Технологическая карта урока музыки в 1 классе «Какие бывают танцы? Танец в музыке народной и композиторской»
Управление образования г. Харцызска
Харцызская общеобразовательная школа №4
Технологическая карта
музыкального искусства в 1 классе
Тема: Какие бывают танцы?
Танец в музыке народной и композиторской.
Всероссийский конкурс интернет – конкурс для учителей музыки «Технологическая карта урока».
Подготовила:
учитель высшей квалификационной категории музыкального искусства Гоклова Виктория Степановна
2017 г.
1 класс УРОК № 5
Тема урока: Какие бывают танцы? Танец в музыке народной и композиторской.
Цель: Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи. Познакомить с танцами полька и вальс, определить их характерные признаки. Дать понятие «танец», учить ритмично двигаться под музыку.
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (танцевальную музыку).
Познакомить с новым жанром музыки – танец.
Учить детей сравнивать разные по характеру произведения одного жанра – танца. (польки, вальса, камаринской)
Провести художественную работу над «Песней о школе»
Повторение и закрепление понятия певческой посадки.
Развивающие:
Развивать умение рассуждать о музыке, развивать навыки восприятия и анализа произведений.
Развивать вокально – хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух.
Развитие согласованности, ритмичности, координации движений.
Воспитательные.
Воспитывать у первоклассников художественно-эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру.
Прививать интерес к музыкальному искусству.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний;
Жанр урока: Тематический, вид урока: урок – путешествие.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные УУД:
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.
Предметные УУД:
Формирование первоначальных представлений о роли танца в музыке
Воспринимать музыку и выражать своё отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, художественного движения, пластического интонирования и т.д.)
Познавательные УУД:
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления
Регулятивные УУД:
Действовать и планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия в соответствии с правилами игры;
Проявлять познавательную инициативу
Коммуникативные УУД:
Умение общаться и взаимодействовать в процессе коллективного исполнения;
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации музыкальных образов.
Адекватно использовать речь для регуляции своих действий.
Музыкальный материал: В. Верменич. “Веселые сапожки” - исполнение.
аудиозапись: «Детский альбом»II. И. Чайковского Полька, Вальс, Камаринская- слушание, ритмические движения.
Оборудование: Портрет композитора, наглядные пособия, презентация, компьютер, музыкальный центр.
План урок
Организационный момент (2 мин)
Введение в тему урока (3 мин)
Подготовка к усвоению нового материала (3 мин)
Усвоения новых знаний (6 мин)
Продолжение работы по теме урока (4 мин)
Физминутка (3 мин)
Вокально - хоровая работа (9 мин)
Подведения итогов учебной деятельности (3 мин)
Итоговый этап рефлексии учебной деятельности (2 мин)
Ход урока
I. Организационный момент Дети входят в класса под музыку «Польки» из сборника П. И. Чайковского «Детский альбом». (Слайд №2)
Музыкальное приветствие установление рабочей обстановки.
(Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости).
Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).
Скороговорка выполняется с движениями. (Слайд №3)
ІІ. Введение в тему урока (Диалог с обучающимися, в ходе которого совместно формулируется проблема урока). (Регулятивные УУД Учатся слушать вопросы и отвечать на них).
Учитель; Ребята. Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный мир музыки. И как всегда с нами будут наши верные друзья «киты». Давайте их назовем.
Ответы детей: Песня, Танец, Марш. (Слайд №3)
Учитель: Сегодня мы отправимся в новое путешествие по музыкальной стране. А вот с каким из трёх китов мы будем путешествовать, подскажет музыка.
(Звучит полька П. И. Чайковского).(Слайд №4,5)
Ответы детей: Приплыл кит - Танец
Учитель: Молодцы.
Учитель: Любите ли вы танцевать?
Ответы детей: Да
Учитель: Какие танцы можете назвать? Где вы встречались с танцами?
Ответы детей:
Учитель: Ну что ж нам пора. А отправимся мы в путь на поезде. ( Дети выполняют движения под музыку).
Песня «Паровоз» Музыка и слова Г. Эрнесакс. (Слайд №6)
1. Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колёс
Две трубы и сто колёс
Машинистом — рыжий пёс.
ІІІ. Подготовка к усвоению нового материала. (Регулятивные УУД
Выполняют действия в устной форме)
Учитель: И мы прибыли в страну - «Танец»
Танец — это музыкальное произведение, характер выражается с помощью движений.
Какие движения можно делать под музыку Польки и какой характер носит этот танец?
Ответы детей: Хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши, топать ногами, а музыка эта задорная, весёлая.
Учитель: Правильно молодцы.
Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с танцем, который называется Полька. А написал его замечательный русский композитор П. И. Чайковского. Полька – это чешский народный танец, который известен всему миру, танцуют его парами, по кругу, прыгая подскоками, весело и радостно.(Слайд №4)
Учитель: Ребята, послушайте еще один танец и ответьте, какие движения можно делать под музыку этого танца?
(Звучит вальс П. И. Чайковского).
Ответы детей: Под эту музыку можно плавно кружиться.
Учитель: Этот танец называется вальс. Ребята, представьте, что мы находимся на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего танца.
Закройте глаза и, покачиваясь в разные стороны, постарайтесь передать плавность и кружение этой прекрасной музыки.
(Дети слушают вальс и выполняют движения. Во время рассказа о вальсе вывешиваются иллюстрации с изображением балов).
Учитель: Ребята, а теперь мы побываем на дворцовой площади, где проходят народные гуляния.
(Звучит отрывок из “Камаринской” П.И. Чайковского).
Учитель: Какой характер этой музыки?
Ответы детей: Весёлый, задорный, радостный.
(Если дети не дают характеристику музыки, то учитель сам дополняет их ответы.)
Учитель: Это русская плясовая, в который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются в присядку, притонами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.
(Детям предлагается встать вкруг и в импровизационной форме показать несколько движений русской народной пляски по музыку «Камаринской» П.И. Чайковского).
Учитель: Вы молодцы.
ІV. Усвоения новых знаний (Познавательные УУД
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения).
Учитель: Основные жанры музыки. Музыка бывает разной - народной и композиторской.
Народная музыка – это музыка у которой нет определенного автора и имя его неизвестно, то есть в ее написании участвовало много людей. Когда люди еще не умели писаться и читать они передавали друг, другу музыку на слух Мать пела или играла своим детям, бабушки и дедушки своим внукам. И называлась эта музыка народной. Народные танцы неотделимы от разнообразных народных песен.
V. Продолжение работы по теме урока (Познавательные УУД
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения).
Учитель: Скажите, пожалуйста, как называется человек, который сочиняет музыку?
Ответы детей: Композитор.
Учитель: Поэтому, танцы и песни, написанные композитором, называются композиторские. В композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. ЕЕ называют «профессиональной».
Учитель: Мы познакомились, с двумя видами музыки. Назовите их.
Ответы детей: Народная и композиторская.
Учитель: Чем они отличаются?
Ответы детей: Народную музыке написал народ, много людей. Композиторскую – композитор. Один человек.
Учитель: Правильно дети.
VІ. Физминутка (Дети выполняют движения под музыку). ((Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
Коммуникативные УУД Интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации музыкальных образов).
Снова нас зовет труба
В путь дорогу нам пора.
По вагонам детвора,
Ждет нас новая страна.
Песня «Паровоз» Музыка и слова Г. Эрнесакс.
1. Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колёс
Две трубы и сто колёс
Машинистом — рыжий пёс.
Учитель: И мы прибыли в страну - «Песня»
Послушайте песню и скажите, как она называется? (Слушанье музыки)
Ответы детей; Песня “Веселые сапожки”
Учитель: Мы поработаем над мелодией, дикцией в песне которую написал композитор В. Верменич. “Веселые сапожки”
VІІ. Вокально - хоровая работа «Веселые сапожки» - работа над выразительностью исполнения.
В. Верменич. “Веселые сапожки”
1. Взую гарні чобітки
Ще й вдягну віночок.
Грай, музико, вигравай,
Я піду в таночок. 2р
2. Грай, музико, вигравай
Весело й завзято.
Хай піснями розквіта
Славне наше свято.
1. Я сапожки натяну
И сплету веночек
Танцевать сейчас пойду,
Встану я в кружочек! 2р
2. Музыканты — молодцы.
Веселей играйте!
Дружной песенкою вы
Праздник начинайте!
Сколько куплетов в песне? (Два куплет.)
А сколько куплетов вы уже успели выучить? (Два.)
Поработаем над четким произношением слов, правильным дыханием, выразительным исполнением этой песни, чтобы вы могли спеть ее на празднике, посвященном окончанию I четверти учебного года.
С чего начинается эта песня? (С инструментального вступления.)
Я сыграю вступление на фортепиано и кивну головой, чтобы подсказать, когда вам надо начинать петь. Постарайтесь вступить все вместе, дружно.
Попробуем выразительно спеть весь куплет. Послушайте вступление и начинайте петь негромко, а потом сделайте усиление и замедление в нужных местах. (учитель исполняет вступление, школьники поют песню, обращая внимание на нужные детали и где взять дыхание.)
Предлагаю встать и станцевать под песню «Веселые сапожки», В. Верменич (импровизация учеников).
Учитель: Вы молодцы.
Учитель: Пора домой -
Печалиться не надо.
Пора домой –
Без всяких громких слов.
Пора домой.
Там точно будет лучше,
Пора домой. Пора домой.
Песня «Паровоз» Музыка и слова Г. Эрнесакс.
1. Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колёс
Две трубы и сто колёс
Машинистом — рыжий пёс.
Учитель: Мы вернулись домой
VІІІ. Подведения итогов учебной деятельности Личностные УУД Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Предметные УУД Воспринимать музыку и выражать своё отношение к искусству.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по станам.
С какими танцами мы сегодня познакомились?
Ответы детей: Полька, Вальс, Камаринская.
Учитель: А кто их написал?
Ответы детей: Композитор П. Чайковский.
Учитель: Молодцы. Чем отличаются народна музыка от композиторской.
Ответы детей: Народную написал народ, а композиторскую – композитор.
Учитель: Вы усвоили новый материал. (Учитель отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность).
ІX. Итоговый этап рефлексии учебной деятельности (
Регулятивные УУД Проявлять познавательную инициативу
Коммуникативные УУД Адекватно использовать речь для регуляции своих действий).
Сегодня на уроке вы вновь встретились и подружились с разными видами музыки – её музыкальными жанрами.
Ребята. У вас на столе лежат нотки разного цвета. Я хочу попросить вас ответить на такой вопрос: Этот урок вам понравился? Если вы считаете, что да – покажите желтую нотку, если не очень – зеленую, если нет – синюю. Спасибо.
Учитель: Наш урок закончен. До свидания! До новых встреч! (Выход из класса под музыку. Звучит «Вальс» ПИ. Чайковского).