Технологическая карта урока обучения грамоте "Буква А а"
Технологическая карта урока
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1
УМК: Школа России
Тема урока: Буква А, а. звук [а].
Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком [а], буквами А а.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а; учить выполнять звуко - буквенный анализ слов;
Развивающая: развивать фонематический слух, устную речь, мышление, внимание, память;
Воспитывающая: воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к учебному труду;
Планируемые результаты:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
Метапредметные:
Регулятивные: принимают задачу, сформулированную вместе с учителем;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв;
Коммуникативные: составляют рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушают и понимают речь других;
Предметные результаты: узнают особенности произнесения звука [а] и его характеристику, называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные и строчные буквы;
Тип урока: открытие новых знаниях
Методы: аналитико-синтетический, метод наблюдения над фактами языка, метод индукции, метод сопоставления звучащей и письменной речи; метод языкового разбора
Приёмы: звуковой синтез, деление слова на слоги, слоговой синтез, чтение слогов и слов, заучивание фрагмента стихотворения
Формы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование и ПО: учебник, иллюстративный материал учебника
План урока:
Орг. момент (1 мин.)
Актуализация опорных знаний (3 мин.)
Постановка темы и цели урока (5 мин.)
Усвоение новых знаний и способ действий (10 мин.)
Первичная проверка понимания (5 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)
Итог урока (1 мин.)
Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | | Ф | | Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и… (внимательным) 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … (не перебивая). 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … (понятно). 4. Если хочешь отвечать – Надо … (руку поднимать). В стране родного языка | Приветствуют учителя и друг друга. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения | | Ф | Учебник | - Какой учебник лежит у вас перед глазами? - Послушайте пословицу про азбуку «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете её смысл? - Азбука помогает научиться читать, стать грамотным. Сегодня мы начнём изучать буквы. Посмотрите на с. 21 учебника. С какой буквой мы сегодня познакомимся? | - Азбука Слушают пословицу, объясняют смысл пословицы, высказывают своё мнение. - Сегодня мы познакомимся с буквой А. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока | | Ф | | - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: «Тема нашего урока: звук… и буквы, которые его…» - Сформулируем цели урока с опорой на фразы: 1) Познакомимся с … 2) Будем учиться находить … 3) Будем учиться читать … | - Тема нашего урока звук [а] и буквы, которые его обозначают - Познакомимся со звуком [а], буквами А а - Будем учиться находить звук [а] в словах - Будем учиться читать слоги, слова с буквой «а» |
Физ. минутка | | | | Во дворе растёт подсолнух, Рядом с ним второй, похожий, Вертим ручками по кругу. Отдохнули мы чудесно, | Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.
|
Усвоение новых знаний и способов действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий | Аналитико-синтетический, метод наблюдения над фактами языка, метод сопоставления звучащей и письменной речи | Ф | | Учитель показывает картинку с изображением астры. - Что изображено на картинке? - Составим схему этого слова: - Каким звуком начинается первый слог? - Давайте произнесём его все вместе. - Какой это звук: гласный или согласный? - Почему? - Звук [а] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [а] на письме обозначается гласной буквой А. Учитель показывает карточку с буквами А а. | - Астра - [а] - Произносят звук [а] - Гласный - Потому что при произнесении звука [а], выдыхаемый воздух во рту не встречает преград, звук [а] поём. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоение нового учебного материала | Аналитико-синтетический, метод сопоставления звучащей и письменной речи, метод языкового разбора. Приемы: 1) звуковой анализ; 2) работа по иллюстративному материалу; 3) слоговой синтез; | Ф | | - Рассмотрите картинку на с. 20. Кто на ней изображён? - Что написано на доске в лесной школе? Звук или буква? Почему вы так думаете? - Отгадайте загадку: Тот, кому уже семь лет скажет: «Школа, здравствуй» У меня в руках букет Праздничные … - Сколько слогов в слове «астра»? Почему? - На какой слог падает ударение? - Произнесём всё слово, выделяя первый звук - Какой первый звук? - Произнесите всё слово, выделяя второй звук. - Какой второй звук? - Какой он? - Произнесите всё слово, выделяя третий звук - Какой это звук? - Произнесите второй слог - Что услышали? - Слияние каких звуков? | - Звери в лесной школе - Буква А, а. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. - Астры - Два, потому что тянется два гласных звука. - Ударение падает на первый слог. - Астры - звук [а] - аСтры - звук [с] - Согласный - асТры - Согласный - Ры - Слияние - [р] – согласный, [ы] - гласный |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели | Метод самостоятельной работы Приёмы: звуковой синтез. | И | | С. 20 (Игра «Дежурная буква») - Послушайте пословицу: «Аккуратность человека красит» Посчитайте, сколько букв А | - Слушают пословицу и буквы А - В пословице 4 буквы А |
Включение в систему знаний и повторение Цель: Включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Методы: аналитико-синтетический; Приёмы: 1) работа по иллюстративному материалу 2) определение количества букв А в словах; | Ф | | - Рассмотрите рисунок на с. 21 - Что это? - Произнесите названия этих предметов и внимательно послушайте. Что интересного заметили? - Посчитайте, сколько в этом стихотворении встретилось букв «а» | - Астра, азбука, айва. - В этих словах 1-ая и последняя буквы «а» - 19 |
Итог урока Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | | Ф | | - Наш урок подошёл к концу. - С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять? - С какой буквой познакомились? - Довольны ли вы своей работой? - Если вы активно работали на уроке, вам было все понятно – похлопайте в ладоши. Если вы испытывали какие-либо затруднения – потопайте. - Всем спасибо за урок, до свидания! | - Звук [а] - Буква А а. |