Технологическая карта урока музыки по теме "Танцы, танцы, танцы".
Технологическая карта урока музыки
Класс: 2.
Учитель: Коршунова Яна Сергеевна.
Тип урока: комбинированный.
Тема: «Танцы, танцы, танцы»
Цель: Закрепление знаний о многообразии танцевального жанра.
Задачи:
Образовательная: познакомить с произведениями «Камаринская», «Вальс, «Полька» русского композитора Петра Ильича Чайковского и «Тарантелла» русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева; познакомить с разнохарактерными танцами – вальсом, полькой и камаринской; закрепить понятие жанра «танец», «ритм», познакомить с особенностями танцев «вальс», «полька», «камаринская».
Развивающая: развивать способность к восприятию и осмыслению различной танцевальной музыки; способствовать развитию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Воспитательная: воспитывать эмоциональный отклик, воспитывать интерес к музыке.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных произведений; выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями музыкальной культуры.
Метапредметные:
- познавательные: Распознавание настроения, чувств, выраженных в музыке.
- регулятивные: Умение строить речевые высказывания о музыкальном произведении в устной форме; умение формулировать собственное мнение и позицию; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
- коммуникативные: Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.
Предметные: Развитие музыкального слуха через чувственно-образное восприятие музыкальных произведений, воспитание любви к музыке посредством постижения её характера в различных видах музыкально-творческой деятельности; научиться определять форму музыки.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальные произведения: «Камаринская», «Вальс, «Полька», «Тарантелла», «Солнечный зайчик».
Авторский медиапродукт: презентация.
Словарь: ритм, танцы.
Ход урока
Содержание | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 этап. Вступительная часть | ||
- Организация учащихся на занятие Визуальный контакт, концентрация внимания. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Сергеевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Мотивация к творческому труду, работе на результат. |
2 этап. Основная часть | ||
- Вы уже знаете, что музыка может рисовать картины природы. На прошлом уроке мы говорили о двух неразрывных понятиях «Природе» и «Музыке». - Какие музыкальные произведения, рисующие нам картины природы мы слушали? (фортепианные пьесы «Утро» и «Вечер») - Назовите автора этих сочинений? (Сергей Прокофьев) - А сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир танцев. Какую задачу мы можем поставить? (познакомиться с танцевальными жанрами) Скажите, где люди танцуют? (На праздниках, в детском саду, школе, в кино, в хореографических кружках, на концертах, спортивных соревнованиях). А когда они танцуют? (Когда им весело). А какие танцы вы уже знаете? (Хоровод, плясовая, сиртаки – греческий народный танец, полька, вальс). - У каждого народа есть свои танцы. У русского – хоровод, трепак, камаринская, плясовая, кадриль, казачок. В Украине – гопак. В Молдавии – хора и сырба. На Кавказе – лезгинка. Во Франции – куранта, фарандола. В Польше – полонез, мазурка, краковяк. В Испании – хабанера, хота, болеро. А мы с вами начнем с народного танца нашей страны – камаринской. Посмотрите, как пишется название этого танца. Можете предположить, что это за танец? Камаринская – старинный народный танец, появился более 500 лет тому назад. Плясовая «Камаринская» не имела определённых фигур и носила характер импровизации. -Мелодию народной плясовой использовал Петр Ильич Чайковский – русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Послушаем пьесу, в основе которой лежит мелодия Камаринской и определим, в чьем исполнении прозвучит этот танец? 1 слушание «Камаринская» из сборника «Детский альбом» П.И. Чайковский Итак, в чьем исполнении прозвучала мелодия Камаринской? (фортепиано). Верно. Пьеса «Камаринская», которая входит в сборник фортепианных пьес «Детский альбом». В этом сборнике 24 пьесы и все они рассказывают о разных сторонах жизни русского человека. Как вы думаете, о чем хотел П.И. Чайковский рассказать в пьесе «Камаринская»? (В своей пьесе он хотел передать дух пляски, ее удалой, задорный характер). Сейчас мы еще раз послушаем «Камаринскую» и попробуем дать ему характеристику, определив: Темп Динамику Ритм (понятия вынести на доску и вспомнить их значение) 2 слушание «Камаринская» из сборника «Детский альбом» П.И. Чайковский С помощью учителя выявляют: - темп быстрый темп, динамика форте, бегущий, острый, чёткий ритм, размер две четверти. Посмотрим, как танцуют этот танец. Обратите внимание на характерные движения. Просмотр видеофрагмента танца. Танцуют в народном стиле, делают присядку, подскоки, кружатся, не держатся за руки В сборнике пьес «Детский альбом» П.И. Чайковский включил много танцев. Послушаем, что за танец сейчас прозвучит? 1 слушание «Вальс» из сборника «Детский альбом» П.И. Чайковский Верно, прозвучал вальс. Как догадались? (музыка кружится, в переводе с французского вальс означает «кружиться») - Какую характеристику мы можем дать этой мелодии? (Темп умеренный, ритм плавный, характер радостный, мелодичный, середина взволнованная, потом слышим повтор). Кто знает, как танцую вальс? (Постоянно кружатся) -Вальс стал популярен в Вене в 18 веке, а в последующие годы распространился во многие страны. - Вальс считается - бальным танцем! Послушаем еще раз «Вальс» из сборника «детский альбом» и попробуем передать движение этого танца (предложить детям встать из-за парт и под музыку потанцевать, обращая внимание на культуру исполнения: двигаться надо в характере музыки, красиво) 2 слушание «Вальс» из сборника «Детский альбом» П.И. Чайковский Физминутка «Потанцуй со мной дружок». И еще один танец нам встречается на странницах «Детского альбома» послушаем его, что за танец? 1 слушание «Полька» из сборника «Детский альбом» П.И. Чайковский - Догадались?! - Верно! Это Полька! - Какой характер? (бойкий, задорный скачущий) - Какие движения принято исполнять во время польки? А вы знаете, где родилась Полька? (многие считают, что в Польше). Родина польки – Чехия. От чешского слова pulka – это половинка т.к. танцуют польку маленькими шажками. Быстрый темп требует проворного переступания ногами, из-за чего шажки получаются маленькими, что и обусловило название танца. Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька – неотъемлемая часть любого торжества: народного, светского, официального. Послушаем еще раз и попробуем определить, как поострена эта пьеса, сколько частей в ней вы услышите? 2 слушание «Полька» из сборника «Детский альбом» П.И. Чайковский Итак, сколько частей услышали? (три). Попробуйте дать характеристику средней части: как она звучит? (в более низком регистре, не много теряется ощущение шага польки). Это происходит не случайно, потому как эта полька считается концертной танцевальной пьесой. Как вы это понимаете? (она не предназначена для непосредственного танцевания, в ней присутствует ритм и характер польки). Просмотр видеофрагмента танцы «Полька». - Как танцуют польку? (Танцуют в парах подскоками, весело бегут по кругу). - Я предлагаю вам познакомиться с еще одним танцем. Его родиной считают Италию. Этот танец называется «Тарантелла». Произведение, которое мы сейчас послушаем, написал Сергей Сергеевич Прокофьев, с этим композитором вы уже знакомы. Внимательно прослушайте произведение и попробуйте выявить особенности танца, какие у него средства музыкальной выразительности. Слушание. - Какой характер у «Тарантеллы» С. Прокофьева? (быстрый ритм, музыка стремительная, композитор смог ярко воплотить смену настроения). Этот танец входит в сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – “Детская музыка”. Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь – «тарантизм». Каждый заболевший был обречен на смерть. И лишь одно спасение было у укушенного – стремительная, необузданная пляска, разгоняющая кровь и нейтрализующая действие яда. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла. Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка. Послушаем еще раз «Тарантеллу» и определим, сколько частей в этом танце? 2 слушание «Тарантеллы» Пьеса состоит из трех частей. Как звучат 1 и 3 части? Как звучит середина? Музыка ее крайних разделов отмечена упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу. Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы очаровательная мелодия среднего эпизода, полная мягкого юмора и улыбки. - Молодцы, ребята. Вы очень внимательно слушали мелодии и сейчас легко ответите на мои вопросы: - с какими танцами мы познакомились? -Чем отличаются друг от друга эти танцы? (ответы учащихся). - В каких жизненных ситуациях люди танцуют? - Люди танцуют в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставляют радость другим! А теперь я предлагаю вам вспомнить, какую песню вы разучивали на прошлом уроке? (солнечный зайчик) - Сегодня нам нужно выучить с вами третий и четвертый куплет. - На прошлом занятии вы изучили первый и второй куплет. Я предлагаю вам исполнить выученные нами куплеты под фонограмму. - Солнце только выйдет - Я уж тут как тут, Кто меня увидит, Все играть зовут. Припев: Я зайчик, зайчик, зайчик, Скачу, скачу, скачу, Я солнечный, и, значит, Скачу, куда хочу. Я, хотя и заяц, Волка не боюсь, Все об этом знают - Я не зря хвалюсь! Припев. Из воды я даже Выскочу сухим В мире мне не страшен Ни огонь, ни дым! Припев. Соне и лентяю Долго спать не дам, - Я не зря гуляю Утром по дворам! - А теперь прослушайте третий и четвертый куплет. На доске вы видите текст. Он будет вам подсказкой. - А теперь мы с вами исполним выученный нами куплет под фонограмму. - Вступаем аккуратно, мелодию поём выразительно, не забываем про распевы. - Сейчас для закрепления выученного куплета, мы будем с вами петь по рядам, я буду показывать какой ряд поёт, остальные внимательно слушают. - Хорошо. А кто-нибудь догадался в какой форме пишется большинство песен? (куплетная форма) | Отвечают на вопросы учителя. Прослушивают произведение «Камаринская». Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Слушают произведение «Вальс». Смотрят видеофрагмент. Выполняют физминутку. Знакомство с танцем полька. Просмотр видеофрагмента. Отвечают на вопросы. Знакомятся с танцем Тарантелла. Разучивают третий и четвертый куплет. Исполняют куплет под фонограмму. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно, искать средства её осуществления через: распознавание существенных признаков, свойств и явлений, с помощью наблюдения, сравнения, анализа; распознавание культурных отношений с другими явлениями. Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения для определения своего отношение к музыке, раскрытие смысла музыкального произведения, оформление своих мыслей в устной и письменной речи. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. |
3 этап. Заключительная часть | ||
- Чем мы сегодня с вами занимались? Какова была задача нашего урока? (познакомиться с танцевальными жанрами) Какие музыкальные произведения мы слушали на уроке? (пьесы П. Чайковского из цикла «Детский альбом» и С. Прокофьева из «цикла «Детская музыка») Определите жанровую основу этих сочинений? (танец). Что характерно для камаринской? Что характерно для вальса? Что характерно для польки? Что характерно для тарантеллы? -У каждого из них есть свои отличительные черты, но все они относятся к одному жанру. Танцевальную музыку мы можем услышать в минуты радости и веселья, чтобы отдохнуть самим и доставить радость другим людям. Справились ли мы с поставленной задачей нашего урока? Легко ли вам было учить песню? - Вы сегодня хорошо поработали, спасибо большое вас за занятие. До свидания! | Отвечают на вопросы. Анализируют деятельность на уроке. | Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий. |