Если всё было понятно – домик, если бывали ошибки –яблочки, если было трудно- указательный палец |
Слушают, отвечают на вопросы. Оценивают всю свою работу на уроке. |
К. Организация сотрудничества с учителем, внутренней аргументации и оценки своей позиции Р. Осознание важности и значимости полученных знаний, самооценка, выявление причин успеха или неуспеха учебной деятельности. |